Содержание страницы
Юпитер-8 1:2 F=5cm П — универсальный нормальный светосильный объектив для дальномерных малоформатных фотоаппаратов типа «Зоркий», «Мир» и «Киев». Снабжён 9-лепестковой ирисовой диафрагмой.
Объектив Юпитер-8 это советский клон Carl Zeiss Sonnar 2/50. Пересчитан в 1948 году на советскую оптику и выпускался в различных вариантах оправы, но все — для дальномерных камер. Я был удивлен тому, какую интересную картинку дает это стекло. Реальное фокусное расстояние -52,43мм, снабжён 9-лепестковой диафрагмой.
Объектив «Carl Zeiss Sonnar 1:2/5 cm» для фотоаппаратов Contax был рассчитан в начале 1930-х годов Людвигом Бертеле (Ludwig Bertele). Документация на многие немецкие объективы вместе с технологией, материалами и оборудованием по их выпуску были получены СССР в счёт репараций. В начале производства на КМЗ так и маркировался — «ЗК» — «Зоннар Красногорский».
В объективе в значительной степени были устранены хроматическая и сферическая аберрации и кривизна поля изображения. Объектив только для дальномерных (беззеркальных камер). Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.
Известные варианты объектива
- Carl Zeiss Sonnar 1:2/5 cm — оригинал немецкого производства
- Зоннар Красногорский — «ЗК» 1:2 F=5cm П. Первая опытная серия объектив-копия Carl Zeiss Sonnar. Встречается как под Зоркий-ФЭД, так под Киев-Контакс, в разных вариантах исполнения корпусов.
- Юпитер-8М 1:2 F=5cm П байонет Contax RF для камер «Киев». Штатный объектив фотоаппаратов Киев-2, Киев-3, Киев-4
- Юпитер-8 1:2 F=5cm П светлый с приводом фокусировки (пример фото). Штатный объектив фотоаппарата Зоркий-3М. Производство Красногорск.
- Юпитер-8 1:2 F=5cm П светлый с кольцом фокусировки (пример фото). Штатный объектив фотоаппарата Зоркий-3. Производство Красногорск.
- Юпитер-8НБ
- Юпитер-8 2/50 в светлом неокрашенном корпусе. Производство Красногорск.
- Юпитер-8 2/50 в черном корпусе (пример фото). Производство Красногорск.
- Jupiter-8 2/50 в черном корпусе Made In USSR (пример фото). Производство Красногорск.
По Sovietcams.com Юпитер-8 имеет 17 известных модификаций, отличающихся конструкцией оправы, просветлением и маркировкой.
Объективы
- Юпитер-8 2/50 в светлом неокрашенном корпусе. Производство Красногорск.
- Юпитер-8 2/50 в черном корпусе (пример фото). Производство Красногорск.
- Jupiter-8 2/50 в черном корпусе Made In USSR (пример фото). Производство Красногорск.
Относятся к объективам поздних выпусков, им посвящен этот обзор
Юпитер-8 1:2 F=5cm П характеристики
Разработка: ГОИ
Диафрагма: 1:2
Фокусное расстояние, мм: 50
Угловое поле зрения, град.: 45
Линейное поле зрения, мм: 43
Расчет: 48.06
Код: О24-К-7142
ОФ-238
Вес: 130 г
Формат: 2,4×3,6 см
Юпитер-8 1:2 F=5cm П схема объектива
Схема Юпитер-8 отличается от оригинальной схемы Zeiss Sonnar с диафрагмой f/2. Немного, но все же, отличается. В конструкции оптики применены тяжелые кроны, обладающие большим показателем преломления, отличающихся большими (более 50) значениями коэффициента средней дисперсии.
Юпитер-8 1:2 F=5cm П MTF
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 30/14 линий/мм, однако, на графике MTF оно немного меньше. По факту резкости объектива для фотосъемки более, чем достаточно. Правда, открытая диафрагма обладает весьма большим перепадом резкости от центра к краю.
Благодаря максимально открытой диафрагме в f/2, Юпитер-8 является светосильным. При этом, имеет очень маленький вес. Юпитер-8 имеет старшего сверхсветосильного собрата Юпитер-3. Юпитер-3 и Юпитер-8 отличаются схемой оптики, но имеют общий корень — вокруг обобщенного триплета собран обвес в виде дополнительных элементов. Обобщенный триплет впервые появился в 1916 году, и разработка Людвига Бертеле схемы Sonnar была усовершенствованием схемы объектива Ernostar. В Ernostar впервые была предложена светосила f/1.8, позволявшая снимать там, где невозможно было использовать вспышку. В дальнейшем, главный недостаток Эрностара был исправлен в Sonnar. Эти объективы более контрастны и имеют лучшие характеристики по качеству изображения, чем предшественник.
Обзор Юпитер-8 1:2 F=5cm П
В отличие от объективов позднего выпуска, на корпусе указано, что объектив просветлен (П). На переднем кольце нанесено Юпитер-8 1:2 F=5cm П номер и лого завода-изготовителя. Позднее отказались от столь длинного написания, и стали просто маркировать «Юпитер-8 2/50 номер и логотип завода-изготовителя» На старых версиях просветление глубокого синего отлива. Красногорские версии маркировались по годам, и, как правило, даже соответствуют номерам камер, на которых они стояли.
Минимальная дистанция фокусировки — чуть меньше метра по шкале. Однако, если пренебречь конструкцией, можно выкрутить стопорный винт, и сильнее уменьшить дистанцию. Максимально открытая диафрагма — f/2, что позволит фотографировать с рук на адекватных выдержках в условиях недостатка освещения, не задирая ISO. К слову, на открытой диафрагме объектив дает вуаль. Вуаль, как художественный прием, поможет, например, смягчить портреты, или придать кадру легкую воздушность. Не смотря на вуаль, объектив резкий, и эта резкость достаточна для того, чтобы ее видеть на full-sized изображениях. До этого объектива я встречал вуалирование только на неисправных объективах, вместе с сопутствующими пассажирами, типа падения резкости и массы хроматических аберраций.
Боке на открытой — отдельная песня. Еще не ода, но уже песня. Кружки в зоне нерезкости имеют ярко очерченые края, а само боке имеет мягкую структуру, пока не чередуются яркие и темные участки, или появляются источники света в кадре. Множественные источники света сливаются, и превращаются в чешую. Я понимаю, почему некоторым не нравится рисунок Соннаров. Много смотреть на такие фото в полноразмере устанешь. На пленке этот эффект менее заметен. При обработке лучше снижать резкость, чтобы избежать раздражающего эффекта в боке. 9 лепестков диафрагмы рисуют многоугольники, на f/8.
Цвет у Юпитер-8 П интересный, имеет пленочный налет. Общий контраст немного занижен у этой оптики. Тоже самое можно получить, например, с цифры при постобработке, всего лишь приподняв точку черного.
Резкость лучше всего, конечно же, по центру. Чем ближе к краю, тем резкость хуже. Эффект заметен невооруженным глазом и на f/4, и на f/6.3. В общем, даже на f/11 резкости по краям не хватает. Однако, при правильно подобранном фоне, недостатки объектива дают интересное винтажное сочетание. Это не надоедливое закручивание Гелиоса, а именно смягчение картинки по краю.
Управление объективом ручное, диафрагмой тоже. Нет ни предустановки, ни каких либо механизмов автоматизации, ведь это 1959 год (для объектива с #5949556). Очень легкий объектив в алюминиевом корпусе. Вращение колец диафрагмы и фокуса будет плавным, если обслужить объектив. Проще всего добраться до резьбы геликоида, она немного выступает, если снять посадочное колечко снизу объектива. А если еще и выкрутить стопорный винт, то можно раскрутить объектив совсем. До кольца диафрагмы так просто не добраться без полной разборки. Улучшить картинку с объектива можно, если зачернить заднюю часть корпуса. Таким образом, уменьшив переотражения и дополнительную засветку от светлых участков корпусного металла.
Использование на современных фотоаппаратах
Внимание! Объектив Юпитер-8 на кропе 1.5 будет иметь угол обзора равный 1.5х50 = 75 мм объектива для полного кадра, а диафрагму в эквиваленте, равную f/3. Итого получается 75mm f/3. Проще всего установить Юпитер-8 через переходник на беззеркалку типа Sony NEX или Sony a7. Читать статью о переходниках.
Достоинства
- Хорошее качество изображения, резкость и цвет
- 50мм — популярное фокусное расстояние для штатного объектива
- Объектив не боится мороза и непогоды. Он сделан из металла и стекла.
- Налезет на любой цифровой фотоаппарат, кроме зеркалок.
- Можно получать теплое ламповое фото просто снимая в BW +контраст или BW +желтый\красный фильтр.
Недостатки
- Открытая диафрагма дает сильный эффект вуали, плюс корпус не окрашен со стороны камеры. Можно исправить, окрасив в черный, а можно оставить так, и применять, как художественный эффект.
- Слабая резкость по краю.
- Чешуя в боке. Если имеются источники света, то после девятого-десятого кадра при просмотре начинает бесить, так как отвлекает от объекта съемки.
- Слабое просветление. Засвеченные источниками света области не вытащить при постобработке. Ну это не то, чтобы недостаток — просто особенность оптики прошедших времен.
Далее