Содержание страницы
История компании Sony начинается в далеком послевоенном 1946 году, когда Япония уже капитулировала, и началось мирное становление нынешней высокотехнологичной державы.
Осторожно, много букв! (вместо введения)
Два японца, Масару Ибука (1908-1997) и Акио Морита (1921-1999) встретились после войны, благодаря одной из публикаций в газете Масару, в которой он упоминал имя Акио. Встретившись, Масару Ибука предложил Акио заняться тем, чем занимались до войны, но уже в более мирном русле. Ибука и Акио были военными инженерами.
В 1945 Ибука и его команда основали “Токийскую телекоммуникационную компанию” (Totsuko), в состав ее вошло оборудование и сотрудники завода на котором работал Масару во время войны. Новая компания располагалась в едва пережившем войну здании универмага, который закрылся только в 1999 году. Поначалу у них не было практически ничего – часть недостающего оборудования (в том числе перобразователи, мини-электростанции, подручные средства и инструменты) производилась “на коленке”. Уставной капитал по нынешним меркам был небольшой, 87500 йен, в эту сумму входили пожертвования родителей Масару, у которых бизнес по производству сакэ пришел в упадок. Так как средств на существование у компании особо не было, нужно было что-то предпринимать. В послевоенной Японии царил информационный (на ряду с традиционным) голод, и первое, что произвела компания – это дополнение к старым приемникам, которое позволяло принимать радио в недоступном ранее им диапазоне (те приемники, которые оставались, были коротковолновыми, и отключались полицией во избежание пропаганды). Спрос на радиоприемники и данное устройство повысился на столько, что об этом даже написали в колонке одной из газет, благодаря чему, собственно, основатели Sony и встретились.
Параллельно выпуску радио, для нужд населения компания Масару Ибука работали над рисоваркой. Устройство было довольно примитивным, и потребляло много электроэнергии, но тем не менее, было востребовано, так как аналога на то время не имелось. Рисоварка представляла собой деревянное ведерко с установленными на ее дне алюминиевыми электродами. Благодаря тому, что в Японии военные заводы перестали функционировать, была возможность использования этого излишка электроэнергии данными устройствами. В общем, по тем временам, потребительские качества у получившейся электрорисоварки были очень даже выдающимися. Правда, Ибука не устраивало качество выпускаемого продукта, – рис получался то недоварен, то переварен, и поэтому, на черном рынке была куплена электрическая плита, которую после исследования запустили в производство. В то же время, в компанию приходит товарищ Тачикава, дальний родственник Ибука, взявший на себя ответственность решения финансовых вопросов.
Далеко на рисоварках не уедешь. Компания взялась за производство вакуумных трубок и вольтметров, которые получались очень достойного качества, и были востребованы для научных целей правительственными учреждениями.
Неудача постигла компанию, когда команда занялась выпуском электрических грелок. Стремление Ибука согреть людей в зимние вечера было реализовано не очень удачно. Грелку нельзя было сворачивать, так как в ней использовалась нихромовая проволока, и, к тому же, могла выйти из строя, с превышением напряжения в электросети. На изделие было много жалоб, поэтому его сняли с продаж. В отличии от грелок, “диктофоны” у компании получались хорошо. Пользователи оценили качество этого продукта за чистый звук, записываемый устройством. Не смотря на то, что подобные вещи были запрещены в обиходе, компании без особого стеснения производили и продавали их.
Вскоре компания Ибука заключила крупный контракт с компанией NHK, и занялась восстановлением сети радиовещания. Этот проект был довольно сложным, так как было необходимо договариваться на правительственном уровне для поставки передатчиков – ведь передатчики похожего плана были только в распоряжении оборонного ведомства. В конце-концов, договоренности были достигнуты, но в то же время возникает вопрос о переезде основных производственных мощностей компании. Первый офис в униврмаге был очень мал, поэтому Ибука с основной частью оборудования компании и персоналом переместились на заводик к своему знакомому. Знакомый через некоторое время запаниковал, так как, скорее всего, боялся, что деятельность Ибука (а его сотрудники работали день и ночь) неблагополучно скажется на ограничениях собственного производства. После долгих поисков, Ибука и Морито, наконец, нашли и арендовали помещение склада компании Nippon Carburetor Co., Ltd., в котором корпорация Sony находится до сих пор. Склад был на столько огромен, что смог вместить всех сотрудников компании и все ее офисы в одном месте.
Магнитные дела Sony
Издавна Масару Ибука хотел создать для широкой общественности нечто, что могло бы принести огромную пользу. С этим возникали небольшие трудности – народные массы сами по себе имеют радикально отличающиеся от правительственных учреждений и корпораций, потребительские запросы. Работая над магнитной записью звука, Ибука не забывал об этом. Так как радио к тому времени было распространено уже практически повсеместно, идея выглядела очень неплохо, и в потребительском, и в бизнес-плане. В реализации помог сотрудник корпорации NEC, предоставив на растерзание проволочный магнитофон, использовавшийся в армейских частях Японии. Примерно в тоже время, друзья Морито из США прислали ему комплект магнитофона Вебстера, который использовал магнитную запись на проволоку из нержавеющей стали.
Здесь вы можете посмотреть афиши и рекламные буклеты аудиотехники 50-х годов. Один из сотрудников, работавший над магнитофоном у Ибука, был его учеником в университете Васэда. Когда он пришел на собеседование в компанию, в его резюме было написано “я умею делать коротковолновые приемники, усилители и ламповые генераторы”. Имея специализацию машиностроение, человек вызвал небольшое замешательство, однако, скорее всего, из-за этого, и был принят на работу.
Во время изысканий по данным магнитофонам, Ибука уже слышал о том, что где-то уже изобрели пленочный катушечный магнитофон, и в один прекрасный день, находясь в штаб-квартире NHK, с которой компания продолжала сотрудничество, ему этот магнитофон показали.
Таким образом, проводной (на металлической проволоке) диктофон-магнитофон был забыт, и использованные наработки были направлены на исследования, касавшиеся записи звука на пленку. “Это то, что мы должны производить. Это имеет огромный потенциал,” – так Ибука высказался об увиденном. Для дальнейших исследований и производства понадобилась огромная сумма в триста тысяч йен, и товарищ Тачикава, будучи финансистом компании, был ошарашен подобным запросом. В последствии, Тачикава был убежден Ибукой, и раздобыл средства.
Инженеры тем временем, искали способы нанесения магнитного порошка на ленту. В одной статье они обнаружили пару реагентов, которые можно было применить в своих целях, и направились на их поиски. Первый необходимый для исследований порошок был получен путем обжарки тех самых реагентов на сковороде. В дальнейшем выяснилось, что такой крупный порошок не подходит для воспроизведения звука, и Морито отправился на поиски возможности измельчить его до состояния пыли. Как говорится, “кто ищет-тот найдет”. Подходящее решение, в конце-концов, было обнаружено, и инженеры приступили к проектированию и сборке прототипов. Прежде, чем в свет появился первый бобинный магнитофон Totsuko, было собрано несколько прототипов. Все внедренные в них решения были воплощены в последствии, в серийном магнитофоне Type-G.
Вместе с ним была представлена магнитная лента Soni-tape, и зарегистрирован товарный знак Tapecorder. 15 марта 1950 года была опубликован анонс, который говорил о том, что скоро придет время продажи магнитофонов, на “говорящей бумаге” (первая лента была сделана из бумаги, покрытой ферритовой пылью). На все изыскания, с момента увиденного Ибукой магнитофона в NHK, ушел один год. Но устройсто из-за своей дороговизны не нашло применения. 50 штук, которые брал на перепродажу Масао Курахаши, выходец из богатой семьи, так и не смогли найти своего применения. Завод Ибука отпустил 50 единиц магнитофонов по цене 120000 йен, и, будучи выставленными на продажу за 168000, ни одной единицы не было продано. Сказалась дороговизна, габариты и вес (порядка 36 килограмм). Машина, кроме возгласов “ах, какое интересное устройство” даже среди богачей того времени, ничего больше не вызывала.
Норио Ога (знакомый Курахаши), будучи студентом Токийского национального университета изящных искусств и музыки, был знаком с некоторыми аспектами зарубежного производства магнитофонов, и настоял на встрече с Ибука на том, что данные устройства будут незаменимы в новой программе школьного обучения Японии. Несколько штук были проданы университетам, и показали неплохие результаты, по сравнению с другими аппаратами того времени. Годились они правда, только для записи разговорной речи. Ога подготовил список изменений характеристик и предложил его Ибука через Курахаши. Ибука с командой разработчиков пришел к выводу, что в конструкцию необходимо внести соответствующие изменения, чтобы улучшить качество магнитофона.
