Содержание страницы
Зенитар-М 1.7/50 выпускался на КМЗ (Красногорский Механический Завод) довольно продолжительное время. Под названием “Зенитар” КМЗ все еще производит объективы с ручной фокусировкой и металлическим корпусом.
Название «Зенитар» и его производные не описывают какого-либо конкретного оптического устройства, и присваивалось объективам самых разных типов, предназначенным для аппаратуры «Зенит». Бренд появился в конце 1970-х годов после решения об унификации названий модельного ряда КМЗ им. Зверева, как наиболее запоминающийся на международном рынке.
Наименование | Зенитар-М 1.7 50 |
Тип | стандартный |
Фокусное расстояние, mm | 50 (75) |
МДФ, см | 45 |
Максимальная диафрагма, f/ | 1.7 |
Установка на FF/Crop | да/да |
Фокусировка | ручная |
Система | Любая зеркальная и беззеркальная камера через переходник с М42 |
Цена | На маркете |
Зенитар-М 1.7/50 собран в металлическом корпусе. Желтое просветление оптики. Дизайн оправы, как у Гелиосов 44М-серии, и тактильные ощущения, в принципе, идентичны от объективов в подобной оправе. Но, обо всем по порядку.
Объектив для обзора предоставлен фотографом Ильей Устиновым, который самостоятельно заряжает катушки с пленкой 135 и 120 типа (малый и средний формат), а также снимает на нее и проявляет. Если вы все еще болеете пленкой, то это хороший вариант, чтобы купить, и проявить для распечатки.
Схема советского объектива Зенитар-М
Схема является прямой отсылкой к предку – немецкой схеме объектива “Ультрон” Альбрехта Тронье. Разработка была завершена в 37 году для Schneider Kreuznach и считается разновидностью двойного объектива Гаусса.
Технические характеристики Зенитар-М 50\1.7
Фокусное расстояние: 50 мм Относительное отверстие: 1:1,7 Угол поля зрения: 46° Размер кадра: 24×36 мм Линейные размеры фотографируемого поля при 0,45 м: 16×24,4 см Рабочий отрезок: 45,5 мм Количество линз/групп: 6/5 Тип диафрагмы: нажимная, отключаемая Количество лепестков диафрагмы: 6 Пределы шкалы диафрагм: 1:1,7—1:16 Ближний предел фокусировки: 0,45 м Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 43/24 линий/мм Тип просветления: нет данных Соединения: объектива с камерой — M42×1, устанавливается на любую современную камеру через переходник с М42 для ввинчивающихся насадок — M52×0,75 для надевающихся насадок — ∅54 мм Габаритные размеры: длина объектива без крышек — 52 мм наибольший диаметр оправы — ∅62 мм, габарит: 65 мм Масса: 0,28 кг Год начала разработки: 1975 г. Расчёт: нет данных Конструкция: Кваскова В.Г. Производство: серийное Годы производства: с 1977 г. и 1980-е годы Цена: на авито
Зенитар-М в работе
Классически для ретро, объектив выполнен в оправе из алюминия, так называемая, “моноциклическая зебра”, присущая полтинникам советского блока 70-90гг выпуска.
Фокусировка
Минимальная дальность фокусировки Зенитар-М 1.7/50 – 45 сантиметров, если это кому-то интересно. Не макро, конечно, но чуть меньше, чем у Гелиос-44М. Кольцо фокусировки ребристое, мягкого и плавного хода добиться реально, если заменить смазку на свежую. Симптомы высохшей смазки – движение кольца рывками, с неравномерным усилием. Ничего страшного, в целом нет, но создает определенные сложности в постоянной работе. Вращение кольца продолжительное, примерно 270 градусов, и объективно, для динамических сцен объектив с подобным кольцом не подходит. Зенитар-М – объектив для неспешной работы и спокойных, выдержанных моделей.
Диафрагма Зенитар-М
Диафрагма объектива имеет 6 лепестков, лепестки металлические, диафрагма выполнена отдельным блоком, смазки при обычной эксплуатации не требует. Лепестки серого цвета, управляются кольцом с трещоткой, имеют отключаемый переключателем на корпусе, привод. Примечательно, что на базе Зенитар-М были созданы объективы Зенитар-МЕ1 и МЕ-4, которые обладали электроникой для передачи рабочего значения диафрагмы в фотоаппарат.
Кольцо предустановки в данной модели отсутствует, и заменено толкателем диафрагмы, для имевшего тогда в ходу типа замера экспозиции\фокусировки на открытой диафрагме. Переключение значений диафрагмы происходит с заметным усилием даже на обслуженном объективе, так как фиксатор кольца диафрагмы просто помещен в углубление корпусе, без каких-либо демпфирующих механизмов.
Порядок работы при фокусировке и диафрагмировании
Достаточно прост для современных фотоаппаратов, и также не сложен на пленочных фотоаппаратах, имеющих толкатель диафрагмы. Все сводится к тому, что необходимо повернуть кольцо диафрагмы до необходимого значения, навестись на объект и нажать кнопку спуска. Управление глубиной поля на лету не имеет адекватного отклика, необходимого, например, для видеосъемки. Без фиксатора кольцо становится слишком легким, а с фиксатором (тот самый пресловутый шарик) появляется значительное усилие, звук при переключении, лишняя тряска камеры. Делаем скидку, все-таки, на то, что модель объектива создавалась для фотосъемки, и в серию вышла больше 40 лет назад.
Аберрации, боке Зенитар-М
Просветление передней линзы желто-оранжевое, объектив обладает встроенным с завода светофильтром. Придает некую “пленочность” картинке. Если вы борец за постоянство чистого цвета – то этот объектив не для вас. Очень интересно себя ведет Зенитар-М при съемке высококонтрастных сцен. Сравнивая с Гелиос 44М, например, было выявлено, что падение контраста происходит не так критично, и голубая кайма в переходах не сильно убивает изображение. Напротив, смотрится вполне себе естественно для технологий 70х годов. Практически, хроматические аберрации не выявляются на диафрагме от 2,8 и выше.
Боке объектива ровное. Не на столько, конечно, чтобы совсем размазать фон в оттенки составляющих его цветов, но вполне позволяет делать акцент на необходимых элементах композиции снимка. Глубина резкости небольшая, как подобает фиксу. Наведение на резкость через видоискатель цифровой камеры, без фокусировочной линзы или LiveView, добавляет эффекта “пленочности” снимку. Я во всех сценах использовал LiveView. Также объектив можно выставить на гиперфокальное расстояние, чтобы снимать от живота, не глядя в видоискатель. Но, это для особых случаев. Не обращаем внимания на людей, а смотрим на размытие фона:
К сожалению, во время тестового выхода из зоны комфорта, в миру погода была отвратительной, и не удалось в полной мере проверить работу объектива с тем же контровым и боковым светом. При съемке в студии оказалось, что вспышкой импульного источника света у модели на лице выбивает детали. Они, конечно, из RAW временами вытягиваются, но это только добавляет работы, а не избавляет от нее. Стоит иметь в виду подобную особенность.
Из-за малого количества лепестков диафрагмы, на значениях, отличных от f/1.7 и f/2-2.8 на заднем плане можно наблюдать гайки из источников света.
Виньетирование
Присутствует. На кропе 1,6 (Canon) не доставляет никаких хлопот абсолютно. На полнокадровом аппарате пропадает с f/4 (затемнение становится равномерным).
Резкость, контрастность, цвет
На открытой диафрагме Зенитар-М дает мягкую картинку. Резкость не звенящая, но и софт не на столько жесткий, чтобы рассматривать открытую диафрагму, как рекомендацию “использовать объектив на открытой диафрагме для художественных приемов”. Вполне себе рабочая диафрагма. Резкость проявляется с f/2 и пиковую имеет на f/8. При этом, Зенитар-М 1.7/50 имеет резкость в центре по ТУ СССР между Гелиос-44М-5 и Гелиос-44М-6.
Контраст на нормальном уровне, правки практически не требует при проявке. Падает при попадании сильного света в объетив. Вообще, я так понял, съемка в отраженном свете с импульсным источником – слижком специфичное требование от этого объектива. Цвет хороший, при проявке RAW программа не сходит с ума, как например, с теми же Гелиосами. Зенитар-М МС имеет лучшие показатели по работе с переотраженным и паразитным светом, за счет улучшенного просветления.
Достоинства Зенитар-М
- Любой исправный Зенитар-М сейчас способен побороться за качество картинки с современными пластиковыми автофокусными конкурентами, как по цене, так и по качеству картинки (в сравнении с объективами нижнего ценового диапазона).
- Отсутствие автофокуса и электронной диафрагмы не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке, электроника может не использоваться.
- Относительная дешевизна Зенитар-М, дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Найти его не сложно, а в отличие от Гелиосов, Зенитар-М 50\1.7 обладает более ровным размытием и рабочей диафрагмой 1,7.
- Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент. Его можно кинуть в лоб нападающему негодяю, а потом снимать дальше.
- Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
- Хороший выбор начинающего портретиста. 50 мм на полном кадре, и эквивалент 80 на кропе 1.6.
- Наличие указателя дальности фокусировки и ГРИП для расчета гиперфокального расстояния позволит снимать не глядя в видоискатель.
- Встроенная антикражка. Оптика продается весьма не быстро, а подобная оптика – может продаваться годами. Для потенциального негодяя, это “такая себе” добыча.
Использование Зенитар-М 1.7/50 на современных фотоаппаратах
Внимание! Объектив на кропе 1.6 будет иметь ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние) и угол обзора равный 1.6х50 = 80 мм!
Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего установить Зенитар-М 50\1.7 через переходник на Canon EOS с байонетом EF и EF-s. Переходники без чипов стоят недорого. Обратите внимание при покупке переходника для объектива, совместимы ли ваши переходники для работы с Зенитар-М 50\1.7, имеют ли они фланец для блокировки прыгающего механизма диафрагмы. Не смотря на наличие переключателя на корпусе, переходник с фланцем избавит от лишней мороки при самопроизвольном переключении диафрагмы в режим “авто”.
Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты:
- – Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
– Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
– Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F переходник M42-Nikon F с линзой и без. (или советский КП-А\Н).
– Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
– Pentax K переходник M42-Pentax K.
– Sony/Minolta A переходник на зеркальные Sony M42-Sony A (без чипа или с чипом).
– Sony NEX и Sony Alpha с байонетом (F)Е переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
– Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
– Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
– Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M42-Fuji X.
– Samsung NX переходник M42-Samsung NX.
– Leica M переходник M42-L/M.
– Переходное кольцо М39-М42 для старых зеркальных объективов можно купить здесь.
– Переходник М42-EOS R
При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях фотоаппаратов.
Альтернативы Зенитар-М 1.7/50
Основное вероятное применение Зенитар-М 50\1.7 в фотосьемке — погрудные портреты. На кропнутых камерах типа Canon EOS 1100D, EOS 60D, EOS 650D, EOS 1300D, EOS 300D, EOS 600D, etc. с байонетом EF-s и кроп-фактором 1,6 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 50х1.6=80мм. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», как уже говорилось в статье, не совсем подходит даже после удаления фиксатора кольца диафрагмы.
Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сего дня в ходу.
Объективы “Гелиос”
Гелиосы различных модификаций имеют различные оптические характеристики и цену. Объективы с многослойным просветлением незначительно превышают стоимость Зенитар-М 50\1.7 и достаточно распространены. Фокусное расстояние 58mm, что немного больше, чем у Зенитара и может вызвать трудности при съемке в стесненных помещениях. Размытие фона имеет фирменное закручивание.
Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42
Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив. Плавная фокусировка, регулировка диафрагмы без рывков, имеется кольцо предустановки.
Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42
Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42
Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона. Имеет более воздушную картинку на открытой.
Примеры фото на Зенитар-М 1.7/50
Canon 7D:
/2018/09/seriya-obektivov-zenitar/
I don’t think it makes sense to say this lens is “insestructable” when it actually needs constant repairs!
tell us about your experience with this lens
I use it on Panasonic GH2.
My Japanese lenses have better build. Zenitar is better than cheap modern plastic lenses.
The previous owner tried to fix something. I think it was cleaned inside, but I don’t know why.
Optical quality of the lens is very good. Lens hood is recommended if shooting in front of the sun or bright light.
It is sharp at 1.7 and very sharp at f2. The bokeh is nice – straight, clean, not swirly, creamy.
Contrast not strong, but this is not a problem to fix on the computer.
Colours good. Little bit cold/blue. But it’s made in Russia so it should be a bit cold, yes? :)
This lens is very good for flowers and perfect for portraits.
I have not tried it on a full frame camera, but on a Canon 7D crop it seemed to me a very good lens. However, in terms of price / quality, I prefer Helios 44M-4 and 44M-5 (6), I really like this biotar adaptation IRL