Содержание страницы
ФЭД-С 1:2 F=50мм это достаточно редкий объектив из 40-х годов прошлого столетия. Выпускался штатным для фотоаппаратов ФЭД-С (ФЭД-Командирский, ФЭД-НКВД), относительно точно известно, что объективов с камерами выпущено в районе 20000 штук.
Объектив выполнен в убирающемся исполнении, однако, не смотря на то, что его можно установить на фотоаппараты через переходник М39, по умолчанию бесконечности не будет. Необходимо немного приблизить объектив к матрице, чтобы она появилась. Нестандартный рабочий отрезок, все дела. Для съемки портретов штатного положения после установки вполне себе достаточно. А на бесконечности, я вам скажу – резкость есть).
Наименование | ФЭД 2/50 |
Тип | стандартный |
Фокусное расстояние, mm | 50 (75) |
МДФ, см | 100 |
Максимальная диафрагма, f/ | 2 |
Установка на FF/Crop | да*/да* |
Фокусировка | ручная |
Система | Любая беззеркальная камера через переходник с М39** |
Цена | На авито |
- *есть нюансы
- **строго в разложенном виде!
Просто на постоянной основе держать тубус ФЭД-С 1:2 F=50мм не зафиксированным в своем месте чревато пробитой матрицей. Тубус в сложенном состоянии уверенно достанет до нее.
ФЭД-С 1:2 F=50мм интересен не только тем, что является по своей сути, копией Leitz Summar 2/50 в упрощенной оправе, но еще и тем, что это объектив, который не имеет вообще никакого просветления с завода. Природное покрытие из пленки окислов появляется на передней линзе через некоторое время, но этим можно пренебречь, так как улучшение картинки будет только при съемке в ч/б. Небольшое. Совсем. В общем, я счистил эту пленку патины вместе с грязью и пылью ленспеном, чтобы можно было хотя бы снимать. На фотографии объектива кажется, что без просветления он смотрится как-то безжизненно. Ведь его стекло в действительности ничем не переливается, и не имеет какой-либо глубокой расцветки.
ФЭД-С 1:2 F=50мм имеет выпуклую переднюю линзу. Задняя линза также выпуклая. Глубина резкости, возможно, поэтому такая же). В схеме объектива присутствует 6 элементов в 4 группах. Схема идентична Leitz Summar 2/50, выпускавшегося немцами с 1933 по 1940 год. Отличие не только в упрощенной оправе, но еще и в количестве лепестков. 6-лепестковая диафрагма Leitz образует шестиугольное отверстие, а 10 лепестков ФЭД 2/50 – круглое отверстие на всех значениях диафрагмы.
Управление диафрагмой ФЭД-С 1:2 F=50мм осуществляется колечком, идущим сразу за оправой передней линзы. Колечко посажено на резьбу и критично относится к наличию смазки, из-за мелкого шага резьбы. Набор значений не совсем привычный – 2, 2.6, 3.5, 4.5, 6.3, 9, 12.5, 18. Вращение колечка будет плавным и легким, если оно обслужено как следует.
Управление фокусировкой аналогичное тубусным объективам “Индустар-22 3,5/50” и “ФЭД 3,5/50”. Тащишь за выступ с блокирующей кнопкой по кругу, тем самым, наводишься. Тубус ФЭД-С 1:2 F=50мм длиннее и толще более массовых и темных своих собратьев.
Резкость у объектива есть. По центру. Ближе к краю кадра она значительно спадает. Я не знаю, конечно, как там дела с резкостью у более древних планаров под большой формат, но Sony A7 II при включенном фокус-пикинге рисует резкость как по кайфу, и с ФЭД-С 1:2 F=50мм необходимо использовать приближение для точной фокусировки.
Недостаток контраста как-то еще можно нивелировать при постобработке, а вот огромное количество переотражений, возникающих при попадании в кадр источников света – увы, нет.
Есть обзор нескольких объективов от ФЭДа, и фотоаппаратов более позднего выпуска:
- Фотоаппарат ФЭД #214293 (1949-1951) (историческая справка и обзор с примерами фото)
- Фотоаппарат ФЭД #620158 (1955) (обзор с примерами фото)
- Индустар-22 50mm f/3.5 M39 на Canon EF (дальномерный)
- ФЭД (Индустар-10, Индустар-22) M39 на Sony E (дальномерный)
Резюме
Качество изображения я хотел написать “оставляет желать лучшего”. Однако, это только при наличии источников света в кадре. Плюс, давайте сделаем скидку на то, что это, все-таки, древний светосильный планар (двойной гаусс-объектив) без просветления вообще. Объектив той самой схемы, которая используется сейчас в каждом утюге. Да-да, когда за дело взялись химики, оказалось, что планар это качественное и очень масштабируемое решение на каждый день. С использованием современных технологий химического просветления, планары различных модификаций используются как в стандарных, так и в телеобъективах. Так что… все равно, ФЭД-С 1:2 F=50мм по своему статусу уже давно положено стоять на полочке.
Отказ от полной симметрии в пользу так называемых полусимметричных или «пропорциональных» объективов позволил увеличивать светосилу «Планара», в оригинале не превышавшую f/3,3. Первый успех в этом направлении был отмечен в 1920 году английской компанией «Тейлор-Гобсон», которой удалось «раскрыть» диафрагму до f/2,5 в объективе Opic. Однако, удачнее всех оказался немецкий Zeiss Biotar с рекордной светосилой f/1,5, разработанный Вилли Мертэ (нем. Willi Merté) в 1927 году для кинематографа. Послевоенные судебные тяжбы между восточным и западным отделениями Carl Zeiss привели к тому, что права на название Zeiss Biotar достались предприятию в ГДР, и все объективы этого типа, выпущенные в ФРГ, вынужденно маркировались как Zeiss Planar.
«Биотар» послужил основой для большинства современных нормальных объективов с высокой светосилой, хотя чаще в этом контексте упоминается его западный псевдоним «Планар». Применение дополнительных линз (в том числе асферических) и новейших сортов стекла позволяет довести светосилу «Биотара» до значения f/1,4 и даже f/1,0. Самым светосильным в истории стал Zeiss Planar 50/0,7, рассчитанный на одном из первых транзисторных компьютеров IBM 7090 для лунной программы NASA, и выпущенный в количестве всего 10 экземпляров. В СССР типичными образцами «двойного Гаусса» были все «Гелиосы» и «Веги». Кроме них, то же устройство имели нормальные объективы «Волна» и «Зенитар». Большинство современных «полтинников» также основаны на конструкции «двойного Гаусса». Это недорогие объективы (Canon EF 50 f/1,8; AF Nikkor 50 f/1,8D) или светосильные профессиональные (AF Nikkor 50 f/1,4D; Canon EF 50 f/1,2L USM).
Пример фотографий ФЭД-С 1:2 F=50мм
Снято на ILCE-7MII, постобработка в Capture One
- Автор: Фотограф в Череповце Алексей Гвоздев
- Объектив предоставлен Эдуардом, за что ему огромное спасибо.
- https://liveviewer.ru
1) Официальное название этого объектива – “ФЭД светосильный” (“ФЭД-С”).
2)Диафрагменный ряд 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18-25-36 – это один из двух наиболее распространённых рядов. Но дальше должно быть 2,3-1,8. “2,0 – это из другого диафрагменного ряда (2-2,8-4, 5,6…), а 2,6 – ни туда ни сюда (“у нас, советских, собственная гордость”)
3) каким образом С ПЕРЕХОДНИКОМ убранный тубус “ФЭД-С” может достать до матрицы, если в фотоаппарате ФЭД он не доставал не только до плёнки, но и до шторного затвора?
4) Каким образом “6-лепестковая диафрагма Leitz образует квадратное отверстие”?
5) Почему “ФЭД-С” “интересен не только тем, что является по своей сути, копией Leitz Summar 2/50 в упрощенной оправе, но еще и тем, что это объектив, который не имеет вообще никакого просветления с завода”? Какой вообще довоенный объектив (кроме опытных экземпляров “Зуммитара” от Лейтца и “Зоннара” от Цейсса) имел просветление?
6) С “более древними планами под большой формат” “ФЭД светосильный” просто нельзя – они имели стандартное относительное отверстие 1:4, и с резкостью там всё хорошо, но даже при этом тогдашний тессар оказался не хуже, что и предрешило на тот момент судьбу БФ планаров.
Тубус даже не складывается до конца, а упирается в матрицу. Я попробовал. На нексе упирается в кадровое окно, на A7 в матрицу. В связи с чем ответ на вопрос: “Каким образом?” будет “Таким”. Остальные вопросы-утверждения без ссылок на источники не понятны.
Всё, что объединяет схемы Leitz Summar f/2 50 и схему этого фэда, это общее название “двойной Гаусс”. Посмотрите на схемы обоих объективов и найдите парочку отличий. Это уже не говоря о том, что рисунок у них разный, даже если просто взглянуть на них рядом, видно, что у Зумара передний элемент в диаметре больше.