Создав Primoplan в 1936 году, компания Meyer-Optik стала пионером в области светосильных стандартных объективов для 35-мм зеркальных камер. Однако с появлением автоматических затворных механизмов потребовалась их доработка.
Эпоха современных светосильных нормальных объективов с автоматической диафрагмой от фирмы Görlitz началась 6 ноября 1958 года. В этот день была подана заявка на патент ГДР на «фотообъектив на основе типа Гаусса». Это был Domiron 2/50.
Такие двойные модификации Гаусса уже были в производстве у других производителей в то время. После Второй мировой войны и с ростом важности зеркальных камер с одним объективом основное внимание разработчиков было сосредоточено на возможности сократить задний отрезок при сохранении фокусного расстояния. Цель состояла в том, чтобы достичь номинального фокусного расстояния в 50 мм для 35 мм, в то же время улучшив характеристики.
Примоплану , более 20 лет представлявших класс светосильных 35-мм нормальных объективов от Meyer-Optik, пришлось придать фокусное расстояние 58 мм, чтобы за объективом оставалось достаточно места для зеркала камеры. Чтобы иметь возможность укоротить рабочий отрезок, в 1950-х годах различные производители объективов начали придавать элементам объектива перед диафрагмой форму мениска, то есть вся кривизна была обращена к объекту.
Новым в Домирон 2/50 было то, что использовались только линзы с показателем преломления более 1,645. Три из шести линз состояли из стекол с высоким коэффициентом преломления. Передняя линза из SK 21 (SK читается как “шверкрон”, т.е. тяжелый крон), задняя линза из SK 22 и линза номер пять из Schwerstkron SSK 5. Видимо для линзы номер два использовался такой же низкодисперсионный, но баритовый флинт BaF 11. Таким образом, Домирон 2/50 стало возможно произвести потому, что появились современные типы оптического стекла. Современный Zeiss Jena Pancolar 2/50 мм по сути был основан на Schwerkron SK 10.- стекло, которое уже числилось в каталогах Шотта межвоенного периода и поэтому, в отличие от SK 21 и SK 22, было совсем не новой разработкой.
Domiron, как бы недолго он не производился, стал важным шагом для фабрики Мейера, поскольку помимо оптического качества необходимо было также подчеркнуть механическую конструкцию этого объектива. Домирон 2/50мм достиг уровня, который намного превзошел все, что было известно ранее от этой компании. В дополнение к сложной, полностью автоматической нажимной диафрагме, и возможностями ее отключения, которые уже были представлены в Primotar E несколькими месяцами ранее, особо следует упомянуть сверхкрутую косозубую передачу, которая с необычно высоким ходом в 12 миллиметров впервые сделала возможной фокусировку крупным планом с расстояния 34 сантиметра до плоскости изображения.
Домирон тогда был доступен только с байонетом Exakta. Exakta, которая находилась в упадке через 25 лет после своего первого появления, еще продавалась в США в начале 1960-х годов. Domiron при цене 213 марок был ровно на 10% дешевле, чем Pancolar.
Всего через несколько лет после выхода Домирона 2/50 ситуация на рынке полностью изменилась. Сосредоточение внимания технологического лидера Carl Zeiss Jena на совершенно новых областях деятельности привело к тому, что его участие в таких классических областях, как производство биноклей и фотообъективов, все более и более уменьшалось. С другой стороны, после почти катастрофического этапа в конце 1950-х годов производство фототехники в ГДР успешно восстанавливалось. В 1965 году, например, в Дрездене была создана сборочная линия для сборки Praktica nova.
Поначалу корпуса новой Praktica сходили с конвейера каждые 90 секунд, но позже время цикла сократилось до 72. Ежедневно производилось не менее 400 камер. Годовой объем производства превысил 100 000 штук. Это означало, что должно было быть доступно столько же стандартных объективов. Как раз в то время, когда в Дрездене началась конвейерная сборка Praktica, компания Feinoptikes Werk Görlitz представила на весенней ярмарке 1965 года новый Oreston 1,8/50 мм [Фотография, 4/1965, стр. 125]. При той же структуре он был немного светосильнее, чем Domiron, – таким образом, его адаптировали к международным стандартам. Оптика была встроена в современную качественную оправу с автоматической диафрагмой. Тогда это было достаточно современно.
Торговая марка «Meyer-Optik» пропала примерно с 1970 года, а запутанная и фатально напоминающая плохие каламбуры путаница имен собственных объективов, таких как Oreston, Orestor, Orestegor и Orestegon , была заменена унифицированным ярлыком «Pentacon».
Meyer Domiron 2/50 был родоначальником следующих объективов:
- Meyer Optik Oreston 50mm f1.8
- Pentacon 1.8/50
- Pentacon 1.8/50 Multi Coating
- Pentacon Prakticar 1,8/50 (байонет Praktica B, пластиковый корпус)
- Revuenon 50mm f1.8 (экспортная для Revue)
Основные модификации и косметические отличия, с которыми встречаются объективы:
- бициклическая зебра (ранние, до 70х)
- зебра, в которой ребра кольца фокусировки были окрашены в черный цвет (переходная)
- с гаечным кольцом фокусировки (на рубеже 70-х)
- кольцо фокусировки с крупной накаткой (80-е)
Поздние версии Пентаконов (ближе к 90м) имели бело-зеленую расцветку написания шрифтов, ранние – оранжево-белую. Встречаются с мультипросветлением и без, с электрическими контактами и без них (Electric), с автоматической диафрагмой и функцией ее отключения (в обоих случаях имеет надпись Auto). Эволюция объектива выглядит так:
Сравнение кривых MTF Jena Pancolar 1.8/50 с будущим Pentacon 1.8/50 показывает, насколько качественным был первый Oreston 1.8/50, ближайший конкурент от фабрики Мейера. При диафрагмировании до среднего значения 1:4.0 оба объектива очень похожи. На открытой диафрагме Pancolar показывает явное преимущество по контрастности и разрешению. Кривые кажутся немного необычными, потому что график построен не как функция высоты изображения, как это принято сегодня, а как функция передаваемой пространственной частоты. «M» обозначает центр изображения, «R» — край. Эти измерения были проведены 16 декабря 1969 г. и по уровню техники сейчас, определенно устарели. Но это несущественно, поскольку нас интересуют не абсолютные значения пропускания контраста для этого сравнения, а только их отношение друг к другу, которое было определено в тот момент. [Фотожурнал, 2/1970, стр. 50.]
- Использованы материалы zeissikonveb
- Адаптация машинного перевода Алексей Гвоздев