Обзор Гелиос 44-2 (Helios 44-2) 58мм f/2

Родоначальник серии — БТК (БиоТар Красногорский), переименованный в Гелиос 44. Пересчитанный планар Zeiss Biotar 58mm f/2 на советское стекло. Серия объективов Гелиос 44 производилась без особых изменений в оптической схеме почти полвека, и носила разные индексы.Серия объективов Гелиос 44 производились без особых изменений в оптической схеме почти полвека, и носила разные индексы. В разное время производство было развернуто на КМЗ, Беломо, Заводе «Юпитер» г. Валдай. Ранние модели имели неокрашенные корпуса, поэтому их довольно легко узнать. До сих пор в продаже встречаются первые Гелиос-44 с резьбой М39.

По сути, Гелиос 44-2 является небольшой переделкой раннего Гелиос 44 с присоединительной резьбой М39. Штатные объективы к фотоаппаратам «Зенит» разных лет (примерно, до 1980). Как правило, год выпуска на советских объективах с 60х годов шел в составе серийного номера объектива, и отпечатывался в первых двух цифрах. Гелиос-44 различных версий очень распространены на вторичном рынке и достаточно недороги, поэтому могут прекрасно подойти для начинающих фотолюбителей.

Обзор объектива

Данная модель производилась продолжительное время без особых изменений конструкции, при этом, схема Гелиоса 44 очень похожа на Zeiss Biotar, с которого его и копировали. Оправа объектива окрашена в черный цвет, а кольцо фокусировки ребристое, «гаечное», с углублениями на ребрах. Вес Гелиос 44 порядка 230 грамм.

Гелиос-44 оправа

Схема объектива

Похожа на схему Zeiss Biotar 2/58mm. И не менялась все время производства

Гелиос 44 серии на Фотолюбителе:

Фокусировка

Вращение кольца фокусировки происходит вокруг оси, при этом выдвигается передняя часть объектива. Линзоблок при фокусировке не вращается, как это происходит на некоторых обьективах ГДР. Фокусировка объектива ведется в пределах 0,5 — примерно 14 метров, значения на кольце фокусировки приблизительные. Имеется шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости.

Кольцо фокусировки у Гелиоса хваткое, благодаря гаечным ребрам. Ручная фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока. Выход переднего края оправы линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 1,1 см. Вращение зачастую тугое, из-за типа применявшейся на заводе смазки типа «Литол», теряющей свои свойства со временем, а также, под воздействием температур. Смазка со временем густеет на столько, что объектив приходится обслуживать.

При этом, косметически, объектив может выглядеть новым. Из-за малой глубины резкости, фокусировка на фотоаппаратах с малым размером видоискателя может иметь проблемы в виде ошибок фокусировки. Лучше использовать режим LiveView или переходные кольца с чипом подтверждения фокусировки.

Диафрагма

Серия Гелиосов, не имеющая «прыгающую» диафрагму. Шток и прыгающий механизм, как на серии Гелиос-44М, отсутствует. Относительное отверстие Гелиоса регулируется в пределах от 1:2 на открытой и до 1:16 на закрытой полностью диафрагме. Данный Гелиос лучше подойдет для видеосъемки за счет плавного вращения кольца фокусировки, и отсутствия трещетки-фиксатора значений апертуры. Управление диафрагмой поначалу кажется странным — когда кольцо находится на значении 1:16, по факту имеем 1:2. Для того, чтобы правильно выставлять диафрагму приходится пользоваться кольцом предустановки, — тогда все встает на свои места.

Гелиос 44-2 на Canon

Диафрагма у этой модели имеет восемь лепестков (на белом Гелиос-44 58/2 m39 было 13), ярко выраженные гайки в боке появляются уже на f/4. На открытой диафрагме присутствует заметное «кручение» в зоне нерезкости (боке), а также, цветовые аберрации на контрастных переходах. Некоторыми пользователями «кручение» высоко ценится, так как придает фотографии дополнительный художественный оттенок. Аберрации без проблем давятся в самых простых фоторедакторах.

Гелиос, передняя линза

Имеется механизм предустановки диафрагмы, но он не подойдет для использования на современных камерах. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). Окончательный расчет экспозиции должен происходить в момент закрытия электронно-управляемой диафрагмы, перед самым открытием затвора. При использовании данных мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию. Снимайте в RAW и режиме приоритета диафрагмы. Особенно, если впервые работаете с Гелиосом.

Резкость, контрастность, цвет

Резкость по центру подобающая, на уровне современных объективов… но падает к краям. Контрастность у объектива на нормальном уровне, однако, при попадании света проседает. Съемка без бленды (которую не найти) в контровом и боковом свете превращается в настоящий ад. Не смотря даже на то, что передняя линза утоплена в оправе. Дело в слабом просветлении. На Гелиос 44-2 оно простое, а передняя линза имеет голубоватый оттенок.

Дополнительной засветке способствуют лепестки диафрагмы, которые обычно смазаны большим количеством масла. Зная слабые места своего Гелиоса, можно избегать заведомо провальных по итогу композиций.

Достоинства объектива

  • Любой исправный Гелиос даже сейчас способен побороться за качество с современными пластиковыми (хоть и автофокусными) конкурентами, как по цене, так и по качеству картинки.
  • Отсутствие автофокуса вас не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке он практически не используется.
  • Доступность и дешевизна Гелиос, да и всей линейки в целом, дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Объективы Гелиос производились с 50-х годов двадцатого века, шли вперемежку с индустарами, в качестве штатников к фотоаппаратам «Зенит»
  • Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент. Чем выше сложность, тем ниже надежность.
  • Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
  • Высокая художественность. Даже при отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото. Фирменное кручение боке, неплохая цветопередача, радующий глаз переход от зоны резкости в зону боке — сказываются фирменные немецкие корни.
  • Отличный выбор начинающего портретиста. 58 мм на полном кадре, и почти 93 на кропе 1.6.
  • Наличие указателя для расчета гиперфокального расстояния. На современных пластиковых стеклах — редкость

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится Гелиос на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F с линзой или без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K нужен переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q нужен переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е нужен переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) нужен переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X нужен переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX нужен переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M нужен переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T нужен переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

Итог

Существует огромное количество модификаций объектива, отличающихся в основном, геометрией корпуса. Встречаются объективы с переключателем прыгающей диафрагмы (авто-ручное). Герой обзора — штатный для Зенит-Е. Не смотря на достаточную распространенность объектива, связанную с производством его на нескольких заводах, и массовость, объектив не показывает каких-то очень отрицательных качеств. Конечно, в сравнении с современными, объектив не может похвастаться каким-либо улучшенным качеством изображения или юзабилити. Однако, это компенсируется его надежностью, неприхотливостью и ценой.

Пример видео с Гелиос:

В данном видео Гелиос использовался в паре с конвертером К-1 2х. Фокусировка плавным вращением кольца фокусировки (фактически, градусов на 330) вкупе с малой ГРИП, неплохой резкостью… могут помочь добиться приемлемых результатов.

Примеры фотографий на объектив:

Основные технические характеристики Гелиос 44-2

НаименованиеHELIOS-44-2 2/58
Крепление к камереРезьбовое М42х1
Выпуск1981 год, Валдай, з-д Юпитер
Производствос 1958 года
ТипСтандартный, фиксирован
КорпусКрашеный металл (сталь, алюминий), значения гиперфокального
расстояния, диафрагмы, дистанции фокусировки выполнены
гравировкой на корпусе и залиты краской
Стоимость на момент выходав СССР 35-50 рублей
Групп линз4
Элементов6
Оптическая схемаПланар
Лепестков диафрагмы6, матированный металл
Относительное отверстие1:2
Управление диафрагмойручное, кольцо управления и предустановки
Пределы шкалы диафрагм1:2–1:16, обратное вращение (предусматривалось
использование c кольцом предустановки,
иначе 1:16 соответствует 1:2)
МДФ (m)0.5
Фокусное расстояние (mm)58
Угол обзора (град)40
Диаметр фильтров (mm)51
Габариты (mm)Высота 47
Вес (g)230

 

Разрешается использование контента в любых целях, при условии сохранения ссылки на источник.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Защита от ботов: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.