Резюме

Качество изображения я хотел написать «оставляет желать лучшего». Однако, это только при наличии источников света в кадре. Плюс, давайте сделаем скидку на то, что это, все-таки, древний светосильный планар (двойной гаусс-объектив) без просветления вообще. Объектив той самой схемы, которая используется сейчас в каждом утюге. Да-да, когда за дело взялись химики, оказалось, что планар это качественное и очень масштабируемое решение на каждый день. С использованием современных технологий химического просветления, планары различных модификаций используются как в стандарных, так и в телеобъективах. Так что… все равно, ФЭД 1:2 F=50мм по своему статусу уже давно положено стоять на полочке.

Отказ от полной симметрии в пользу так называемых полусимметричных или «пропорциональных» объективов позволил увеличивать светосилу «Планара», в оригинале не превышавшую f/3,3. Первый успех в этом направлении был отмечен в 1920 году английской компанией «Тейлор-Гобсон», которой удалось «раскрыть» диафрагму до f/2,5 в объективе Opic. Однако, удачнее всех оказался немецкий Zeiss Biotar с рекордной светосилой f/1,5, разработанный Вилли Мертэ (нем. Willi Merté) в 1927 году для кинематографа. Послевоенные судебные тяжбы между восточным и западным отделениями Carl Zeiss привели к тому, что права на название Zeiss Biotar достались предприятию в ГДР, и все объективы этого типа, выпущенные в ФРГ, вынужденно маркировались как Zeiss Planar.

«Биотар» послужил основой для большинства современных нормальных объективов с высокой светосилой, хотя чаще в этом контексте упоминается его западный псевдоним «Планар». Применение дополнительных линз (в том числе асферических) и новейших сортов стекла позволяет довести светосилу «Биотара» до значения f/1,4 и даже f/1,0. Самым светосильным в истории стал Zeiss Planar 50/0,7, рассчитанный на одном из первых транзисторных компьютеров IBM 7090 для лунной программы NASA, и выпущенный в количестве всего 10 экземпляров. В СССР типичными образцами «двойного Гаусса» были все «Гелиосы» и «Веги». Кроме них, то же устройство имели нормальные объективы «Волна» и «Зенитар». Большинство современных «полтинников» также основаны на конструкции «двойного Гаусса». Это недорогие объективы (Canon EF 50 f/1,8; AF Nikkor 50 f/1,8D) или светосильные профессиональные (AF Nikkor 50 f/1,4D; Canon EF 50 f/1,2L USM).

Пример фотографий ФЭД 1:2 F=50мм

Снято на ILCE-7MII, постобработка в Capture One


Переходники для фотоаппаратов и объективов

Иногда я покупаю фототехнику СССР и не только. Свое предложение можете написать мне. Помочь проекту: 5469 1200 1062 4624. Комментарии можно оставлять без регистрации и смс

3 комментария к «Обзор объектива ФЭД 1:2 F=50мм с примерами фото»
  1. 1) Официальное название этого объектива — «ФЭД светосильный» («ФЭД-С»).
    2)Диафрагменный ряд 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18-25-36 — это один из двух наиболее распространённых рядов. Но дальше должно быть 2,3-1,8. «2,0 — это из другого диафрагменного ряда (2-2,8-4, 5,6…), а 2,6 — ни туда ни сюда («у нас, советских, собственная гордость»)
    3) каким образом С ПЕРЕХОДНИКОМ убранный тубус «ФЭД-С» может достать до матрицы, если в фотоаппарате ФЭД он не доставал не только до плёнки, но и до шторного затвора?
    4) Каким образом «6-лепестковая диафрагма Leitz образует квадратное отверстие»?
    5) Почему «ФЭД-С» «интересен не только тем, что является по своей сути, копией Leitz Summar 2/50 в упрощенной оправе, но еще и тем, что это объектив, который не имеет вообще никакого просветления с завода»? Какой вообще довоенный объектив (кроме опытных экземпляров «Зуммитара» от Лейтца и «Зоннара» от Цейсса) имел просветление?
    6) С «более древними планами под большой формат» «ФЭД светосильный» просто нельзя — они имели стандартное относительное отверстие 1:4, и с резкостью там всё хорошо, но даже при этом тогдашний тессар оказался не хуже, что и предрешило на тот момент судьбу БФ планаров.

    1. Тубус даже не складывается до конца, а упирается в матрицу. Я попробовал. На нексе упирается в кадровое окно, на A7 в матрицу. В связи с чем ответ на вопрос: «Каким образом?» будет «Таким». Остальные вопросы-утверждения без ссылок на источники не понятны.

  2. Всё, что объединяет схемы Leitz Summar f/2 50 и схему этого фэда, это общее название «двойной Гаусс». Посмотрите на схемы обоих объективов и найдите парочку отличий. Это уже не говоря о том, что рисунок у них разный, даже если просто взглянуть на них рядом, видно, что у Зумара передний элемент в диаметре больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.