Obektiv Pentakon avto 50 1.8 5

Pentacon 50 1.8 – обзор с примерами фото

Pentacon 50 1.8 — это “50мм”, как он есть. Безусловная классика жанра, образец, к которому следует стремиться. Нет, он не безгрешен — однако, претензии к нему зачастую являются лишь проявлением “вкусовщины”.Объектив, выпускавшийся в ГДР с, примерно 1960 по 1990 годы, для зеркальных камер с резьбовым соединением М42, Exacta. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках. “Отец” объектива – Meyer Optik Oreston 50mm f1.8 выпускался c 1965 года в корпусе “бициклическая зебра”.

Наименование Pentacon 50 1.8
Тип стандартный
Фокусное расстояние, mm 50 (75)
МДФ, см 33
Максимальная диафрагма, f/ 1.8
Установка на FF/Crop да/да
Фокусировка ручная
Система Любая зеркальная и беззеркальная камера через переходник с М42
Цена На маркете

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

С этим дизайном выпускались многие немецкие объективы тех времен (60-70гг). Когда предприятие Meyer-Optik вошло в состав Pentacon, объективы выпускали под этой маркой до самого конца существования Берлинской стены. Компания Хуго Мейера выпускала объективы под многие распространенные системы, а также имела контракты на комплектацию объективами, камер. Не ограничивалось производство и одной-двумя моделями.

Pentacon 50 1.8 – штатный объектив для фотоаппаратов:

Список объективов фабрики Мейера наберет более 30 наименований моделей, с различными оптическими схемами, а также полным набором фокусных расстояний на каждое из наименований. Оптика ценилась наравне с Zeiss, при этом, в большинстве своем, стоила дешевле. Например, Meyer-Optik Orestor 2.8/135 все еще называют монстром боке за то, что диафрагма объектива содержит в своем составе 15 лепестков, в отличие от оригинального Sonnar. Это настоящий прорыв, – в то далекое время не каждый объектив содержал огромное количество лепестков в диафрагме. Даже последующие Pentacon 2.8/135 были оптимизированы и имели на борту меньшее количество лепестков диафрагмы.

Вторая половина 1960-х годов, была лучшим временем для производства фототехники в ГДР. Технические инновации, новые производственные процессы и передовой дизайн в сочетании с повышенным удобством использования. Фотоаппараты PRAKTICA основывались на принципе Praktiflex, который был выпущен незадолго до Второй мировой войны, но при этом, были радикально переработаны. Это было необходимо не только для того, чтобы установить TTL-экспонометр, как это сделал западногерманский производитель Wirgin со своим Edixa, но и для расширения системы замера. В частности, пришлось полностью переработать затвор камер.

С осени 1969 г. были должны производиться большие партии новой серии Praktica L. Модульная конструкция этой камеры позволяла производить более рациональную сборку на коротких сборочных линиях. Выводы под электрические контакты появились на этой версии, и под них выпускались объективы с литерой Electric.

Когда Praktica L и LLC были представлены на осенней ярмарке 1969 года, новый объектив все еще назывался Oreston. Однако вскоре вся продукция VEB Feinoptikes Werk Görlitz будет называться «Пентакон», а название компании «Мейер-Оптик» окончательно исчезнет из торгового оборота.

Торговая марка «Meyer-Optik» пропала примерно с 1970 года, а запутанная и фатально напоминающая плохие каламбуры путаница имен собственных объективов, таких как Oreston, Orestor, Orestegor и Orestegon , была заменена унифицированным ярлыком «Pentacon».

Примерно в то время, когда появилась Praktica EE2, на корпусах объективов существовала черная крестообразная накатка. Первоначально дизайн опирался на Oreston 1969 года, но через короткое время корпуса были переработаны и получили форму, которая производилась в чрезвычайно больших количествах до момента воссоединения ГДР и ФРГ.

Pentacon 50 1.8 выпускался под наименованиями:

Meyer Optik Oreston 50mm f1.8 в свою очередь, редизайн предыдущего Domiron 2/50. Основные модификации и косметические отличия, с которыми встречаются объективы:

  • бициклическая зебра (ранние, до 70х)
  • зебра, в которой ребра кольца фокусировки были окрашены в черный цвет (переходная)
  • с гаечным кольцом фокусировки (на рубеже 70-х)
  • кольцо фокусировки с крупной накаткой (80-е)

Поздние версии Пентаконов (ближе к 90м) имели бело-зеленую расцветку написания шрифтов, ранние – оранжево-белую. Встречаются с мультипросветлением и без, с электрическими контактами и без них (Electric), с автоматической диафрагмой и функцией ее отключения (в обоих случаях имеет надпись Auto). Эволюция объектива выглядит так:

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

Pentacon 50 1.8 80-х годов в разрезе выглядит так:

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

Оптическая схема во всех вариантах Pentacon 50mm f/1.8 едина.

Сравнение кривых MTF Jena Pancolar 1.8/50 с будущим Pentacon 50 1.8 показывает, насколько качественным был первый Oreston 1.8/50. При диафрагмировании до среднего значения 1:4.0 оба объектива очень похожи. На открытой диафрагме Pancolar показывает явное преимущество по контрастности и разрешению. Кривые кажутся немного необычными, потому что график построен не как функция высоты изображения, как это принято сегодня, а как функция передаваемой пространственной частоты. «M» обозначает центр изображения, «R» — край. Эти измерения были проведены 16 декабря 1969 г. и по уровню техники сейчас, определенно устарели. Но это несущественно, поскольку нас интересуют не абсолютные значения пропускания контраста для этого сравнения, а только их отношение друг к другу, которое было определено в тот момент. [Фотожурнал, 2/1970, стр. 50.]

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

Обзор

На обзор доставались в разное время Pentacon 50 1.8 различных временных периодов производства. В 2022 году в руки попала версия с крупной накаткой кольца фокусировки, автоматической диафрагмой, мультипросветлением и бело-зеленым шрифтом. После этой модификации начали выпускать Практикары для байонета Praktica B. Корпуса Практикаров были отлиты из пластика. Субъективно, особой какой-то отличительной разницы между этими объективами, оптически, на цифровой камере не заметил.

Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

Pentacon 50 1.8 в работе

В работе оказал себя более, чем удовлетворительно. Без проблем ставится на цифровые камеры, но необходимо учесть, что требуется переходник, имеющий фланец (зажимающий толкатель диафрагмы). У китайцев, обычно, они стоят недорого. В случае переходника без фланца – нам придется приноровиться зажимать кнопку предпросмотра ГРИП на объективе до спуска затвора, либо использовать ползунок переключения режима работы диафрагмы с автоматического на мануальный режим. Правда, ползунок появился лишь в 80-е годы.

Pentacon 50 1.8 - обзор с примерами фото

Если взять в одну руку Гелиос 44м 58mm f2, а в другую Pentacon auto 50mm f1.8 семидесятых годов выпуска, можно обнаружить внешнее сходство объективов. Но это только внешне. Разница в цене и качестве сборки, светосиле, в оптической схеме и в переключателе режима работы диафрагмы. Не смотря на то, что оба объектива являются типичными объективами Двойного Гаусса (планар), все-таки, при сравнении картинки, у них есть отличия.

m42 pentacon 50mm f1.8 liveviewer.ru 2

Pentacon 50 1.8, в отличие от Гелиоса-44М, ощущается легче и сделан аккуратнее. Вес у Пентакона порядка 150 грамм, у Гелиоса серии 44М – в районе 270. Минимальная дистанция фокусировки 33 сантиметра (у Гелиоса – полметра), что делает из Pentacon 50/1.8 неплохой объектив для съемки различной художественной направленности с близких расстояний. По картинке, которую создает объектив своим закручиванием фона и превращением в кружки блики зоны нерезкости, похож на Гелиос-40.

Пентакон более агрессивно преобразует блики в зоне нерезкости в кружки. Длинные бликующие предметы вообще выглядят, как череда кружочков. Поначалу это может увлекать, так как картинка на самом деле необычная.

Впоследствии, особенно на цифровой камере при съемке в цвете, начинает бесить. Корпуса Гелиоса 44М и Пентакона похожи только один временной период (конец 70х), и местами описываются, как “моноциклическая зебра”.

DSC 6262

На объективе имеются отметки дистанции фокусировки. На Pentacon 50/1.8 70-80 годов выпуска оранжевым нанесены значения в футах, белым – в метрах, на поздних же поменялся цвет на бело-зеленый. Также, как и на всей старой ручной оптике, корпус оснащен отметкой зоны глубины резкости, по которой можно выставить объектив на гиперфокальное расстояние и снимать от бедра, не глядя в видоискатель. Руководствуясь, например, тем же правилом f/16, можно выставить на объективе диафрагму 16, а отметку бесконечности совместить с цифрой 16 на корпусе, и тогда большая часть изображения от фотографа и до горизонта будет резкой.

DSC 4005

На цифровом фотоаппарате в таком случае должно быть установлено AutoISO, чтобы не приходилось менять выдержку каждый раз после перекомпоновки кадра. Я использовал выдержки 1/125 и 1/60 для съемки на улице, а в помещении или при съемке портретов, конечно же, приходится фокусироваться через видоискатель, так как на открытой диафрагме приходится контролировать наличие резкости на модели.

У Pentacon 50mm f1.8 6-лепестковая диафрагма рисует гайки в зоне нерезкости на прикрытых значениях с f3.5. Недорогие объективы того времени оснащались примерно таким количеством лепестков. Присутствует размытие по всему полю кадра в зоне нерезкости. Резким остается часть изображения по центру, примерно 25-40% кадра. ГРИП при этом на столько тонкая, что попасть просто так в цель практически нереально. Шаг кольца установки значений диафрагмы очень маленький, кольцо диафрагмы вращается изумительно плавно. При этом, конструкция диафрагмы отличается у ранних и поздних объективов, но значения при работе особо никакого это не имеет.

Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото

Характер боке у объектива своеобразный. Любые блики в зоне нерезкости превращаются в кружки, а на открытой диафрагме они располагаются по окружности. При этом, резкость на открытой присутствует только по центру. Примерно такую же картину можно наблюдать у советского объектива Гелиос-40. Получается, объектив имеет весьма выраженный творческий потенциал, если знать, куда его применить. Например, можно делать нежные натюрморты, как это делает фотограф Валерия Тихонова. Можете посмотреть примеры ее работ на ее странице ВК, фрагментарно я представил их в конце статьи.

Чем более прикрыта диафрагма, тем менее выражен эффект. Вообще, подобное поведение оптики в современных реалиях более похоже на посредственную работу по исправлению аберраций. Однако, оставив сугубо технические моменты, просто полюбуемся результатом, который доступен человеку без всяких фотошопов – просто наведи и снимай. Но в повседневном применении, скорее всего, такое боке будет раздражать, как раздражает чешуйчатость боке у Юпитер-8 на открытой.

Хотя, судя по фотографическим книгам и советам по съемке из прошлого, предполагалось основное использование объективов, все-таки, при съемке на таких значениях диафрагм, когда вышеуказанные эффекты не проявлялись вовсе, или проявлялись минимально (f/5.6 – f/11), так как в большинстве своем малоформатная техника заряжалась один раз на 36 кадров, без возможности изменения ISO на лету, как в современных цифровых камерах.

Теперь немного душнины. Объективы окрашены черной краской, а на кольце фокусировки имеют либо гаечный вид, либо ребристую накатку (объективы 80-х годов). Накатка достаточно широкая и шипы на ней крупные – даже в перчатках ощущаешь, где кольцо фокусировки. Диафрагма в объективах прыгающая, но прыгалка на поздних объективах блокируется переключателем на корпусе, что весьма удобно – нет необходимости разбирать объектив и фиксировать штырь привода для того, чтобы использовать на цифровой камере. При блокировке переключателем, диафрагма реагирует на движение кольца изменением диаметра отверстия. Принцип управления из 60-х, но мы теперь можем видеть воочию картинку с объектива до того, как сделаем кадр.

К слову, объектив 80-х годов достался с полуживым фотоаппаратом Praktica Super TL. Если объектив был вместе с ним в комплекте, то годы выпуска или приобретения фотоаппарата – восьмидесятые. Если бы не одно но. Практика Супер ТЛ выпускалась с 1968 по 1976 годы, а объективов с таким дизайном даже в конце 70-х еще быть не должно. Объектив и фотоаппарат разных временных периодов, ибо штатным стеклом у Practika Super TL было Carl Zeiss Jena Tessar 2.8/50 (ну и его вариации, типа T 2.8/50 и aus Jena 2.8/50).

Примеры фото с Pentacon 50 1.8

Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото

sSkWs1iEUFo
Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото
DE3NhXToyVc

На Canon 60D Pentacon auto 50mm f1.8 M42 устанавливался через переходник М42-EF без подтверждения фокусировки. Визирование производилось по экрану, съемка в основном в режиме Av с AutoIso.

Pentacon Auto 50mm f/1.8 Multi Coating пример фото

Эти фотографии были сделаны на Sony A7 с фокусировкой с помощью Focus Peaking, и в основной своей массе в режиме приоритета диафрагмы.

JbmozgT0tL4
2c66EaEwSWA
roK1wNT9es
XKknuCr5dpo

Эти примеры работ взяты со страницы ВК фотографа Валерии Тихоновой.

0BvkQlIef1s

Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото

Пример видео Pentacon 50 1.8

Резюме

Объектив, безусловно, заслуживает самой высокой оценки. Компактный, с очень маленькой МДФ. Резкий (правда, на полностью открытой диафрагме заметна “мыльность” по краям кадра. Виньетирование умеренное и вполне может использоваться для концентрации внимания на объекте съемки. Цветопередача естественная. Конструктивно собран весьма хорошо, эргономика выше всяких похвал. В общем, это классическое немецкое качество — и уже маловажно, где собирался объектив, в Восточной или Западной Германии.

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Pentacon 1.8/50 - обзор с примерами фото

На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 80мм фокусного расстояния, а диафрагма будет соответствовать значению f/2,8 (ЭФР по глубине резкости). Почему так? Потому что, из-за узкого угла обзора придется отходить дальше. У объектива на кропе наблюдается падение резкости за счет более плотного расположения пикселей на матрице и их сосредоточенности по центру объектива.

На полном кадре объектив работает так, как задумано – имеет более пластичную картинку и соответствующие заявленным, характеристики.

Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра. Для работы на цифровых фотоаппаратах понадобится переходник с резьбового соединения М42х1 на вашу камеру. Pentacon auto 1.8/50 проще всего ставится на Canon EOS с байонетом EF(-s), из-за несущественной разницы в рабочих отрезках. Переходники без чипов подтверждения фокусировки на Canon стоят дешево.

Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *