Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm f/1.8 M42


Оправа объектива выполнена в классическом, для ГДР 60-70х стиле «зебры». С подобным дизайном выпускались многие немецкие объективы конгломерата VEB Pentacon:

Данные объективы, по сути, являются родственниками, так как после объединения фирм-производителей в одну, под советской эгидой, на базе доставшихся по репарациям чертежей и технологий, «новые» объективы представляли собой перелицовку предыдущих версий. Так продолжалось вплоть до 1990 года. Объектив для обзора предоставил Слава Теребов. Обязательно посмотрите его страницу, Слава впечатляет своими фотографиями.

Объектив Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm f/1.8

Объектив, производившийся с 196? по 1990 годы в ГДР на заводе Carl Zeiss Jena, состоявший с 1964 года в конгломерате VEB Pentacon. Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 стандартный объектив для старых зеркальных камер с присоединительной резьбой M42. Корпус из первых выпусков, вида «бициклическая зебра». Объектив изготовлен с однослойным просветлением. Позже были выпущены модели с многослойным. На некоторых Carl Zeiss Jena DDR Pancolar можно встретить гравировку «ausJena». Такими они шли на экспорт.

Серийный номер данного экземпляра 9325723, год выпуска предположительно неизвестен. Не с ториевым покрытием, да и ладно. На корпусе именуется как Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 1.8/50. Модель выпускалась в нескольких вариантах:

  • с креплением М42, Exacta, Praktica B и электрическими контактами
  • с несколькими вариантами просветлений (обычное, мульти с красной либо белой меткой в названии на оправе)
  • в нескольких оправах (корпусах), в том числе экспортные «ausJena»
  • с 1978 года, с выходом Praktica B, модель именовалась Carl Zeiss Prakticar 50/1.8 и была штатником для этих фотоаппаратов
  • с ториевым просветлением линз

Объективы, имеющие серийные номера до 8552600 и произведенные с 1964 по 1967 были произведены с использованием тория. Торий — это радиоактивный природный элемент, и на основании этого вывода производство с использованием тория достаточно быстро было свернуто. Торий должен был улучшить качество изображения объектива, и использовался в технологии просветления линз.

Оправа объектива целиком выполнена из металла, в стиле «зебра» 60-70х годов. Наименование, параметры, а также рабочие значения нанесены на поверхность гравировкой и залиты краской.

Фокусировка

Минимальная дистанция фокусировки — 0,35 метра, фактически, макро. Кольцо фокусировки располагается первым, и только за ним уже идет управление диафрагмой. После советских объективов непривычно, я долго привыкал. Кольцо фокусировки вращается от края до края, примерно на 340 градусов.

Значения фокусировки дублированы в метрической и имперской системе измерений. Имеется шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости. Ручная фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока, при этом передняя линза не вращается вокруг оси. Выход переднего края оправы линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 7 мм, увеличивается соразмерно уменьшению дистанции фокусировки.

Из-за малой глубины резкости, фокусировка на фотоаппаратах с малым размером видоискателя может иметь проблемы в виде ошибок фокусировки. Лучше использовать режим LiveView или переходные кольца с чипом подтверждения фокусировки.

Диафрагма, глубина резкости

Модель имеет прыгающий механизм диафрагмы и переключатель режима Авто-Ручное. Переключатель выступает над оправой, его можно случайно задеть и переключить режим. На оперативности в обращении, конечно, роли не сыграет, но стоит иметь в виду.

Диафрагма на корпусе устанавливается кольцом с трещоткой-фиксатором значений, переключение между значениями происходит с незначительным усилием, даже на необслуженном объективе. Относительное отверстие регулируется в пределах от 1:1.8 на открытой и до 1:22 на закрытой полностью диафрагме.

На получаемой картинке в зоне нерезкости присутствует кручение фона. Особенно отчетливо это видно на минимальной дистанции фокусировки, в присутствии множества бликующих объектов:

Эффект усиливается, если прижать диафрагму. При этом, объектив резок с полностью открытой. На гифке ниже представлено, как возрастает глубина резкости с изменением диафрагменного числа. Обратите внимание на рисунок фона. Здесь, из-за отсутствия бликующих элементов, кручение фона едва заметно.

Из-за малого количества лепестков диафрагмы (в этом объективе их шесть, ирисовая, матированный металл) в боке можно обнаружить гайки на значениях, начинающихся с f/4:

Чтобы корректно срабатывал экспозамер, необходимо иметь фотоаппарат с толкателем диафрагмы. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). При использовании любых мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить коррекцию.

Качество изображения

Качество оптики намного лучше Гелиос 44-2, имеет фиолетовое просветление линз. Так как просветление однослойное, — объектив плохо переносит боковой и контровой свет, отвечая провалом контраста и падением качества картинки. Резок с открытой диафрагмы, имеет интересный рисунок в зоне нерезкости, без искажений передает цвета.

Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm — портретный объектив с очень хорошей резкостью и приятным фоном. На полностью открытой диафрагме он неплохо подходит для женского портрета, особенно в мягком дневном свете: объектив позволяет сделать очень выразительную и резкую картину глаз, кожа лица разглаживается и получает очень слабое и нежное свечение. В то же время, небольшая текстура кожи остается видимой, а недостатки разглаживаются. Когда диафрагма прикрывается, эффект «слабого свечения» исчезает, но изображение остается приятным и пластичным, плюс добавляет в резкости.

Размытие фона является нейтральным и довольно приятным, не смотря на то, что современники разделяются на почитателей подобного боке, и их оппонентов. Объектив обладает довольно хорошей контрастностью и цветопередачей, делая изображение немного теплее. Хроматические аберрации были замечены, в контровом свете на контрастных переходах. Легко убирались в фоторедакторе при постобработке..

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту «Фотолюбитель» покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F переходник M42-Nikon F с линзой и без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

Резюме

Zeiss Pancolar не следует использовать против света и особенно включать яркий источник света в кадр — идет засвет и падение контраста. Если в довольно сложных условиях вы хотите получить самую четкую и правильную картину, необходимо использовать более продвинутый объектив с мульти-покрытием линз (MC).

Тем не менее, это целое поле для экспериментов со светом. Сделать действительно художественную картину и передать настроение, вы можете именно с помощью него. На открытой диафрагме объектив способен передавать довольно интересную картину в зонах резкости и нерезкости, а источник света, включенный в композицию, создаст несколько больших ровных кругов бликов с ярким краем. При этом, сама картинка заполняется теплым светом, изредка превращаясь в переливающиеся пятна и мягкие лучи (смотри видео). Такой эффект в некоторых ситуациях, может создать неповторимое настроение.

Carl Zeiss Jena Pancolar 50мм f/1.8, несомненно, очень интересен. Если вам не интересны дорогие объективы с правильным и ровным фоном, то это будет неплохим выбором для штатника.

Пример видео Carl Zeiss Jena Pancolar 50мм f/1.8

Примеры фотографий Carl Zeiss Jena Pancolar 50мм f/1.8



 


Скинуть на пельмешки и мазик админу сайта: 4276 1609 9641 1436 сб рф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *