Гелиос. История создания серии 100500 объективов

Гелиос – советские объективы, выполненные по схеме «Планар» (Planar) доктора Рудольфа (Paul Rudolph, 1896, Германия).

О серии объективов “Гелиос”

Гелиос

Сам Рудольф не в полной мере оценивал возможности своей схемы. Они были раскрыты английским оптиком Г. Ли (Horace W. Lee), разработавшим в 1920 году объектив «Опик» (Opic, фирмы «Тейлор-Гобсон» — Taylor & Hobson), который обладал повышенной светосилой — 1:2,5 (вместо 1:3,3 у «Планара») при угле зрения 50 градусов.

В дальнейшем объективы такой схемы выпускались под различными названиями очень многими фирмами. «Гелиос-44», разработанный профессором Д.С. Волосовым, — самый массовый советский объектив. С 1958 года он ставился в качестве штатного на фотоаппараты «Старт», потом — на «Зениты».

Чтобы использоваться в зеркальных камерах, объектив должен иметь большой задний фокальный отрезок (грубо говоря, это минимальное расстояние от задней линзы до фотоматериала): тогда есть возможность разместить зеркало.

Но это затрудняет разработку нормальных и короткофокусных объективов, так как часто максимального при избранной схеме качества можно добиться лишь с очень малым задним фокальным отрезком.

Поэтому, чтобы не снижать чрезмерно качества, фокусное расстояние «Гелиоса-44» пришлось увеличить до 58 мм вместо стандартных 52 мм (поле зрения при этом уменьшается с 45 до 40 градусов). Но даже при таком довольно малом угле зрения разрешающая сила «Гелиоса-44» явно недостаточна, таковы уж возможности этой схемы (если применять обычные оптические стекла).

Дальше события развивались следующим образом. Тем же автором по той же схеме около 1965 года был рассчитан объектив со стандартным фокусным расстоянием 52 мм. В результате получился «Гелиос-65» (ставился в качестве штатного на фотоаппараты “Киев-10” первых серий), разрешающая сила которого ещё на 5–6 линий на миллиметр ниже по всему полю, чем у «Гелиоса-44».

В такой ситуации пришлось использовать лантановые стекла — сверхтяжёлые кроны (СТК), что позволило создать вариант «Гелиоса-65» — «Гелиос-81», с повышенной разрешающей силой. Лантановые кроны имеют очень большой показатель преломления, так что можно делать линзы с достаточно большой оптической силой и вместе с тем с малой кривизной поверхностей.

Тогда появляется возможность лучше исправить аберрации, особенно кривизну поверхности изображения. «Гелиос-81» использовался в качестве штатного на фотоаппаратах «Киев-10», «Киев-15», «Киев-17» и т.д. и заслужил хорошую репутацию. Здесь следует также упомянуть ещё одну конструкцию, созданную в 1950 году тем же профессором Волосовым — «Гелиос-40». Это особо светосильный длиннофокусный объектив (85 мм, 1:1,5). Он обнаруживает аномальное поведение по разрешающей способности — она даже выше по краю, чем для средних углов.

Это результат того, что кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить её скомпенсирована кривизной пятого порядка. Достигается такое применением очень толстых линз и больших воздушных промежутков. «Гелиос-40» очень тяжёл, громоздок и дает невысокое качество изображения. Используется как сменный объектив для «Зенитов», а также в технической фотографии для съёмок с экранов осциллографов. При схемах, близких к симметричным, в «Гелиосах» хорошо исправлены кома и дисторсия.

Но всё же из вышесказанного следует, что схема классического «Планара» пригодна для высококачественного нормального объектива лишь с применением лантановых или других особых оптических стекол. Несколько по иному пути пошла фирма «Шнейдер» (Schneider). Она выпустила «Планар» (около 1970 года, 50 мм, 1:2) на основе сверхтяжёлых кронов, у которого, в отличие от классического, две линзы оставлены несклеенными. У шнейдеровского «Планара» разрешающая сила больше на 5 линий на мм по полю и на краю, чем даже у «Гелиоса-81».

На основе этой зарубежной разработки профессор Волосов создал «Гелиос-97» с аналогичными характеристиками (даже чуть-чуть лучше). Он, кажется, никогда не выпускался серийно, как и некоторые другие отличные отечественные объективы.

История названия

Гелиос — от греческого «Солнце» — название этой общей для многих предприятий и внешнеторговых организаций СССР марки объективов (в основном на основе оптической схемы Biotar) по одной из версий происходит не в честь древнегреческого бога Солнца, а в память об электростанции «Гелиос» в Петрограде, которую в октябре 1917 года охраняли красногвардейцы с оптического завода и которая снабжала электроэнергией Смольный.

(Небольшие оптические заводы немецких фирм К.П. Гёрца (C.P. Goerz) и К. Цейса (C. Zeiss) в Риге во время Первой мировой войны были эвакуированы в Петроград, где были объединены в единое предприятие — оптический завод ГАУ, второе крупное оптическое производство в Петрограде после оптического отделения Обуховского завода. Затем в марте 1918 года завод был переведён в Воронеж, летом того же года из-за наступления войск генерала Краснова — в Пермь, а в начале октября из-за наступления Колчака — в Подольск.

К весне 1927 года завод точной механики перебазировался в посёлок Баньки Павшинской волости Московского уезда, будущий Красногорск.

В 1941 году завод имени Ленина будет эвакуирован в Новосибирск, а на его площадях в 1942 году организовано новое предприятие — завод № 393 НКОП — Красногорский механический завод. Именно поэтому история КМЗ, как организации, ведётся с начала 1942 года, а не с конца XIX века, как её можно было бы при большом желании продлить).

  • Другая версия основана на несколько спорной связке марки Helios с маркой Sonnar (солнце). На данную версию указывает Александр Шульц (Alexander Schulz) в своей книге «Zenit. Die Geschichte der russischen Spiegelreflex-Prismensucherkamera mit M39-Objektivanschluß». Мне кажется это логичным, так как реально через название прослеживается связь с немецким “родителем”.
  • И, тем не менее, по любой из версий основой названия является «Солнце», «солнечный» — большинство названий отечественных объективов имеют или астрономические или световые «корни».

Таблица
объективов Гелиос

Наименование Фокусное расстояние, мм Относительное отверстие 1:n Угол поля зрения
Г-2 45 2,0 51°
Г-29 25 1,5 28°
Г-33 35 2,0 45°
Г-40 85 1,5 28°
Г-44 58 2,0 40°28′
Г-53 200 2,5 12°
Г-65 52 2,0 45°
Г-66 10 3,5 52°
Г-70 52 1,9 46°
Г-77 52 1,8 44°
Г-81 52 2,0 44°
Г-85 85 2,0 28°
Г-88 50 1,9 46°
Г-97 52 2,0 45°
Г-98 28 2,8 58°
Г-101 52 1,8 44°
Г-107 65 2,8 50°

Факты

  • КМЗ владеет маркой с 1986 года, хотя разрабатывал и выпускал объективы под эти названием и ранее.
  • Первый объектив (Гелиос-1 2/50) был разработан в ГОИ в 1937 году.
  • Объектив Гелиос-44 является самой массовой и самой недорогой версией, базирующейся на схеме Carl Zeiss Biotar 2/58.

Его звездная репутация напрямую связана с его предшественником. Сама формула объектива восходит к 1920-м годам и относится к вариации шести элементов в схеме двойного Гаусса, ставшей известной как Zeiss Planar. Первоначально Biotar производился для использования в кинокамерах, а затем в 1936 году был адаптирован под Exakta.

Схема вновь появилась после войны на заводе Carl Zeiss Jena под названием Carl Zeiss Jena 58mm f/2, и в конечном итоге была портирована в Советский Союз как Гелиос 44, который мы знаем сегодня.

Первое, что бросается в глаза в характеристиках изображения этого объектива, — это не само качество изображения; это немного необычное фокусное расстояние. Фокусное расстояние 58 мм Helios находится на самом длинном конце определения «стандартного» объектива, которое варьируется от 35 до 60 мм. 58 мм изолирует объекты более четко, чем 50 мм, и дает немного плотное, более собранное изображение.

Объектив также известен уникальным способом создания боке. На максимально открытой диафрагме он демонстрирует фирменное завихрение боке, которое обычно ассоциируется со старыми объективами. Этот вихрь стал визитной карточкой объектива и является одной из причин, по которой Helios стал культовым.

Использование на современных фотоаппаратах

Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра.

  1. Серия объективов Гелиос 44 58/2 со ссылками на обзоры

Источники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *