Содержание страницы
Meyer-Optik Domiplan 2.8/50 — самый распространенный объектив в линейке производившихся в свое время на заводе Meyer-Optik в ГДР. Данными объективами комплектовались фотоаппараты Praktica, Exacta, и другие.
Domiplan 2.8/50 из обзора — для зеркальных камер с резьбовым соединением М42. Оправа объектива выполнена в классическом для ГДР 60-70х стиле «зебры». В данном виде объективы от Meyer-Optik и подразделений Carl Zeiss выходили примерно до 1972 года.

Мнения о качестве этого обьектива разнятся — кто-то считает его вполне оправдывающим свои деньги, а кто-то — что он даже не стоит лишнего внимания. В любом случае, объектив неплохо справляется со своими задачами в работе, и не смотря на свою старину, может приносить пользу в современном мире.
| Наименование | Meyer-Optik Domiplan 50 2.8 |
| Тип | стандартный |
| Фокусное расстояние, mm | 50 (75) |
| МДФ, см | 75 |
| Максимальная диафрагма, f/ | 2.8 |
| Установка на FF/Crop | да/да |
| Фокусировка | ручная |
| Система | Любая зеркальная и беззеркальная камера через переходник с М42 |
| Цена | На маркете |
Схема
Триплет, патент на схему уходит корнями аж в 1894 год и принадлежит английской фирме Cooke of York и его разработчику Гарольду Тейлору.
Версии объектива
Ранней и наиболее распространённой версией этого объектива является так называемая «зебровая» версия с серебристо-чёрными рифлёными кольцами для регулировки диафрагмы и фокусировки. Эта версия выпускалась в двух вариантах: с с моргающей и обычной диафрагмой. Последняя версия в линейке — полностью чёрная. Хотя чёрная версия новее, все версии идентичны с точки зрения оптической схемы и должны обладать одинаковыми оптическими характеристиками.
В работе
В работе объектив прост, как и вся неавтофокусная оптика предыдущих лет. Объективы на момент появления имели конкурентноспособное соотношение цена\качество, и благодаря этому пользовались спросом на рынке.

У данного объектива диафрагма «автоматического» типа, нажимная. Наведение на резкость осуществляется на открытой диафрагме, прикрывается до рабочего значения механизмом фотоаппарата при съемке. Минимальная дистанция фокусировки — 0,75 метра. Для того, чтобы диафрагма работала на современной фототехнике, переходник должен зажимать толкатель, чтобы диафрагма закрывалась. Кстати, диафрагменный узел у этих объективов не самая надежная конструкция и стоит обращаться с объективом аккуратно, чтобы не поломать ее.

Качество сборки объектива хорошее, но у данного экземпляра немного люфтит кольцо диафрагмы. По части эргономики главное нарекание – толщина кольца диафрагмы при общих габаритах объектива не позволяет зачастую производить регулировку значений без изменения еще и дальности фокусировки.
Перед использованием на цифровой камере необходимо учесть, что толкатель диафрагмы должен блокироваться перед установкой объектива, так как современные камеры не имеют подобного механизма управления диафрагмой, и регулировка диафрагмы в этом объективе щелчкового типа. Это значит, что переключение диафрагмы может помешать записи видео со звуком, если вы видеограф и рассматриваете этот объектив для своей работы.
Качество изображения
На f2.8 и кропе объектив дает муар, который очень заметен на фото. По факту, отличное качество изображения с Domiplan 2.8/50 получается на диафрагмах, отличных от 2.8 в большую сторону. Опытным путем выяснилось, что на f4 изображение избавляется от «софт-эффекта». В зоне нерезкости точечные источники света объектив склонен рисовать как шестигранники, — сказывается наличие 6 лепестков в диафрагме.
Резкость в центре изображения при диафрагме f/2,8 удовлетворительная/пригодная для использования. При диафрагме f/4 она хорошая, а при диафрагме f/5,6 и меньше резкость в центре достигает максимальных величин для объектива. В середине кадра резкость при больших диафрагмах не очень хорошая, и для удовлетворительной резкости диафрагму нужно выставить на f/5,6, для хорошей резкости — до f/8, а для очень хорошей — до f/11.
Углы просто ужасны, при диафрагмировании на f/11 они выглядят нормально, что, по-видимому, является оптимальным значением для резкости по всему кадру. При диафрагмировании на f/16 резкость по всему кадру сохраняется, но начинает проявляться эффект дифракции, а при диафрагмировании на f/22 эффект дифракции немного снижает общую резкость.
На открытой диафрагме виньетирование по углам достаточно заметное, и не пропадает с углов до диафрагмы f/16.
Также не стоит рассчитывать на сверхвысокую устойчивость (да в принципе вообще на устойчивость) оптики к бликам. Как только вы наведетесь на источник света, объектив в кадр поймает все возможные и присущие этой схеме блики.
Хроматические аберрации также присутствуют, но исправляются при постобработке отснятого материала. Кома же у обьектива присутствует и устраняется только при диафрагме f/11. Это не очень хорошо для съемки даже в обычных условиях.
Если рассматривать это стекло для видеосъемки, то стоит иметь в виду, что «дыхание фокуса» у объектива ярко выражено, и одинаковый масштаб изображения с переводом фокуса с переднего на задний план вы не увидите.
Зато размытие фона у объектива весьма неплохое, и если делать фотографии каких-то вещей крупным планом, имея желание запечатлеть некоторые блики на фоне, вы не будете разочарованы – этот эффект на открытой присутствует. Вдобавок, четкое отделение объекта от фона способствует большей художественности картинки на открытой диафрагме.
Использование на современных фотоаппаратах
На вторичном рынке можно обнаружить Domiplan по стоимости чуть большей, чем стоимость советского Гелиос 44-2.
На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 80мм фокусного расстояния, а диафрагма по характеру изображения будет соответствовать значению f/4,5.
Съемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра.
Для работы на цифровых фотоаппаратах понадобится переходник с резьбового соединения М42х1 на вашу камеру. Meyer-Optik Domiplan 2.8/50 проще всего ставится на Canon EOS с байонетом EF(-s), из-за несущественной разницы в рабочих отрезках. Переходники без чипов подтверждения фокусировки на Canon стоят дешево.
Примеры фото с Domiplan 50mm
Основное вероятное применение Domiplan 50mm f2.8 — это погрудные портреты. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», как уже говорилось в статье, не совсем подходит без удаления фиксатора кольца диафрагмы.





Альтернативы
Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сего дня в ходу.
Гелиосы различных модификаций имеют различные оптические характеристики и цену. Фокусное расстояние 58mm, что немного больше, чем у Домиплана и может вызвать трудности при съемке в стесненных помещениях. Размытие фона имеет фирменное закручивание.
Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42
Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.
Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42
Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42
Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.
Неплохой вариант объектива для портретной съемки с ровным размытием фона, хорошим контрастом и цветностью. Светлый, максимальная рабочая диафрагма — f/1.7.
Итог
Но не смотря на большое количество недостатков, если вам хочется поэксперементировать с различного рода художественными эффектами, а также съемкой крупного плана с впечатляющим качеством окружающей атмосферы, нет смысла гнаться за дорогими и правильными объективами – чем больше изъянов объектив имеет, тем больше его потенциал можно использовать для собственного самовыражения. Благо, уровень резкости у этого объектива помогает в этом деле.
