Как-то раз, мой друг, коллега и хороший фотограф Алексей Трунов, принёс вот этот объектив.Похоже, что это тот самый Sonnar, который стал прообразом отечественного Юпитера-3. Объективы похожи, как родные братья. Sonnar отличает лишь более широкое кольцо фокусировки, “ушки” на кольце диафрагмы, и воздушные пузыри в линзах – в отличии от Юпитера, у него их изрядное количество. (Забегая вперёд скажу, что по отпечаткам 15х20 различить, какой снимок был сделан Юпитером, а какой Зонаром, невозможно. Но все ходы были записаны, и на данной страничке представлены результаты испытаний Зонара.)

Jupiter und Sonnar
С виду объектив был в удручающем состоянии. Однако, после внешней промывки-протирки оказалось, что для фотосъёмки он абсолютно пригоден. Многолетние грязевые наслоения были аккуратно удалены и проведена тестовая съёмка, результаты которой и предлагаю Вашему вниманию.

CZJ Sonnar 50/1.5 технические характеристики

Минимальная дистанция фокусировки 1 м
Диафрагмирование f1:1.5 – f1:22
Диаметр под светофильтр 40.5 мм
Габаритные размеры 49 x 42 мм
Масса 160 г

CZJ Sonnar 50/1.5 пример фотографий

Автор Ермолаев П. Н.

Большое спасибо Алексею за предоставленный объектив и совместное проведение теста. Объективы устанавливались поочерёдно на Зоркий-4. Специальная юстировка камеры не производилась.

 

Автор – nezdoiminoga

Leica M3
Zeiss Sonnar 50mm
Kodak 5231

Пример фото Zeiss Ikon Zm Zeiss Sonnar 1.5 50 Kodak Ektachrome E100 (Sergey Meshcheryakov) Zeiss Ikon Zm

Zeiss Sonnar разработан Людвигом Бертеле в 1929 году. Патент принадлежал фирме Цейсс Икон. Марка Соннар же, принадлежала компании Неттель Камераверке, и использовалась для тессаро-подобных объективов. На некоторых из них даже встречается гравировка в виде солнца. Неттель Камераверк в результате череды слияний сначала вошла в состав Контесса-Неттель (слияние с Контесса Камераверк Аугуста Нагеля), в 1919, а затем и в состав Цейс Икон в 1926.

Первый Cоннар был разработан для камер Контакс и имел максимальную апертуру f/2 и 6 элементов в трех группах. Поставки начались в 1932. В 1931 объектив был пересчитан для более светосильной схемы. Удалось улучшить светопропускание и Соннар стал 1.5. Использовалось семь элементов в трех группах. Цейсс использовал старое наименование для серии объективов не смотря на различие в схемах, для использования в светосильных объективах серии старше f/2.

Сравнивая Планар с Соннаром можно заметить, что Соннар обладает большими аберрациями, чем Планар, однако, из-за меньших переходом стекло-воздух обладает лучшими контрастами и переносит лучше засветки. Приблизительно напоминая ранние Тессары, он обладает лучшей светопропускаемостью, более художественным боке и меньшими аберрациями.

Соннар интенсивно копировался иными производителями, особенно после 2 мировой войны. Так например, самая растиражированная копия Соннара – Юпитер-8, Юпитер-9 и Юпитер-3 для дальномерных камер в СССР. Схема полюбилась в первую очередь своей резкостью и низкими издержками при производстве. Первые Соннары в СССР после войны производились на базе репарационного задела стекла, однако потом были пересчитаны под сортамент доступных стекол СССР. Ранние объективы имели немного лучшее качество изображения за счет сортов стекол из Германии.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *