Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm

Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm f/1.8 M42

Оправа объектива выполнена в классическом для ГДР 60-70х стиле «зебры». С подобным дизайном выпускались многие немецкие объективы конгломерата VEB Pentacon:

Данные объективы, по сути, являются родственниками, так как после объединения фирм-производителей в одну, под советской эгидой, на базе доставшихся по репарациям чертежей и технологий, «новые» объективы представляли собой перелицовку предыдущих версий. Так продолжалось вплоть до 1990 года. Объектив для обзора предоставил Слава Теребов. Обязательно посмотрите его страницу, Слава впечатляет своими фотографиями.

Общее

Объектив, производившийся с 196? по 1990 годы в ГДР на заводе Carl Zeiss Jena, состоявший с 1964 года в конгломерате VEB Pentacon. Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 стандартный объектив для старых зеркальных камер с присоединительной резьбой M42. Корпус из первых выпусков, вида «бициклическая зебра». Объектив изготовлен с однослойным просветлением. Позже были выпущены модели с многослойным. На некоторых Carl Zeiss Jena DDR Pancolar можно встретить гравировку «ausJena». Такими они шли на экспорт. Серийный номер данного экземпляра 9325723, год выпуска предположительно неизвестен. Не с ториевым покрытием, да и ладно. На корпусе именуется как Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 1.8/50. Модель выпускалась в нескольких вариантах:

  • с креплением М42, Exacta, Praktica B и электрическими контактами
  • с несколькими вариантами просветлений (обычное, мульти с красной либо белой меткой в названии на оправе)
  • в нескольких оправах (корпусах), в том числе экспортные «ausJena»
  • с 1978 года, с выходом Praktica B, модель именовалась Carl Zeiss Prakticar 50/1.8 и была штатником для этих фотоаппаратов
  • с ториевым просветлением линз

Объективы, имеющие серийные номера до 8552600 и произведенные с 1964 по 1967 были произведены с использованием тория. Торий — это радиоактивный природный элемент, и на основании этого вывода производство с использованием тория достаточно быстро было свернуто. Торий должен был улучшить качество изображения объектива, и использовался в технологии просветления линз.

Оправа объектива целиком выполнена из металла, в стиле «зебра» 60-70х годов. Наименование, параметры, а также рабочие значения нанесены на поверхность гравировкой и залиты краской.

Фокусировка

Минимальная дистанция фокусировки — 0,35 метра, фактически, макро. Кольцо фокусировки располагается первым, и только за ним уже идет управление диафрагмой. После советских объективов непривычно, я долго привыкал. Кольцо фокусировки вращается от края до края, примерно на 340 градусов. Значения фокусировки дублированы в метрической и имперской системе измерений. Имеется шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости. Ручная фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока, при этом передняя линза не вращается вокруг оси. Выход переднего края оправы линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 7 мм, увеличивается соразмерно уменьшению дистанции фокусировки.

Из-за малой глубины резкости, фокусировка на фотоаппаратах с малым размером видоискателя может иметь проблемы в виде ошибок фокусировки. Лучше использовать режим LiveView или переходные кольца с чипом подтверждения фокусировки.

Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm пример фото
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 ГРИП на открытой диафрагме. МДФ.

Диафрагма, глубина резкости

Модель имеет прыгающий механизм диафрагмы и переключатель режима Авто-Ручное. Переключатель выступает над оправой, его можно случайно задеть и переключить режим. На оперативности в обращении, конечно, роли не сыграет, но стоит иметь в виду. Диафрагма на корпусе устанавливается кольцом с трещоткой-фиксатором значений, переключение между значениями происходит с незначительным усилием, даже на необслуженном объективе. Относительное отверстие регулируется в пределах от 1:1.8 на открытой и до 1:22 на закрытой полностью диафрагме.

На получаемой картинке в зоне нерезкости присутствует кручение фона. Особенно отчетливо это видно на минимальной дистанции фокусировки, в присутствии множества бликующих объектов:

Эффект усиливается, если прижать диафрагму. При этом, объектив резок с полностью открытой. На гифке ниже представлено, как возрастает глубина резкости с изменением диафрагменного числа. Обратите внимание на рисунок фона. Здесь, из-за отсутствия бликующих элементов, кручение фона едва заметно.

Из-за малого количества лепестков диафрагмы (в этом объективе их шесть, ирисовая, матированный металл) в боке можно обнаружить гайки на значениях, начинающихся с f/4:

Чтобы корректно срабатывал экспозамер, необходимо иметь фотоаппарат с толкателем диафрагмы. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). При использовании любых мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию.

Качество изображения

Качество оптики намного лучше Гелиос 44-2, имеет фиолетовое просветление линз. Так как просветление однослойное, — объектив плохо переносит боковой и контровой свет, отвечая провалом контраста и падением качества картинки. Резок с открытой диафрагмы, имеет интересный рисунок в зоне нерезкости, без искажений передает цвета.

Carl Zeiss Jena DDR Pancolar 50mm — портретный объектив с очень хорошей резкостью и приятным фоном. На полностью открытой диафрагме он неплохо подходит для женского портрета, особенно в мягком дневном свете: объектив позволяет сделать очень выразительную и резкую картину глаз, кожа лица разглаживается и получает очень слабое и нежное свечение. В то же время, небольшая текстура кожи остается видимой, а недостатки разглаживаются. Когда диафрагма прикрывается, эффект «слабого свечения» исчезает, но изображение остается приятным и пластичным, плюс добавляет в резкости.

Размытие фона является нейтральным и довольно приятным, не смотря на то, что современники разделяются на почитателей подобного боке, и их оппонентов. Объектив обладает довольно хорошей контрастностью и цветопередачей, делая изображение немного теплее. Хроматические аберрации были замечены, в контровом свете на контрастных переходах. Легко убирались в фоторедакторе при постобработке..

Резюме

Zeiss Pancolar не следует использовать против света и особенно включать яркий источник света в кадр — идет засвет и падение контраста. Если в довольно сложных условиях вы хотите получить самую четкую и правильную картину, необходимо использовать более продвинутый объектив с мульти-покрытием линз (MC).

Тем не менее, это целое поле для экспериментов со светом. Сделать действительно художественную картину и передать настроение, вы можете именно с помощью него. На открытой диафрагме объектив способен передавать довольно интересную картину в зонах резкости и нерезкости, а источник света, включенный в композицию, создаст несколько больших ровных кругов бликов с ярким краем. При этом, сама картинка заполняется теплым светом, изредка превращаясь в переливающиеся пятна и мягкие лучи (смотри видео). Такой эффект в некоторых ситуациях, может создать неповторимое настроение.

Carl Zeiss Jena Pancolar 50мм f/1.8, несомненно, очень интересен. Если вам не интересны дорогие объективы с правильным и ровным фоном, то это будет неплохим выбором для штатника.

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F с линзой или без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K нужен переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q нужен переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е нужен переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) нужен переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X нужен переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX нужен переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M нужен переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T нужен переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

Пример видео

https://www.youtube.com/watch?v=GKUMJoX2E3M

Примеры фотографий:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.