Все, что участвует в формировании изображения

Все, что участвует в формировании изображения

Матрица

Как научиться фотографировать на смартфон

Матрица — это сенсор, который собирает свет и потом преобразует его в картинку. Чем крупнее матрица, тем лучше картинка. Тем шире возможности фотоаппарата. В условиях недостаточного освещения будет преимуществом большая матрица, так как она собирает больше света. И наоборот. Для протокольной картинки подходит любая матрица — даже в камере смартфона. Если снимать для инсты и фэйсбука что-то, то важен контент, а не матрицы и мегапиксели. Здесь особо можно не заморачиваться со стоимостью оборудования и размером матриц, если только, не преследуется определенная специфика. В таком случае лучше сделать ставку на различные приемы и техники, кадрирование, перспективу, корректному расположению объектов в кадре и так далее. Многие успешные блоггеры снимают на смартфон.

Используемые сейчас термины:

  • Большой формат — размеры сенсора, крупнее 6х6 сантиметров, условно. Скорее всего, в свободной продаже такой фотоаппарат не найти.
  • Средний формат — распространенный формат кадра, большего 33х44 мм. то есть, все, что крупнее полнокадровой матрицы сейчас обычно говорят «средний формат». По отношению к среднему формату — матрицы полнокадровые 35мм это кроп.
  • Полнокадровая матрица — матрица стандартных размеров пленочного кадра 36х24мм. Все, что меньше — обычно называют кропом.
  • Кроп — массовый сегмент фототехники. В смартфонах — кроп, в дешевых мыльницах — кроп, в дешевых фотоаппаратах — кроп. Обрезанные версии матриц, относительно кадра 36х24мм. Распространенные кропы — APS-C (Меньше в 1,6 раза у Canon, или в 1,5 раза у всех остальных). В мыльницах, как правило, стоят матрицы еще меньшего размера. Соответственно кропу матрицы, уменьшается и стоимость фотоаппарата. На объективах обычно указывают эквивалент для полного кадра. Так, например, стандартный китовый объектив Canon 18-55мм IS II f/3.5-5.6 имеет по факту угол обзора 29-90мм и диафрагму f/5,6-9.

matrica

Светочувствительность

Размер матрицы и светочувствительность сенсора связаны напрямую. Большая матрица собирает больше света, и ее ячейки имеют большую площадь, чем у матриц меньшего размера. Светочувствительность матриц влияет на качество изображения. Сейчас используется стандарт ISO, который позволяет оценивать уровень чувствительности матриц в единой системе. Помните эти странные циферки на пленках? И слова отца/деда, что сейчас пленка в одном фотоаппарате для помещения, а в другом для улицы? Так вот, это оно и есть. ISO100-400 используется для съемок на улице, и в условиях, где достаточно света. ISO640 и выше — для условий, в которых недостаточно света. Современные фотоаппараты имеют максимальную чувствительность ISO102400 и это далеко не предел.

Также, как и в случае с пленкой, увеличение ISO имеет пагубные последствия для картинки. В старых цифровых фотоаппаратах фотография получалась рыхлой при ISO800, однако, сейчас эти значения далеко выше. В большинстве случаев, ISO можно отдать на откуп фотоаппарату, выставив значение AUTO. При адекватно работающей электронике, современный фотоаппарат с полнокадровой матрицей дает хорошую картинку на всех значениях ISO. Фотоаппараты с меньшей, относительно пленочного кадра, матрицей, из-за меньшего размера сенсора, а также тесно расположенными ячейками, обладают меньшей светочувствительностью. Соответственно, их использование немного ограничено, и для съемки придется чаще использовать штатив или вспышку.

Скорость затвора

Как научиться фотографировать на смартфон

На фотоаппаратах часто встречается устройство — затвор. Это шторы, или рольставни, которые дозируют свет, проходящий через объектив, на матрицу. Чем выше скорость затвора, тем более универсальный фотоаппарат. Например, со светосильным объективом на высокоскоростных затворах можно снимать с короткими выдержками днем. Соответственно, размывать фон лучше. Весьма экзотическая ситуация, но тем не менее.

Темные объективы требуют более медленных и длинных выдержек. В большинстве потребительской фотоаппаратуры современности выдержка ограничена потолком в 1/4000. Для использования светосильных объективов потребуется более производительный затвор. Однако, при съемке портретов обычно хватает самого стандартного и распространенного набора выдержек с потолком в 1/4000 секунды так как основной диапазон работы это 1/30 — 1/250.

Режим фотоаппарата, в котором мы управляем скоростью затвора, а все остальные параметры выставляются автоматически, называется «Приоритет выдержки». На селекторе режимов это обычно буквы Sv (Shutter Value — значение затвора) или Tv (Time Value — значение времени). Для избежания проявления эффекта шевеленки требуется соблюдение правила, при котором минимальная скорость затвора будет соответствовать не менее 1/фокусное расстояние объектива. Объекты в движении замораживаются высокими скоростями затвора.

Экспозиция

Комбинация диафрагмы, и выдержки образует экспопару. Экспопара+светочувствительность матрицы в современных камерах образует треугольник экспозицииЭкспозиция — это сформированный параметрами фотоаппарата уровень освещенности, который матрица получает во время экспонирования (засвета) и потом превращает в картинку. Главная задача фотографа заключается в настройке выдержки и диафрагмы для получения корректной экспозиции при текущей светочувствительности матрицы.

Объектив

Объектив — это немаловажная часть комплекта. В фотографической среде очень часто встречается понятие «сначала берешь объектив, потом на остаток докупаешь камеру». Это штука из пленочной эпохи, тогда особой разницы в камерах действительно не было. Это были просто механические коробки с плюс-минус одинаковым набором функций. Но даже сейчас, именно объектив отвечает за качество картинки в 90% случаев, а в фотоаппарате больше важен размер сенсора и его древность. На свежий фотоаппарат с маленькой матрицей, качественные фото получаются лучше, чем на старый с большой. Технологии, все дела. Скажу более — на современный смартфон фотографии можно получать быстрее с приемлемым для размещения в сети, качеством, нежели на старый фотоаппарат. Объектив — это стекла определенной формы, заключенные в оправу, и оснащенные кольцом фокусировки (или мотором) а также диафрагмой. Конфигураций оптики миллионы, и они не важны. Важен параметр фокусное расстояние, которое отвечает за определенный угол обзора. Объективы по фокусному расстоянию делятся условно на:

  • Широкоугольные — больший охват площади окружающего мира. Это все фокусные расстояния до 50миллиметров. В современных смартфонах камеры сконфигурированны, чтобы захватывалось в эквиваленте, примерно 22-35 миллиметров фокусного расстояния. Оптимальное качество, минимум искажений. Все, что шире — будет скруглять вертикальные и горизонтальные линии, вплоть до сведения их в круг (фишаи, или рыбий глаз). Именно широкий угол создает «эффект присутствия», а также может использоваться в качестве творческой составляющей вашего проекта. Пример объектива с фото.
  • Стандартные объективы — 50-70 миллиметров фокусного расстояния. Имеют стандартный угол обзора, самые простые в производстве, а также самые продаваемые объективы всех времен и народов. Большая часть фотографий пленочной эры была сделана именно на 50мм фокусного расстояния. Пример объектива с фото.
  • Телеобъективы — объективы, имеющие коэффициент увеличения картинки. Используются для съемки удаленных объектов, а также, для портретов с правильными пропорциями лиц. Также телеобъективы сжимают перспективу (объекты заднего плана сливаются воедино в экстазе). Пример объектива с фото.

fokusnoe rasstoyanie

Объективы также существуют в нескольких своих итерациях:

  • Фиксы — объективы с единственным фокусным расстоянием. Например, 50мм. И все. Если необходимо поменять угол обзора, меняешь объектив на другой. Типичное соотношение для пары объективов — 135мм и 50мм35мм и 85мм. Фиксы имеют лучшую резкость и размытие заднего плана, а также меньший вес, по сравнению с зумами.
  • Зумы — объективы, обладающие набором фокусных расстояний. Типичные стандартные зумы — 24-105мм, 24-70мм70-200мм. Очень удобно брать с собой зум, или использовать светосильный зум для съемки всего подряд. Обычно зумы обладают большим, чем фиксы весом, и чуть менее качественной картинкой, из-за большого количества стекол в объективе. Также, цена на светосильные зумы и светосильные фиксы может отличаться в разы.

Тут уже сами решаете, что вам удобнее — пара объективов с более качественной картинкой, или зум с фотоаппаратом, для протокольной съемки или съемки, где не нужно хорошее размытие фона.

Кстати, в объективах обычно, действует правило — чем выше цена, тем качественнее оптика. Качественная оптика у Canon, например, отмечена дополнительной литерой «L» (лакшери). Высокая цена объектива обуславливается сложностью схемы, а также количеством человеко-часов, потраченных на варку стекла, формовку, шлифование и покрытие. Некоторые сорта стекла выращивают в лабораторных условиях (флюорит). Объектив состоит из минимум из одного элемента (монокль), но монокли используются в ломографии, в основном, так как в них не корректируются искажения. Массово такой продукт не зайдет. Обычно 5-6 элементов самой разнообразной формы. И под каждую форму необходимо делать оснастку, и тратить время на обработку этих форм стекла. Самая распространенная схема объектива — тессар:

Как научиться фотографировать на телефон красиво

Схема древняя, но мало затратная в производстве, и в вашем смартфоне, скорее всего, используется именно ее подобие. Также, в объективах, как правило, в центре, стоит механизм, который регулирует световой поток до матрицы. Эта штука называется диафрагмой.

Диафрагма

Диафрагма объектива — устройство, регулирующее поток света до матрицы фотоаппарата. С помощью диафрагмы увеличивают глубину резкости. Также, большинство объективов дают лучшую и более ровную картинку, если пользоваться диафрагмированием. Режим фотоаппарата, в котором мы управляем только глубиной резкости с помощью диафрагмы, называется «Приоритет диафрагмы». На селекторе режимов это обычно буквы «A» — Aperture (диафрагма, апертура) или «Av» — Aperture value (значение диафрагмы).

Как научиться фотографировать на телефон красиво

Максимальное значение — открытая диафрагма, обычно указывается на объективе. Имеет вид 1.8/85, где f/1.8 — это максимальное значение. 1.8 — стандартный в современности, светосильный объектив. Далее уже идут более дорогие 1.41.2. Более дорогие в первую очередь потому, что требуются более широкие линзы, чтобы пропускать больше света. Все, что темнее 1.8, как правило, дешевле. Я намеренно не указываю, что такое f/ перед числом. Пока не вникаем. Часто значение f/ называют светосилой объектива. Пусть будет так. Запомним несколько мантр:

  • Чем объектив светосильнее, тем он тяжелее, и дороже.
  • Светосильный объектив спасает в условиях низкого освещения.
  • Светосильный объектив с f/1.8 на открытой диафрагме размывает фон всегда лучше, чем объектив с f/2.8.
  • Глубина резкости на f/1.4 всегда меньше, чем на f/1.8 и выше.

image15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *