Содержание страницы
ФЭД 3.5/50 (Индустар-10) – китовый объектив к фотоаппаратам “ФЭД” первых версий. Отличная резкость, миниатюрные габариты в сложенном состоянии. Копия довоенного объектива Leitz Elmar 3.5/50.
ФЭД 3.5/50 это Leitz Elmar, пересчитанный в СССР и производившийся в огромных количествах, как до, так и после Второй мировой войны. Складное исполнение авторами выбрано не случайно – с помощью этого объектива и без того компактные камеры становятся еще компактнее. Для того, чтобы начать использовать объектив, его необходимо потянуть от себя и провернуть по часовой стрелке для фиксации. Все, объектив готов.
Наименование | ФЭД 3.5/50 (Индустар-10) |
Тип | стандартный |
Фокусное расстояние, mm | 50 (75) |
МДФ, см | 100 |
Максимальная диафрагма, f/ | 3.5 |
Установка на FF/Crop | да/да |
Фокусировка | ручная |
Система | Любая беззеркальная камера через переходник с М39* |
Цена | На маркете |
*строго в разложенном виде!
Но в этом же и таится его опасность – задним концом тубуса на зеркальной камере объектив будет упираться в зеркало, а на беззеркальной камере – вполне способен пробить и матрицу. Ну, например, у Sony NEX тубус упирается в кадровое окно, и остается торчать хорошая такая часть объектива.
На Sony A7 и A7II объектив убирается полностью, не достает до матрицы камеры примерно миллиметр, но пересекает плоскость затвора. Последствия понятны. Установка происходила с помощью переходника M39 (LSM) – Sony NEX.
Установленный на современную камеру, этот объектив выглядит мягко говоря, смешно. Эдакий грибок, торчащий из фотоаппарата. Управление диафрагмой – не из самых удобных. Для того, чтобы переключать значения требуется отвлекаться на работу с колечком диафрагмы. ФЭД 3.5/50 (Индустар-10) считается темным объективом. Однако, резкость его, благодаря схеме немецкого прародителя типа “тессар” – может потягаться и с современниками. К тому же, объектив лишен большинства искажений удачно подобранным сочетанием и формами, линз.
Сам тубус хромирован, и собран из латуни. Основание и оправа передней линзы тоже латунь, окрашен электрохимическим способом.
Не смотря на свои миниатюрные размеры, объектив увесистый. 50 миллиметров фокусного расстояния – это универсальный размер, позволяющий снимать если не все, то очень многое. Огромное количество фронтовых фотографий сделано именно на такой объектив и черно-белую пленку. Кстати, не смотря на то, что объектив из пленочной черно-белой эпохи, с цветом работает замечательно. Ну, в том плане, что цвет нормальный, без каких-либо искажений.
Глубина резкости этого объектива позволяет снимать и портреты. При съемке в условиях недостатка света (например, в помещении), лучше иметь камеру с хорошими рабочими ISO, или пользоваться вспышкой.
ФЭД 3.5/50 (Индустар-10) это качественный тессар начала-середины прошлого века. Очень распространенный объектив, и под маркой “Индустар” – чуть ли не самый популярный объектив в СССР, за счет его удачной оптической схемы, которая сочетает в себе и качество, и дешевизну производства. Фотоаппарат “Зенит” с объективом “Индустар-50” стоил на целых 37 рублей дешевле аналогичного с “Гелиосом”.
ФЭД 3.5/50 – штатный объектив к фотоаппаратам ФЭД первых версий, и было бы нехорошо, не предложить почитать обзоров про эти фотоаппараты
Ну, и, соответственно, предложу еще пройтись по другим объективам со схожей схемой.
ФЭД 3.5/50 – объектив для дальномерных (беззеркальных камер) с резьбовым соединением М39. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник.
Кстати, этот объектив имел в линейке своего старшего собрата, который, не смотря на более высокую светосилу, дает худшую картинку. Знакомьтесь,
Но старший по линейке имеет статус RARE, ему можно.
ФЭД 3.5/50 пример фото Sony NEX-5
На фотоаппарате с матрицей APS-C (kf=1.6) фотоаппарату будет доступно поле обзора равное эквиваленту 80мм фокусного расстояния, а диафрагма будет соответствовать значению f/5,6. Почему так? Потому что, во-первых, из-за узкого угла обзора придется отходить дальше. Во-вторых, матрица фотоаппарата получает света меньше в 1,6 раза по сравнению с полнокадровым 35мм сенсором. В третьих, хоть это не относится к предыдущим двум заявлениям, у объектива на кропе наблюдается падение резкости за счет более плотного расположения пикселей на матрице и их сосредоточенности по центру объектива.
На полном кадре объектив работает так, как задумано – имеет более пластичную картинку и соответствующие заявленным, характеристики.
Сьемку проще всего вести в режиме «Приоритет диафрагмы» (Av), когда камера подстраивает необходимую выдержку, исходя из текущего значения диафрагмы и освещенности кадра.
Не смотря кроп-фактор фотоаппарата, резкость остается подобающей даже изображению с полного кадра.
ФЭД 3,5/50 пример фото Sony A7ii
И да, примеры фотографий на полнокадровый фотоаппарат. Смотрите, какая интересная картинка. А ниже гифка с глубиной резкости на полном кадре.
ФЭД 3,5/50 глубина резкости на Sony A7ii
Глубина резкости и размытие фона позволяет поместить в зону резкости все лицо модели. Фон “закручивается” на открытой диафрагме.
А что если… установить его на зеркалку?
Так как ФЭД 2/50 является дальномерным объективом (для пленочных “беззеркалок”), то при установке его на зеркальную камеру, объектив можно будет использовать только в качестве макрообъектива.
Тестовое видео ФЭД 3.5/50 на Sony NEX-5, Sony A7M2 (ILCE-7M2)
Семплы с ФЭД 3.5/50 и фотоаппаратов Sony с байонетом E.
Резюме
Не смотря на немного странный для современности вид, ФЭД 3,5/50 тубусный способен на многое. Способен даже потягаться за качество с современной оптикой, при цене менее тысячи рублей в обычный день.
Hi I have this same lens (though older) and this same adapter on a sony a7, no mater what I try its blurry, Any solution to this?
when I come across another blurry FED lens, I first attach the tube to the adapter and pushing it out I try to catch the focus point