Zenit MC Zenitar 2/50 — объектив в пластиковом корпусе, штатный для фотоаппаратов Зенит-312М, Зенит-412 и других.

Зенитар 2/50 — зеркального стандарта М42, имеющий одноименное резьбовое соединение с объективами-современниками камеры. Оптику можно безболезненно применять на современных цифровых фотоаппаратах через переходник с резьбы M42. Читать статью о переходниках.

Наименование MC Zenitar-M2s 2/50 Made In Russia
Крепление к камере Любая зеркальная или беззеркальная камера через переходник с М42
Выпуск 90-е годы XX века
Производство КМЗ
Тип Стандартный, фиксирован
Корпус Крашеный пластик
Стоимость 10$ в 2022 году с рук. Смотреть на авито сейчас
Относительное отверстие 1:2
Управление диафрагмой ручное, кольцо управления, нажимной механизм диафрагмы
Пределы шкалы диафрагм 1:2–1:16
МДФ (m) 0.35
Фокусное расстояние (mm) 50 (75)

Объектив был разработал на Красногорском заводе им. Зверева, как штатный для фотоаппаратов Зенит поздних выпусков с пластиковыми панелями корпуса. Можно найти в составе комплекта с фотоаппаратами:

  • Зенит-212k — с байонетом К (КМЗ)
  • Зенит-312m (КМЗ)
  • Зенит-412DX (КМЗ)
  • Зенит-412LS
  • Зенит-КМ
  • Зенит-КМ плюс

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

Зенитар 2/50 выпускался в нескольких модификациях:

  • МС Зенитар-К — опытное производство не пошедшее в серию, металлический корпус, отличающаяся схема и максимальная диафрагма f/22
  • МС Зенитар-М (К) 2/50 — первые Зенитары 2/50, максимальная диафрагма f/16. Говорят, первые партии шли с макс. диафрагмой f/22, но подтверждения не нашел.
  • МС Зенитар-М2 (К2) — пластиковый корпус, аналог объектива из обзора, максимальная диафрагма f/16
  • МС Зенитар-М2с 2/50 — пластиковый корпус, герой обзора
  • МС Зенитар-М3 (К3) — опытное производство, пластиковый корпус, изменено кольцо фокусировки. Не пошел в серию

Новый штатный объектив для фотоаппаратов производства КМЗ должен был быть дешевым в производстве, давать неплохое качество картинки и иметь дизайн, который походил на новые фотоаппараты Зенит с пластиковыми панелями корпуса. Немаловажным фактором при производстве была возможность использовать оптическую схему при грубой обработке деталей и низкой точности изготовления корпусов. Потому и бытует мнение о том, что некоторые объективы лучше других.

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

Но например, сравнивая гелиосы различных модификаций мне еще ни разу не попадалась (более 1000 объективов прошло через мои руки) совсем из рук вон плохо выполненная обработка деталей или оптически убитое стекло. Наоборот, я заметил, что есть небольшой разбег по резкости, но он на столько не критичный, что это можно списать на статистическую погрешность нашей жизни. А действительно убитые экземпляры просто эксплуатировались небрежно. Вот и вся разница.

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

Мне же на обзор достался объектив, на который снимали какое-то время, а затем положили на полку. При этом, сравнивая с другим таким же, обратил внимание, что соответствуют действительности только следующие мнения по этому стеклу:

  • Корпус оставляет желать лучшего.

При работе чувствуется, что кольцо фокуса имеет свободный ход по вертикали и горизонтали, а также притирается к кольцу диафрагмы.

  • Эксплуатация объектива вызывает нарекание по части эргономики

Жуткая реализация механизма фокусировки доставляет боль при работе. Кольцо притормаживает, и трется о соприкасающиеся части оптического блока и других деталей. Кольцо фокусировки перекашивает в сторону вращения.

  • Кольцо диафрагмы странно работает

Имеет жесткую фиксацию (для пластикового кольца стопор можно сделать полегче), из-за этого часто скручивается с камеры.

  • Оптически весьма неплох

Не смотря на то, что поймать глубину резкости при съемке ростового портрета на открытой (с бокехой, все дела) задача весьма нетривиальная, все же, объектив хорош. Но об этом я заикнусь еще ниже.

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

В целом, не смотря на дешевые материалы корпуса, объектив достоин внимания в первую очередь потому, что является самым дешевым светосильным объективом, с ручным управлением. Да, да. Зенитар 2/50 в 2004-2005 году продавались новыми с завода за смешные 1200 рублей, и даже при пересчете курса доллара на текущую дату, оставался бы самым дешевым светосильным полтосом. Следующим шел бы YN 50 1.8, в котором АФ как бы есть, но его по факту нет и крутить приходится ручками. Да, конечно, уже можно выцыганить Canon 50 1.8 II где-то за 30$, но там с автофокусов беда как у YN 50/1.8. А ведь Canon).

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

В сухом остатке мы имеем объектив с ужасной эргономикой, но светосильный и самый дешевый на рынке. Даже на б\у рынке. Он реально дешевле Гелиосов в основной своей массе, хоть и, как мне лично показалось при изучении оптической схемы, является пересчитанной версией тех самых Гелиосов 44 серии. К тому же, он оснащен оптикой высокой разрешающей способности:

  • Зенитар 2/50 — 63/45 линий на миллиметр
  • MC Гелиос-44М-7 — 50/30 линий
  • Гелиос 77М-4 — 45/30 линий

Это хороший показатель среди мануальной оптики того времени, среди Российских и разработок СССР. От себя добавлю, что при разрешении 40 линий и меньше по центру у гелиосов приятная глазу картинка, резкость и детализация. Цифры просто для сравнения. Схемы Гелиоса 77М-4 и Зенитар 2/50 на картинке отличаются совсем немного. Так что… Закрадывается вполне весомое подозрение на адаптацию схемы под новые реалии. Привет, планар!

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

Не смотря на обилие пластика, в объективе, все же, догадались сохранить металлические части — кольцо с присоединительной резьбой выточен из алюминия, а оптический блок заключен в металлическую оправу. Судя по общему весу объектива — также из алюминия. Кстати, Зенитар 50/2 будет отличной компактной заменой темного Индустар-50 (или И-50-2) 3.5/50, если необходимо, чтобы светосила всегда пребывала с тобой.

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2

Исходя из проведенного с Зенитар 2/50 времени в поле, сложилось странное впечатление от него — вроде и оптически неплохое решение с учетом стоимости, а вроде и не против какой-нибудь более предсказуемый планар с собой взять. Например, тот же Гелиос. Просто постоянное ощущение того, что объектив сейчас умрет у тебя прямо на руках, не покидает до самого момента возвращения его на полку.

Зенитар 2/50 Zenitar 2/50 Зенитар-M2S Зенитар-М Зенитар-M2 пример фото

Минимальная дистанция фокусировки так и подкупает поиграть с бокешкой на МДФ, однако, макро не для всех. Но сам факт наличия ближайшей дистанции в виде 35 сантиметров, радует. Диафрагма Зенитар 2/50 имеет шесть лепестков, и не смотря на то, что конструкция корпуса имеет достаточные для свободного хождения песка и пыли, зазоры, работает прекрасно. Для использования на современных фотоаппаратах требуется переходник с М42 с фланцем. Ну, или надо вручную блокировать прыгалку. Переключение значений механически затруднено из-за порочного корпуса, а также из-за близкого расположения кольца диафрагмы к камере.

Больше всего выбешивает даже не столько хлипкость корпуса, сколько эргономика — ты без перчаток-то не в состоянии переключить значение диафрагмы не сдвинув кольцо фокусировки, а в перчатках и подавно.

Пример фотографий Зенитар 2/50

Снято на камеру Sony A7, обработка в Capture One. О качестве изображения можно судить по моим любимым ночным выходам в атмосферу ужасного микса разнонаправленного и уродливого городского освещения с ультра большими, относительно дневных съемок, ISO. В подобной среде ты можешь расслабиться и вполне дать показать объективу все свои слабые стороны. Зенитар 2/50 охотно раскрывает свои особенности именно в работе с источниками света в кадре. В остальном я лично не имею нареканий на оптическую часть. Просто в остальном — это уже привычная картина для объективов, собранных по классическим технологиям. Тут даже мультипросветление особо не помогает. Устроить диско на ровном месте? Да легко.

Использование MC Zenit Zenitar 2/50 на современных фотоаппаратах

На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 80мм фокусного расстояния, а диафрагма будет соответствовать значению f/3,5. Почему так? Потому что, во-первых, из-за узкого угла обзора придется отходить дальше. Во-вторых, матрица фотоаппарата получает света меньше в 1,6 раза по сравнению с полнокадровым 35мм сенсором. В третьих, хоть это не относится к предыдущим двум заявлениям, у объектива на кропе наблюдается падение резкости за счет более плотного расположения пикселей на матрице и их сосредоточенности по центру объектива.

На полном кадре объектив работает так, как задумано — имеет более пластичную картинку и соответствующие заявленным, характеристики.

Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра. Для работы на цифровых фотоаппаратах понадобится переходник с резьбового соединения М42х1 на вашу камеру.

MC Zenit Zenitar 2/50 на Canon

Устанавливается через переходник M42 — Canon EF, о переходниках можно почитать здесь. Переходники без чипов, с Гелиос 44м-6 на Canon EF стоят дешево. В целом, достаточно только купить переходник с подтверждением фокусировки, или без него, и объектив готов к работе.

MC Zenit Zenitar 2/50 на Nikon

Для сохранения бесконечности, оптическую схему необходимо «придвинуть» к матрице фотоаппарата примерно на 2мм. Можно купить переходник с корректирующей линзой, но качество картинки будет испорчено.

MC Zenit Zenitar 2/50 на Fujifilm, Canon EOS R

На любой беззеркалке, Зенитар, как и другие объективы М39\М42, будет работать в полную свою силу, через соответствующий переходник. Не забываем про кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.

Альтернативы MC Zenit Zenitar 2/50

Основное вероятное применение MC Zenit Zenitar 2/50 — это погрудные и ростовые портреты. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», в стоке не совсем подходит, так как кольцо диафрагмы с трещоткой, а фокусировка не обеспечивает плавности из-за пластикового механизма. Альтернативы:

Гелиосы серий «Мх-Х»

Гелиосы любых модификаций имеют улучшенные оптические характеристики, более стойки к контровому свету. Объективы с многослойным просветлением в два раза превышают стоимость MC Zenit Zenitar 2/50 и достаточно распространены.

Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42

Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.

Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42

Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.

Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42

Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.

Зенитар-М 50mm f/1.7

Неплохой вариант объектива для портретной съемки с ровным размытием фона, чуть лучшим контрастом и цветностью. Светлый, максимальная рабочая диафрагма — f/1.7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *