Canon 50mm f/1.8 STM (2015)

Многие давно ждали нового 50-мм объектива от Canon, и 50-мм объектив с STM-приводом оказался значительным обновлением, сохранив, в основном те же ультрамалые размеры и вес. 50mm f/1.8 II был чрезвычайно популярным объективом, в первую очередь из-за его широкой диафрагмы и хорошего качества снимков по очень низкой цене. Canon отметила 25-летний юбилей объектива EF 50mm f/1.8 II анонсом его замены — объективом Canon EF 50mm f/1.8 STM.

Содержание

Общее
Обзор объектива
- Фокусное расстояние
- Диафрагма
-- Глубина поля, резкость
-- Виньетирование
-- Дифракционный предел
-- Хроматическая аберрация
-- Кома
- Фокусировка
- Качество сборки, корпус, юзабилити и функции
- Рекомендации к приобретению
- Альтернативы
Резюме
- Цены
- Пример видео
- Галерея фотографий
Технические характеристики
Ссылки

Общее

Самой линейке, как таковой, почти четверть века. С обновлением объектив получил новый мотор фокусировки, изменился дизайн, снова вернулось металлическое крепление к байонету камеры. У предыдущей модификации, как ни странно, с качеством изображения было не так все плохо, как с мотором автофокуса. Внешний вид был также на любителя. Canon 50mm f/1.8 STM избавили от эффекта пластиковой игрушки, а обновленный дизайн придает больше строгости.Не смотря на то, что оптически это практически идентичные линзы, все же, компания переработала модель и добавила улучшений. Основные отличия:

  • 7 закругленных лепестков диафрагмы против 5 (гайки в боке на зажатой диафрагме сглажены)
  • Крепление обьектива – металл, у предыдущей модели – пластик
  • Общее качество сборки улучшено на порядок – Canon 50mm f1.8 II можно было разломать, не применяя особых усилий.
  • STM против Micro Motor (и соответственно, более плавная, точная, и менее шумная фокусировка)
  • Покрытие Superspectra призвано уменьшить количество ХА обьектива
  • Full Time Manual Focus – при условии активного экспозамера, обьектив позволяет ручную фокусировку даже в режиме AF
  • МДФ уменьшена до 0,35см против 0,45см у «предка»
  • Резьба под световые фильтры меньшего диаметра (49мм против 52мм)
  • Более узкая минимальная диафрагма (f22 против f16)

Обзор Canon 50/1.8 STM

Фокусное расстояние

Когда приходит время выбирать объектив по определенным критериям под задачи, первостепенной важностью при выборе будет (помимо цены) его фокусное расстояние. Фокусное расстояние определяет угол обзора и перспективу, необходимую при кадрировании изображения до его съемки. Фокусное расстояние в 50мм имеет множество применений. Результат с 50мм на полнокадровых цифрозеркалках приближает нас к тому же самому углу обзора, который наблюдаем мы собственными глазами. Не даром во времена пленочной фотографии самым популярным фокусным расстоянием было 50мм. Исходя из того, что ведущие производители Canon и Nikon имеют в производстве одновременно несколько линеек 50мм объективов, можно сделать вывод о популярности этого фокусного расстояния и сегодня.

50-миллиметровые линзы часто используются в моде, портретах, свадебных церемониях, документальных, образных, спортивных, архитектурных, ландшафтных и общих направлениях фотографии, включая студийную фотосьемку. Основным, конечно, объектом для фотосъемки 50-мм объективом являются люди. 50-миллиметровый объектив, используемый на DSLR с полнокадровым сенсором, имеет слишком широкий угол для головного портрета, однако, неплохой выбор для поясного портрета и портрета в полный рост.

50-мм объектив, установленный на камеру с APS-C 1.6х сенсором имеет угол обзора эквивалентный 80-миллиметровому объективу. Этот уменьшенный угол поля зрения, конечно, применим, для тех же целей, и даже сохраняет неплохую перспективу в этом направлении.




Подобное фокусное расстояние также позволяет снимать панорамы.

Диафрагма

Особенность, которой обладает большинство современных недорогих фиксов – широкая диафрагма. Она позволяет большему количеству света пройти до датчика изображения, а также пользоваться малой глубиной резкости для определенных задач (и соответственно, глубоко размывать фон за объектом фокусировки), а также снимать в условиях малой освещенности.

Глубина поля, резкость

У Canon 50mm f1.8 STM глубина поля продолжает увеличиваться по мере сужения диафрагмы до f8. А то, что объектив обладает максимальной диафрагмой f1.8, конечно, вовсе не значит, что вы будете ее использовать постоянно.

В определенных условиях качество картинки на открытой диафрагме может быть неприемлемо. В том числе, из-за малой глубины резкости. Качеством картинки Canon 50mm f1.8 STM и Canon 50mm f1.8 II отличаются мало. Если сравнить графики MTF с предшественником, можно даже расстроиться – они, фактически, идентичны. Было бы, конечно, здорово, если бы обновленные модели объективов имели улучшения и оптических качеств, но это совсем не обязательно, когда речь идет о достаточно популярной модели.

Ведь, фактически, соотношение цена\качество не поменялось. Не ухудшилось точно. Тем более, что Canon обещали, что Spectra Coating уберет большинство ореолов, и вспышек при фотосъемке, а также помочь камере с оптимизацией воспроизведения точности цветов.

На открытой диафрагме фотографии с Canon 50mm f1.8 STM можно назвать художественными. Присутствует немного резкости по центру поля, которое все равно потребует программной корректировки. Поэтому, если мы гонимся за резкостью, открытую диафрагму нет необходимости использовать. Тем не менее, многие платят за объективы, которые способны придать «воздушности» или «мечтательности» изображению. С Canon 50mm f1.8 STM можно набрать количество подобного эффекта, просто открывая диафрагму шире.

На f/2 центр кадра по резкости лучше, но баланс поля фактически приходит в равновесие при диафрагме от f2.8. Не  смотря на это, некий софт-эффект сохраняется по углам кадра. Стоит иметь в виду, что «нерезкая» часть линзы фактически не попадает в площадь сенсоров формата APS-C.

На f/4 результат впечатляет, — область резкости продвигается дальше к краю изображения, и только по углам остается софт-эффект. Четкость картинки в кадре ухудшаться начинает с f/11, но еще на f/8 картинка выглядит превосходно.

Дифракционный предел

Эффекты дифракционного предела становятся отчетливо видны на f/16 у большинства современных зеркалок, поэтому то, что объектив можно закрыть до f/22, в принципе, мало что значит даже для полнокадровых камер.

Виньетирование

Виньетирование присутствует, правится корректором фотоаппарата, и программно – без проблем. Существенно нивелируется на f/4, а пользователям кропнутых камер увидеть его – стоит постараться.

ХА

Хроматическая аберрация, в виде ее распространенной модели, когда различные цвета спектра увеличиваются по-разному, заметна обычно на линиях сильного контраста с большим различием в длинах волн. Canon 50mm f1.8 STM показывает в работе стойкость к образованию аберрации на диафрагмах вплоть до f5.6 по краям изображения, а начиная с этого положения – ХА вообще пропадает.

Кома

Кома обычно распознается резким контрастом деталей по направлению к центру изображения и длинным мягким контрастным переходом к периферии кадра. 50mm f/1.8 STM обладает сильной комой на периферии круга изображения, на широких диафрагмах. Кома значительно уменьшается уже при f/4.

Дисторсия

Дисторсию можно будет заметить только на полнокадровом аппарате, и то, если прямые линии будут параллельны и близко расположены к границам кадра.

Боке

Не смотря на «воздушно-мечтательный» характер картинки на широких диафрагмах, полное размытие фона не достигается, но при этом, оно лучше, чем у предшественника. Все объективы производят округленные блики в зафокусной зоне при использовании открытых диафрагм. Количество лепестков и их скругленность влияет на картинку при узкой диафрагме. При этом, зачастую, можно даже запечатлеть форму диафрагменного отверстия на изображении.

Пятилепестковая диафрагма Canon 50mm f/1.8 II отмечается созданием пятиугольников из бликов и источников света, а 7 лепестков обновленной версии, и их «закругленность» смягчает углы и добавляет дополнительно две стороны к этим формам. Результат «обновки», конечно, лучше, но все равно не впечатляет.

Фокусировка

В названии объектива «STM» значится не просто так. Система AF реализована по принципу шаг-за-шагом. Электронная ручная фокусировка объектива доступна при переключении переключателя на корпусе в режим MF всегда, пока включено питание. В режиме AF доступна подстройка фокуса. При этом, в режиме DOFV ручная фокусировка не работает. Кольцо фокусировки, как и переключатель AF-MF выполнены заподлицо. Кольцо вращается плавно и без рывков (полезно при съемке видео). При этом, за резким изменением фокуса в ручном режиме объектив не успевает.

Передняя линза двигается вместе с корпусом, и выступает изнутри на 7 мм. Линзоблок не вращается, это дает преимущество при использовании поляризационных светофильтров.

На Canon 50/1.8 STM отсутствует расстояние фокусировки и калькулятор DOF. Для окна расстояния нет места, и, поскольку кольцо фокусировки непосредственно не связано с линзоблоком (так же, как и в большинстве линз с USM), в печатной маркировке нет смысла. Большинство современных авто фокусных объективов не имеет калькулятора ГРИП и прочих отметок. Думаю, не предвидится и в будущем.

На сегодня лучшие объективы Canon получают кольцевые системы USM, а остальные — STM. Кольцевые линзы USM обычно фокусируются быстрее и имеют определенные преимущества, включая всегда доступную ручную фокусировку (даже при выключенной фотокамере). Но преимущество системы STM над USM фокусом, все же, есть. Это (помимо низкой стоимости) плавность фокусировки, в первую очередь при использовании Movie Servo AF.

Canon продвигает STM как бесшумную версию системы фокусировки. Как и в случае с объективом Canon EF-S 24mm f/2.8 STM и объективом Canon EF 40mm f/2.8 STM, шум отсутствует, хоть и не в полном объеме. Объектив бесшумен (относительно предшественника), но не молчит.

Идеальный звук объектива AF, конечно же, будет тишиной, но… AF перемещает части, и движущиеся части, как правило, создают по крайней мере, некоторый шум. В этом случае STM слышен, и слышен достаточно, чтобы микрофоны на камере могли его запечатлеть.

С точки зрения сравнения скорости фокуса, оба объектива 50 мм f/1.8 фокусируются с одинаковой скоростью … если только тот или другой не выполняет корректировки после первоначального захвата фокуса (плачущий смайл). У новой модели, за счет STM-мотора, конечно, эти корректировки не так часты, поэтому, можно считать, что обновление системы AF пошло на пользу. Скорость автофокуса для большинства наверняка не будет причиной для приобретения этой линзы, а вот точность его вполне может сподвигнуть к пополнению парка. В сложных условиях, на кропнутых камерах, с использованием этого объектива можно наснимать брака, особенно, на открытой диафрагме.

Если что, объектив не совместим с экстендерами от Canon.

Качество сборки и функции

Конструкция выглядит законченной, литой. Даже металлическое кольцо байонета вписалось в общий дизайн. Другие внешние компоненты включают в себя: переключатель; выглядывающий во время фокусировки из корпуса линзоблок объектива; кольцо фокусировки. Линзоблок убирается внутрь при нажатии на него пальцем, а переключатель и кольцо фокусировки выполнены заподлицо. Конструкция не защищена от непогоды. Очень легкий объектив, не смотря на различия в весе в 30 грамм с предшественником, мало кто задумается об этой разнице. Объективы 24 и 40мм конечно, короче, но 50мм f/1.8 STM – самый компактный.

Canon EF 50mm f / 1.8 STM использует небольшие 49-миллиметровые фильтры. Я не уверен, что стоит защищать переднюю линзу дополнительным стеклом. Правда, в работе часто требуется поляризационный светофильтр, и фильтр нейтральной плотности (ND). Учитывая диаметр в 49мм под фильтры, фильтры будут стоить совсем недорого. Небольшой форм-фактор означает, что эти фильтры легко взять с собой.

Бленда ES-68 является опциональной и не поставляется с объективом. Объектив оснащен байонетным креплением для бленды, с фиксирующей защелкой. Несомненно, лучше, чем пластиковая резьба на предыдущей версии объектива. Бленда будет дополнительной защитой передней линзе объектива, однако, в походном состоянии весьма затруднит доступ к кольцу фокусировки.




МДФ на корпусе обозначена в футах и метрах, серийный номер нанесен гравировкой. Производство данного обьектива — Малайзия, обьектив из «китового» комплекта.

Рекомендации к приобретению

На данный момент, самый дешевый фикс от Canon. Трудно с этим не согласиться. Новичку фотографии, можно видеть смысл к приобретению этого обьектива, так как набор качеств за ту цену, что предлагает рынок, вполне себе неплох. Значение объектива для опытных фотографов весьма спорно. Однако то, что это одна из продаваемых на рынке моделей объектива – факт. В конце-концов, не такой дорогой объектив для «резерва», учитывая то, что места в сумке не съедает, а веса не добавляет.

Альтернативы Canon EF 50mm f/1.8 STM

Основное вероятное применение Canon 50/1.8 STM — это погрудные портреты. На кропнутых камерах типа Canon EOS 1100D, EOS 60D, EOS 650D, EOS 1300D, EOS 300D, EOS 600D, etc. с байонетом EF-s и кроп-фактором 1,6 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 50х1.6=80мм (угол обзора будет эквивалентен обьективу с 80мм фокусного расстояния). При этом, кроме изменения угла обзора, других неудобств не будет. Контакты байонетов EF-s и EF электрически, и в большей части физически, совместимы.

Canon EF 50mm f/1.8 II

Альтернатив Canon 50/1.8 STM на самом деле, очень много. Наиболее похожей на этот объектив по качеству картинки будет, естественно, его предыдущая версия. Учитывая то, что с выходом новой версии цены на старые должны обвалиться. Отличия, конечно, значимы, но предшественник должен быть как минимум, в 2 раза дешевле. Но стоит обратить внимание при его покупке, как работает автофокус. Попадает ли, четко ли, точно ли отрабатывает.

Canon 50mm f/1.4 USM

Еще одна альтернатива – это Canon 50mm f/1.4 USM конструкции 22-летней давности. С точки зрения качества изображения, 50mm f/1.4 немного резче в центре кадра при сопоставимой диафрагме (f /1.8, f/2.8, или f/4. На f/4 объектив занимает ведущие позиции по резкости в углах кадра. Относительно резкости на схожих диафрагмах, не имеет значения, какой из этих объективов вы выбираете.

F/1.4 немного крупнее, и почти в два раза тяжелее. F/1.4 имеет дополнительный элемент, группу элементов, и лепесток диафрагмы. У f/1.4 есть USM AF, но… это реализация USM-micro (не кольцевой USM). F/1.4 имеет окно фокусировки.

Но. Цена f/1.8 STM составляет менее трети от цены f/1.4, без каких-либо скидок. Уверен, что тем. Кому цена – решающий фактор, объектив не подойдет.

Canon EF 40mm f/2.8 STM

Недорогой объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM тоже альтернативный вариант. Стоит упомянуть, что 50-миллиметровый f/1.8 STM имеет преимущество в 1/4 стопа диафрагмы. 50mm покажет меньшее виньетирование на f/2.8, и у него будет немного меньше искажений.

40 STM короче и немного легче, имеет на одну группу элементов меньше. 40mm фокусируется немного ближе, но с более широким фокусным расстоянием, имеет чуть более низкое максимальное увеличение. Опять же, 40mm STM имеет более высокую цену, но разницу в цене стоит проверить, так как скидки могут значительно сократить ее.

Альтернативы объективов без автофокуса (через переходник М42-EF)

Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сегодняшнего дня в ходу. Мануальные объективы М42х1 на Canon без проблем подходят через переходник М42х1-Canon EF. Купить переходник  без посредника можно по ссылке, на прямую со всем известного китайского сайта.

Гелиос-44 58мм f/2 m42

Классика жанра СССР. Самый дешевый, самый распространенный. Идеальное соотношение цена\качество.

Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42

Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.

Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42

Редок, но если попадется, то в относительно ту же цену Canon 50mm f/1.8 II можно приобрести настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, и изящной конструкцией.

Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42

Также будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.

Резюме

Легко любить объектив с идеальным оптическим качеством, наилучшим качеством AF и первоклассным качеством сборки за свои деньги.




Ультранизкая цена Canon 50/1.8 STM в сочетании с очень легким весом (Canon 50мм f/1,8 II чуть легче), очень маленькие размеры (только «блиновые» линзы Canon короче) и впечатляющая резкость изображения с ходу позволяет принять к рассмотрению этот вариант недорогого фикса от Canon.

Цены на Canon 50/1.8 STM

Все цены Canon 50/1.8 STM на Яндекс.Маркет

Галерея фотографий

Пример видео

При съемке видео на Canon 50mm f/1.8 STM было замечено, что мотор еще как бы подруливает (или подтупливает), плавно останавливаясь при прекращении вращения кольца.

Технические характеристики
Canon 50mm f/1.8 STM:

Вышел в продажу май 2015
Тип Стандартный, фиксирован
Корпус Пластик
Стоимость на момент выхода 19,500 yen (8000 рублей в 2017 году)
Групп линз 5
Элементов 6
Лепестков диафрагмы 7
Минимальная диафрагма 22
МДФ (m) 0.35
Увеличение (x) 0.21
Диаметр фильтров (mm) 49
Габариты (mm) 69.2 x 39.3
Вес (g) 160

Ссылки

Добавить комментарий