В то же время, Морито и Курахаши занялись (как сейчас можно выразиться) маркетинговыми исследованиями рынка. Выяснилось, что подобная техника была вполне востребована, но при уменьшенных габаритах, цене, и весе. В гостиничном номере, снятом специально для этих целей, и в полной изоляции от отвлекающих факторов, команда разработчиков во главе с инженером Кихара несколько дней обдумывали идею выпуска портативной версии Type-G. В результате на свет появилась модель Type-H.
Презентация звукозаписывающих устройств производилась под прикрытием “новой политики министерства образования Японии”, которая придерживалась того, что необходимо использование аудио-визуальных устройств в школах и высших учебных заведениях. Курахаши передвигался по Японии, демонстрируя аппараты производства Totsuko, рассказывал о достоинствах применения аудиотехники в программах обучения. В ходе общения с учителями и преподавателями, Курахаши получил бесценную информацию по применению подобных устройств на практике. На самом деле, если бы он просто ходил и просил купить звукозаписывающие устройства – никто ничего бы так и не купил. Это были первые уроки маркетинга для только начинающего развиваться бизнеса будущей компании Sony. Курахаши был назначен на пост в компании и отвечал за проведение просветительной работы с населением в школах и прочих учебных заведениях. Спрос на аудиоустройства, соответстенно, увеличился.
Выход на международных рынок компании был обусловлен тем, что какое-то время основным потребителем стала префектура в Японии, занимавшаяся добычей угля. Продажи шли на столько хорошо, что можно сказать, это был единственный постоянный источник дохода. Когда производство угля остановилось, спали продажи, и компанию ожидало банкротство. Чудом избежав подобной участи, Морито пришел к выводу, что подобная политика зависимости от отдельно взятой префектуры губительна, и предложил “зависеть от всего мира”, чтобы в случае чего, не сокращать производство и не оказаться на уровне краха компании.
Следующий “маркетинговый” сюрприз ожидал компанию, когда подошла к концу лицензия на монополистический выпуск рекордеров. Поступила информация, что Матсушита Электрик собирается выпустить на рынок Японии свой катушечный рекордер. Однако, продажи Totsuko только возросли, и продолжали увеличиваться заказы на изготовление новой продукции. Руководство компании сделало вывод, что здоровая конкуренция никогда не помешает. Оборудование Totsuko имело более высокое качество, чем аналогичная продукция компании Матсушита. Благодаря этому, Морито сделал вывод, что рынки будут всегда стимулироваться появлением новых компаний, и монополия на самом деле губительна, и пока качество техники Totsuko находится на подобающем уровне, то им нечего бояться.
Далее последовало шокирующие известие из США, от Bell Labs. Кто-нибудь может вспомнить, что сделали ученые из Bell Labs? ММмммээээээ… Они изобрели полярный транзистор. Дочерняя компания Bell Labs, Western Electric предлагала всем компаниям, за определенный размер отчислений (25 тысяч долларов) наладить выпуск новинки у себя. Ибука только немногим позже, когда компания прошла все круги ада по согласованию, решениям и поиску финансов, предложил спользовать новинку для производства радио. В банке, который должен был одобрить кредит, Морито пришлось провести целую лекцию о полезности новинки (ведь по сути, до сих пор считается, что замена чего-то на аналог – это неизбежное ухудшение потребительских свойств и качеств продукции). А ведь транзистор обладал воистину ценными качествами – по характеристикам и свойствам, приближенным к вакуумным лампам, он обладал значительно меньшим весом, габаритами и лучшей надежностью.
В 1953 году в одном из университетов Токио произвели на свет ферритовый материал, который мог оказаться вполне жизнеспособным, при использовании в качестве носителя, на магнитных лентах. Некоторое время спустя, в компанию Totsuko поступило предложение использовать эту разработку, а так как отдел развития в самой компании давно ломал голову над изобретением похожего материала, предложение было принято “на ура”. Totsuko продолжали совершенствовать свои магнитофоны. Новый завод был временно основан в сельской местности, с небольшим количеством персонала – всего 6 человек. Вскоре завод начал работу над прототипом транзисторного радиоприемника. Сам же германиевый полупроводниковый однопереходный транзистор производства Totsuko был объявлен публике на собрании в Токио Кайкан. Называть транзистор в каталоге стали “seki” (“камень”, по аналогии с часами) после непродолжительного обсуждения внутри команды. В продажу тразистор и первые транзисторные радиоприемники были выставлены позже, в октябре, в одном из крупных универмагов токио. Самые дорогие из них стоили 4000 йен (Тип 2Т-14).
Портативное радио
Для того, чтобы удивить публику, нужно было не повторять то, что было сделано ранее, а вывести на рынок нечто новое. Этим продуктом должно было послужить портативное радио. С выпуском Totsuko немного опоздали (благодаря бюрократической волоките), – в США первый приемник TR-1 на 4 транзисторах, компании Regency, был продан на рождественской ярмарке в декабре 1954 года. На тот момент Totsuko только договаривались с поставщиками радиодеталей, буквально уговаривая их произвести маленькие и производительные радиоэлементы. Выпустить свою версию портативного радио удалось только в 1955 году, тогда же Totsuken переименовывают в Sony. Изначально руководству хотелось видеть сокращенное название по типу NHK, но пришлось остановиться на четырехбуквенном, чтобы избежать путаницы. Sony – это произведение слов SONUS (звук) и английского SONNY (сынок). Теперь у Ибука появилась своя торговая марка.
Первая попытка экспорта в Америку продукции компании Sony провалилась с треском – ритейлеры предложили им, как и всем выпускавшим в то время японским заводам, заказ на сто тысяч экземпляров, но под другой маркой. Sony еще не были так известны, как Nikon или Canon, и маркировка “сделано в японии” для большинства потребителей означало “барахло”. Sony отказались от сделки, и не зря – корпуса портативных радио потеряли свой внешний вид от повышения температуры в связи со сменой времени года. Через некоторое время, портативные радио другой модели были все же экспортированы в США под маркой Sony, и вызвали ажиотаж. Ажиотаж такого размаха, что некоторые экземпляры были импортированы в японию обратно сторонними фирмами для перевыпуска под своими лейблами. Такому успеху предшествовало несколько рекламных кампаний в Японии, и само качество радиоприемников, плюс дело случая. Со склада в Америке были похищены порядка 4000 приемников Sony. Газеты написали об этом на первых полосах, называя “самым дерзким ограблением века”. Это принесло самой корпорации дополнительный заказ на 4000 радиоприемников, и, вдобавок, прорекламировало марку на новом рынке.
Последующие события
Вскоре в компании разработали свой первый конденсаторный микрофон, затем видеомагнитофон, и телевизор. Все эти продукты были встречены широкой публикой с удовольствием, ведь Sony – это уже мировой бренд. Видеомагнитофоны первых моделей могли занимать целую комнату – они были бобинными. До моделей с VHS оставалось всего немного – 20 лет.
В 1957 году, Леон Эсаки, исследуя причину неработоспособности нового скоростного транзистора в стенах компании, натыкается на эффект туннелирования электрона, и производит новый тип диода с отрицательным сопротивлением, за что получает нобелевскую премию в 1973 году.
В 1960 году Sony строит новые лабораторию и завод по производству транзисторов, открывает филиал в Америке.
Среди продукции Компании Сони присутствует множество различных устройств. Это телефоны, фотоаппараты, игровые приставки, промышленное оборудование, видеокамеры, кассеты, диски, микросхемы, матрицы, радиодетали.
SONY — в ряду первых японских корпораций, прорвавшихся на мировой рынок. Проекты, задуманные Акио Моритой, зачастую вызывали недоверие среди работников команды, и противоречили рыночным исследованиям. Но Морито не верил результатам исследований, и убеждал коллег в перспективности разработок. Считая, что предложение рождает спрос, он на долгое время определил курс компании, как инновационной. Чего только стоит идея персонального калькулятора, цветного телевизора, пользовательской видеокамеры. А при создании первого портативного плеера Walkman в 1979, он единственный верил в успешность своего проекта, и в итоге, было продано более ста миллионов аудиоплееров по всему миру, став поистине бестселлером начала 80-х годов.
В 1989 году, в сотрудничестве с IBM, компания выпускает на рынок дисковод для дискет 3,5 дюйма. Первый компакт-диск Sony появился на рынке также в начале 90-х. К созданию этого носителя Морито также приложил свою руку. А в 1993 году Сони выпускает на рынок Playstation, выкупив у Nintendo лицензии.
Первой видеофотокамерой Сони, с приближенным к современным методам хранения данных была Sony Mavica, пробная версия которой появилась в 1984 году. Она представляла собой видеокамеру, которая записывала стоп-кадры на специальные дискеты.
Это был довольно популярный среди телевизионщиков модельный ряд, до появления цифровой фотографии. “Опытный образец представлял собой аналоговую одноматричную видеокамеру, записывающую стоп-кадры стандарта NTSC на двухдюймовые дискеты «Mavipack», позднее получившие распространение под названием «Video Floppy». Камера выполнена по схеме однообъективного зеркального фотоаппарата со сменными объективами” – так про нее говорит википедия.
Современная фототехника Sony
Современная фототехника Сони ведет свое начало с 1996 года, когда на рынок вышла Cyber-Shot Digital Still Camera (SDC). С тех пор, компания прочно закрепилась на рынке недорогих камер начального класса. Обгоняя Самсунг, Панасоник и Кодак в этом сегменте. Стоит отметить, что во всех цифровых произведениях потребительского искусства компании Сони, устанавливается Zeiss’овская оптика, что, в принципе, выделяет аппараты компании на фоне конкурентов (при чем, компания умудряется оставлять ценник на уровне дешевого цифромыла других производителей).
Фотоаппаратов начального уровня выпущено несколько серий, имеющих префикс D, F, G, H, L, M, N, P, R, S, T, U, V и W. Фотоаппараты Сони не имеют привычного зеркальщикам подвижного зеркала, а имеют полупрозрачное неподвижное (псевдозеркалки), но хорошую производительность. Для некоторых пользователей отмечается неудобство использования электронного видоискателя в них. Известная когда-то в Японии компания Minolta продала свое фотографическое подразделение в 2006 году компании Sony. С 2005 года Минолта по договору с Сони выпускали фотоаппараты Alpha, первым из которых был Alpha DSLR-A100.
Alpha 55, модельного выпуска 2010 года, была отмечена журналом “Тайм” “величайшим изобретением” – скорость съемки 10 кадров\секунду, быстрый фазовый автофокус в режиме съемки видео. У конкурентов Canon и Nikon такого в сегментах любительских зеркалок до сих пор не наблюдается. К слову сказать, Sony – третья по популярности компания на фоторынке.
Аппараты Alpha были созданы на основе моделей Минолта, поэтому имеют практически 90% обратную совместимость (по части посадочных креплений). Байонет Alpha (А) = байонету Minolta AF. Камеры серии NEX, выпущенные в 2010 году имеют байонет E.
Для тех, кто прокрутил статью до конца
С самого начала своего существования политика Sony сочетала определенные японские черты – продуманность, централизованность, требовательность, настойчивость, нестандартный подход к решению задач. Не смотря на все это, копроративная политика “инновационности” сыграла злую шутку – ноутбуки Sony дороги в ремонте, имея нестандартный размер матрицы, клавиатуры с подсветкой, уделывая Apple только в распространенности используемого на них программного обеспечения. Сотрудничество с Ericsson ничего интересного не принесла – Nokia и Samsung смогли вырвать инициативу из рук этого гиганта.
На данный момент смартфон Sony Xperia присутствует на рынке скорее, как отголосок прошлого, так как операционная система Android сравняла большинство смартфонов по функционалу, оставив лишь место для надежности и качеству исполнения корпуса. Нынешние потребители уже не те, что раньше – им ни о чем не говорит название марки, им нужно, чтобы “было все, и подешевле”. Те, кто еще помнят старика Джобса с его яблоками, идут к нему, получая безглючное совершенство для узкоспециализированного круга задач. Вполне может быть, в будущем, Sony и вернут себе звание инноватора, но для этого в компании должны появиться новые Акио Морито, и Масару Ибука.
Фотоаппараты Sony полнокадровые цифровые, (F)E-байонет
- A7
- A7II
- A7 III
- A7r
- A7R II
- A7r III
- A7r IIIA
- A7r IV
- A7r IVA
- A7s, A7s II
- A7s III
- A7c
- Sony FX3
- A9
- A9 II
- A1
Объективы FE для этих камер
- FE 14mm F/1.8 GM
- FE 20mm F/1.8 G
- FE 24mm F/1.4 GM
- FE 24mm F/2.8 G
- FE 28mm F/2.0
- FE 35mm F/1.4 GM
- FE 35mm F/1.4 ZA
- FE 35 1.8
- FE 35mm F/2.8 ZA
- FE 40mm F/2.5 G
- FE 50mm F/1.2 GM
- FE 50mm F/1.4 ZA
- FE 50mm F/1.8
- FE 50mm f/2.8 Macro
- FE 50mm F/2.5 G
- FE 55mm F/1.8 ZA
- FE 85mm F/1.4 GM
- FE 85 1.8
- FE 90mm F/2.8 Macro G OSS
- FE 100mm F/2.8 STF GM OSS
- FE 135mm F/1.8 GM
- FE 400mm F/2.8 GM OSS
- FE 600mm F/4 GM OSS
- FE 12-24mm F/2.8 GM
- FE 12-24mm F/4 G
- FE 16-35mm F/2.8 GM
- FE 16-35mm T/3.1 PZ G C
- FE 16-35mm F/4 ZA OSS
- FE 24-70mm F/2.8 GM
- FE 24-70mm F/4 ZA OSS
- FE 24-105mm F/4 G OSS
- FE 24-240mm F/3.5-6.3 OSS
- FE 28-60mm F/4-5.6
- FE 28-70 3.5-5.6
- FE 28-135mm F/4 G PZ OSS
- FE 70-200mm F/2.8 GM OSS
- FE 70-200mm F/4 G OSS
- FE 70-300mm F/4.5-5.6 G OSS
- FE 100-400mm F/4.5-5.6 GM OSS
- FE 200-600mm F/5.6-6.3 G OSS
Фотоаппараты Sony с байонетом E и сенсором APS-C (kf-1,5)
- NEX-3
- NEX-C3
- NEX-F3
- NEX-3N
- NEX-5
- NEX-5N
- NEX-5R
- NEX-5T
- NEX-6
- NEX-7
- a3000
- a3500
- a5000
- a5100
- a6000
- a6100
- a6300
- a6400
- a6500
- a6600
- ZV-E10
- QX1
- Hasselblad Lunar
Объективы Sony E для APS-C
- E 16 2.8
- 20mm f/2.8 (черный/серебристый)
- 24mm f/1.8 ZEISS ZA
- 30mm f/3.5 Macro
- 35mm f/1.8 OSS
- 50mm f/1.8 OSS (черный/серебристый)
- 10-18mm f/4 OSS
- 16-50mm f/3.5-5.6 OSS E PZ
- 16-55mm f/2.8 G
- 16-70mm f/4 OSS ZEISS ZA
- 18-50mm f/4-5.6
- E 18-55 3.5-5.6 (черный/серебристый, Япония/Таиланд)
- 18-105mm f/4 G PZ OSS
- 18-110mm f/4 G PZ OSS
- 18-135mm f/3.5-5.6 OSS
- 18-200mm f/3.5-6.3 OSS
- 18-200mm f/3.5-6.3 OSS LE
- 18-200mm f/3.5-6.3 PZ OSS
- 55-210mm f/4.5-6.3 OSS (черный/серебристый)
- 70-350mm f/4.5–6.3 G OSS
Сторонние
- Zeiss Touit 12/2.8
- Zeiss Touit 32/1.8
- Zeiss Touit 50/2.8 Macro
- Hasselblad E 3.5-5.6/18-55 OSS LF
- Hasselblad E 3.5-6.3/18-200 OSS LF
- Hasselblad E 2.8/16 LF
- Sigma C 16/1.4
- Sigma A 19/2.8
- Sigma EX 19/2.8
- Sigma C 30/1.4
- Sigma EX 30/2.8
- Sigma A 30/2.8
- Sigma C 56/1.4
- Sigma A 60/2.8
- Tamron 11-20/2.8
- Tamron 17-70/2.8 VC
- Tamron 18-200/3.5-6.3 VC
- Tamron 18-300/3.5-6.3 VC
- Viltrox 23/1.4
- Viltrox 33/1.4
- Viltrox 56/1.4
- Samyang 12/2
- Yongnuo 50/1.8
Также байонета Sony-E производят объективы следующие компании: 7Artisans, TTartisan, Meike, Neewer, PerGear, Kamlan, Brightin Star, Mitakon Zhongyi, Venus Laowa, Andoer, Kaxinda, Lightdow, Risespray, Zenit
liveviewer.ru – ВК – Ютуп – Телега