Содержание страницы
Гелиос 44М-6 с многослойным просветлением является более резкой версией “Гелиос” после 44М-5. Наиболее встречаемые конкуренты – штатные объективы Гелиос 44М-4 к фотоаппаратам “Зенит-11” и их аналогам. Объективы производились на заводе “Юпитер” г. Валдай
Гелиос 44М-6 – объектив для зеркальных камер Зенит с резьбовым соединением М42.
Наименование | Гелиос 44М-6 |
Тип | стандартный |
Фокусное расстояние, mm | 58 (87) |
МДФ, см | 50 |
Максимальная диафрагма, f/ | 2 |
Установка на FF/Crop | да/да |
Фокусировка | ручная |
Система | Любая зеркальная и беззеркальная камера через переходник с М42 |
Цена | На маркете |
Гелиос 44М-6 внешним видом напоминает германский Pentacon auto 50mm f1.8 и аналоги. Не смотря на то, что объективы выпускались более 30 лет назад, они все еще продолжают радовать пользователей качеством картинки и неубиваемой конструкцией. Объектив из обзора с мультипросветлением, это означало более стойкую сопротивляемость к потере детализации и проявлениям различного типа аберраций при работе в контровом освещении. Объектив для обзора предоставлен Владимиром Екимовским, за что ему огромная благодарность!
Внимание! Объектив является «Китовым (kit)». Что такое kit объектив?
Китовый объектив (от англ. kit — комплект) — жаргонное слово — сменный объектив, которым комплектуется фотокамера при продаже. Часто подразумевается конкретный вариообъектив начального уровня, идущий с бюджетными камерами (EF-S 18-55mm f/3,5-5,6 у Canon, AF-S DX NIKKOR 18-55 mm f/3,5-5,6 VA у Nikon, 18-55 mm F/3,5-5,6 Sony, DA 18-55 mm f/3,5-5,6 AL у Pentax и т. д.)
Объектив из алюминия, на оправе выполнена гравировка латинницей вида «Helios 44m-6 2/58». В механизме объектива встречаются стальные и латунные элементы. Вес Гелиос 44м-6 около 240 грамм. По сравнению с моделью 44М объектив упрощен и облегчен, корпус выглядит иначе, однако, общий стиль сохранен.
Схема советского объектива Гелиос 44М-6
Гелиос 44М-6 это типичный планар, со своими достоинствами и недостатками.
Гелиос 44М-6 в работе
Фокусировка
Фокусировка Гелиос 44М-6 ведется в пределах 0,5 — 14 метров, значения приблизительные. Минимальная дистанция фокусировки отмечена 0,55 метра, но всегда присутствует “перелет”. Я считаю, что МДФ находится ближе к 0,5м. Кольцо фокусировки Гелиос 44М-6 хваткое, ребристое. Фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока. Автофокуса нет, хотя зарубежные погодки-аналоги уже вовсю им оснащались. На обслуженном объективе кольцо крутится легко, но не всегда без заеданий, так как направляющие и корпус выполнены из металла. Вовремя обслуженный объектив замечаний по части плавности вращения колец, как правило, не имеет. Как обслужить свой Гелиос — в этой статье.
Выступ переднего края оправы линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 1,1 см., при минимальной – порядка 3,5 – 3,7 мм. В оправу вкручиваются резьбовые фильтры или бленда.
Диафрагма
Гелиос-44М-6 оснащен автоматической диафрагмой, переключатель блокировки привода присутствует. Привод диафрагмы может блокироваться переходниками с фланцем, либо вручную. блокировка требуется, если ваш фотоаппарат не совместим с конструкцией объектива (а он и не будет совместим, так как подобный толкатель диафрагмы на современных камерах отсутствует). Регулировка диафрагмы ведется кольцом с фиксатором, а само переключение значений происходит с усилием. Относительное отверстие варьируется в пределах от f/2 на открытой и до f/16 на закрытой полностью диафрагме.
Диафрагма у Гелиос 44М-6 имеет шесть лепестков, ярко выраженные гайки в боке появляются уже на f/4. Но это же не помеха, правда? Калькулятор глубины резкости выполнен в виде выреза в корпусе. Под вырезом нанесены значения глубины резкости.
Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). При использовании любых мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию. В случае с данным Гелиосом мне не приходилось в зависимости от условий, корректировать экспозицию. Фотоаппарат ведет себя достаточно предсказуемо с этим объективом (Canon 7D).
Снимайте в RAW, особенно, если впервые работаете с Гелиосом.
Управление глубиной резкости
Без удаления фиксатора значений кольца диафрагмы, Гелиос-44М-6 не подойдет для видеосъемки со звуком и мягким переводом фокуса, с управлением глубиной резкости «на лету». Так как резкости полоска тонкая, управление затруднено при фокусировке через оптический видоискатель. Управление резкостью происходит путем вращения кольца фокусировки и диафрагмирования по обстоятельствам.
Аберрации, боке MC Helios 44М-6
На открытой диафрагме заметное «кручение» в зоне нерезкости (боке) на кропе не совсем ярко выражено, цветовые аберрации на контрастных переходах замечены не были. Возможно, я уже на столько преисполнился, что просто не обращаю внимание на это. прошу простить. Некоторыми пользователями «кручение» фона высоко ценится, так как придает фотографии дополнительный художественный оттенок. МС Гелиос 44М-6, возможно, и закручивает фон, но на полном кадре не было возможности его протестировать.
Резкость, контрастность, цвет Гелиос 44М-6
Резкость по центру подобающая, на уровне современных объективов, падает к краям. Не на столько сильно, как у Мир-1В, но заметно, если приглядеться. Вообще, на кропе отличная резкость я считаю. Рабочий с открытой. Те, кто плюют в сторону советских полтинников, просто не умеют снимать.
Контрастность у объектива на нормальном уровне, однако, при попадании яркого света проседает, не смотря на многослойное просветление. Однако, объектив не тестировался в солнечный день. Возможно, следует сравнить несколько различных версий объектива с МС и без него, чтобы сделать какие-то однозначные выводы. При засветке искусственным источником, Гелиос МС дает чуть меньше переотражений, чем его младший собрат 44М без многослойного просветления.
Узнайте слабые места своего Гелиоса, чтобы избегать заведомо провальных по итогу композиций.
Достоинства Гелиос 44М-6
- Любой исправный Гелиос 44М-6 даже сейчас способен побороться за качество картинки с современными пластиковыми автофокусными конкурентами, как по цене, так и по качеству картинки (в сравнении с объективами нижнего ценового диапазона).
- Отсутствие автофокуса вас не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке, он может не использоваться.
- Доступность и дешевизна Гелиос 44М-6, дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Гелиосы производились с 50-х годов двадцатого века, шли вперемежку с индустарами в качестве штатников к фотоаппаратам «Зенит»
- Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент, ведь чем выше сложность, тем ниже надежность.
- Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
- Высокая художественность. Даже при отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото. Фирменное кручение боке, неплохая цветопередача, радующий глаз переход от зоны резкости в зону боке — сказываются фирменные немецкие корни.
- Отличный выбор начинающего портретиста. 58 мм на полном кадре, и почти 93 на кропе 1.6.
- Наличие указателя дальности фокусировки и ГРИП для расчета гиперфокального расстояния. На современных стеклах в пластиковых корпусах это редкость.
Даже убитые косметически экземпляры сохраняют свои базовые качества — снимать на такое стекло может доставлять удовольствие.
Использование Гелиос 44М-6 на современных фотоаппаратах
На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 93мм фокусного расстояния, а диафрагма будет соответствовать значению f/3,5. На полном кадре объектив работает так, как задумано – имеет более пластичную картинку и соответствующие заявленным, характеристики.
Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра. Для работы на цифровых фотоаппаратах понадобится переходник с резьбового соединения М42х1 на вашу камеру.
Устанавливается через переходник M42 – Canon EF, о переходниках можно почитать здесь. Переходники без чипов, с Гелиос 44м-6 на Canon EF стоят дешево. В целом, достаточно только купить переходник с подтверждением фокусировки, или без него, и объектив готов к работе.
Проблемно установить без регулировки зазоров под систему Никон, однако, без нее хоть и пропадает фокусировка на бесконечность, доступный диапазон позволит сделать погрудный портрет. Для сохранения бесконечности, оптическую схему необходимо “придвинуть” к матрице фотоаппарата примерно на 3,5мм. Можно купить переходник с корректирующей линзой, но качество картинки будет испорчено.
Гелиос-44М-6 на Fujifilm, Canon EOS R
На любой беззеркалке, Гелиос, как и другие объективы М39\М42, будет работать в полную свою силу, через соответствующий переходник. Не забываем про кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.
Альтернативы Гелиос 44М-6
Основное вероятное применение Гелиос 44М-6 — это погрудные портреты. На кропнутых камерах типа Canon EOS 1100D, EOS 60D, EOS 650D, EOS 1300D, EOS 300D, EOS 600D, etc. с байонетом EF-s и кроп-фактором 1,6 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 58х1.6=92,3мм. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», как уже говорилось в статье, в стоке не совсем подходит.
Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сего дня в ходу.
Гелиосы серий «Мх-Х»
Гелиосы старших модификаций имеют улучшенные оптические характеристики, чуть более стойки к контровому свету. Объективы с многослойным просветлением незначительно превышают стоимость Гелиос-44М-6 и достаточно распространены.
Индустар-61 Л/З 50mm f/2.8 m42
Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.
Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42
Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42
Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.
Зенитар-М 50mm f/1.7
Неплохой вариант объектива для портретной съемки с ровным размытием фона, чуть лучшим контрастом и цветностью. Светлый, максимальная рабочая диафрагма — f/1.7.
Пример видео и фото Гелиос 44М-6
В данном видео использовался Гелиос 44М-6 в паре с Canon 7d. Для видеосъемки со звуком и плавным изменением глубины поля из серии «Гелиос 44» подходят не совсем все модели. На данной модификации, при переключении диафрагмы будут слышны щелчки фиксирующего механизма.
Ну, и конечно, пример видео на связку Sony A7II + Helios 44M-6.
Примеры фотографий Гелиос 44М-6
Снято на Canon 7D. Приоритет диафрагмы, проявка в Capture One.
Гелиос-44М-6 2/58 МС пример фото Sony NEX-C3
Гелиос-44м6 на Sony NEX-C3 в компактной сумочке – самое клевое, что можно взять с собой в маленькое путешествие. В этот раз меня занесло в Сокол. Город, в котором градообразующим предприятием является Целлюлозно-бумажный комбинат.
А еще в Соколе делают знаменитую сгущенку, которая имеет вкус той самой сгущенки, родом из СССР. Удивительно, как предприятию удалось пережить тяжелые времена, и наладить даже выпуск подарочных наборов сгущенки. В торговых сетях типа “Пятерочка” или “Магнит” ее не встретишь, однако, в магазинах помельче ее можно увидеть. Как-то, даже в Ленте попадалась, но недолго. Всем нужна маржа, а хорошая сгущенка не может стоить дешево.
Город выглядит, как большое село. Есть пятиэтажки, торговые центры, дороги асфальтированы. Местами. В основном преобладает деревянная застройка, конечно. Увидеть брошенную пятиэтагу без окон и дверей, но со сдаваемыми в аренду площадями цоколя было удивительным. Просто верх цинизма. Даже изношенное строение должно приносить прибыль!
На этом старом нексе ручная фокусировка сплошное удовольствие, благодаря фокус-пикингу. Он на экране подсвечивает резкие зоны. Это радует. То, чего не дождаться от кэнона в 2021 году в зеркалках, было реализовано еще в 2010 компанией Сони. Офигеть потребительское отношение у Canon. Пара десятков фото с прогулки по городу. Видя столько детворы на улицах, понимаешь, что цифровизация в принципе не помеха активному образу жизни.
МС Гелиос 44М-6 58/2 М42 пример фото (Sony A7II)
С Гелиос 44М-6 на Sony A7II я ходил по Ярославлю. Никогда прежде я не испытывал такого удовольствия по съемке с мануальной оптикой, как в случае с камерами Sony. Ну, это не реклама, а просто я еще совсем не отошел от перехода с Canon. Спасибо, что помогли забыть работу с сапогами, как страшный сон). Включаешь фокус-пикинг, и приближением вообще не пользуешься. Это ли не алилуйа, братья и сестры? Просто снимай. Просто.)
Здесь не только обычные фото, но и примеры, как работает Гелиос 44М-6 просветленный с контровым светом. Я знал, что все не так плохо, но чтобы на столько замечательно – нет. Смотрите фото сами. Гелиос 44М-6 МС не самая дорогая версия Гелиоса, но она все равно чуть резче, а просветление на ней посовременнее, чем, например, у того же 44М-4. Я считаю, зря эти стекла так ругают зажравшиеся любители цейссов). Двойную радость от того, что фотосъемка стала на столько простой не омрачила даже собачница, которая подошла пособачиться. Ну бывает)
Технические характеристики Гелиос 44М-6
Фокусное расстояние: 58 мм (58,60 мм) Относительное отверстие: 1:2 Угол поля зрения: 40°28′ Размер кадра: 24×36 мм Количество линз/групп: 6/4 Переднее вершинное фокусное расстояние: −34,25 мм Заднее вершинное фокусное расстояние: 38,05 мм Расстояние от первой до последней поверхности: 39,80 мм Световой диаметр первой поверхности: ∅29,5 мм Световой диаметр последней поверхности: ∅24,7 мм Разрешающая способность (0/10/20 мм): 46/33/26 линий/мм Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/25 линий/мм Коэффициент светопропускания:0,80 Геометрическое виньетирование: 58% Формула цветности:10--0--1,5 Тип просветления: однослойное, химическое Ближний предел фокусировки:0,5 м Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16 Количество лепестков диафрагмы: 6 Рабочий отрезок: 45,5 мм Соединения: объектива с камерой: M42×1 для ввинчивающихся насадок: M52×0,75 для надевающихся насадок: ∅54 мм Габаритные размеры: длина объектива без крышек: 42 мм наибольший диаметр оправы: 64 мм Масса: ~0,3 кг
Резюме
Не смотря на распространенность объектива, массовость и устаревшую конструкцию на момент своего выпуска, объектив долгое время будет являться классикой, и радовать не только своих фанатов, но и начинающих пользователей. Если брать объектив под старые фотоаппараты, то следует учесть, что Гелиос-44М-6 можно применять на Зенит-ЕТ, Зенит-12СД и других, имеющих автомат привода диафрагмы.
Резкость по ТУ между различными моделями Гелиос 44М отличается не намного. Вооруженным глазом это практически не заметно. Брать можно любой из объективов серии. Особенно разница неразличима между исправными 44М, 44М-4, 44М-6. Но, почему-то именно на 44М-6 и модели помоложе продавцы гнут ценник. При том при всем, что механически более добротно собран именно 44М. Чем не предмет для торга? Надеюсь, обзор Гелиос 44м-6 помог узнать вам этот объектив чуть лучше.
Есть опыт эксплуатации или вопрос? Пишите в комментарии!
Подскажите, пожалуйста, где можно найти переходник с фланцем, который будет блокировать диафрагму? Нигде не получилось у меня(
http://alli.pub/67p0lq
например