В 1960-х годах компания Meyer-Optik назвала новую серию светосильных телеобъективов, как Orestor. Ими были объективы Orestor 135/2.8 и Orestor 100/2.8
Компания Meyer-Optik в Гёрлице уже давно зарекомендовала себя в области телеобъективов для кинокамер и 35мм фотокамер. В 1930-х годах под руководством Штефана Рёшляйна был разработан Telemegor 1:5.5. Если светосилы было недостаточно, предлагалась альтернатива – Primotar 3,5/135 и 3,5/180. Однако эти дальнобойные объективы были модификациями схемы Тессар, которая не позволяла делать компактными объективы с большим фокусным. Длиннофокусные примотары были весьма объемными, и к 1960 году уже считались морально устаревшими.
Чтобы не ударить в грязь лицом на международном рынке, все телеобъективы Мейера в 1960 году прошел модернизацию в 1960 под руководством Хуберта Ульбриха. Первым модернизировали Orestegor 4/200 мм в мае 1961 года. Осенью 1963 года им заменили устаревший Telemegor 5,5/180. Однако между Trioplan 2.8/100 и новым Orestegor 4/200 была довольно большая брешь, в которую необходимо было впихнуть что-то с фокусным в 135 мм. Параллельно была разработана и версия 100мм, которая также пошла в серию. Объективы Orestor 135/2.8 и Orestor 100/2.8 созданы на базе схемы объективов Sonnar Людвига Бертеле, однако, немного упрощенной, но от того ставшей более практичной в производстве, и благодаря “упрощению”, более светосильной.
Orestor с самого начала проектировался таким образом, чтобы его производство было максимально экономичным, но при этом должно было обладать максимально хорошим качеством изображения:
«В основу системы, построенной согласно изобретению, положена задача создания телеобъектива для 35-мм камер, со светосилой 1:2,8 и с фокусным расстоянием, значение которого не менее трехкратной диагонали формата. При этом, для изготовления линз требуются либо небольшие усилия, либо используются относительно дешевые виды стекла».
В схеме использовались только те типы стекла, которые уже были массовыми. С самого начала было ясно, что при таком использовании материала можно получить хороший, но ни в коем случае не топовый объектив. Но, например, Orestor 2.8/135 продавался по разумной цене – 191 восточногерманская марка. Это было даже на меньше, чем у Jena Sonnar 4/135, который некоторое время оставался доступным параллельно.
В 1968 году завод Feinoptik Görlitz был интегрирован в состав комбината VEB PENTACON Dresden . В результате торговая марка «Meyer-Optik» пропала примерно с 1970 года, а запутанная и фатально напоминающая плохие каламбуры путаница имен собственных объективов, таких как Oreston, Orestor, Orestegor и Orestegon , была заменена унифицированным ярлыком «Pentacon».
Этот объектив – практически младший брат Orestor 2.8/135. Он был разработан на его основе, но появился только на Лейпцигской ярмарке в 1968 году [Фото #3/68, стр.3] . Его можно рассматривать, как окончательную замену Trioplan 2.8/100, который Meyer-Optik предлагал более 30 лет и который был модернизирован с использованием новейших типов стекла всего за несколько лет до этого. Однако пришло время для гораздо более компактного объектива, который при меньшем диаметре имел лучшие механические, и качественные оптические характеристики.
Пока так называемый дизайн зебры был актуален, этот небольшой телеобъектив поставлялся в двух разных версиях. Как и Orestor 2.8/100 SR с предварительной установкой диафрагмы, он оказался чрезвычайно компактным. При цене в 149 марок этот был недорогим для любителей. Год спустя, с новой серией Praktica L, вышла еще одна версия Orestor – Orestor auto 2.8/100, оснащенный механизмом нажимной диафрагмы для камер с резьбой М42 и для новой Exakta RTL 1000. Стоил Orestor Auto 2.8/100 всего 185 марок (по сравнению с объективами Лейтца, которые имели трехкратно превышающую стоимость). Также был доступен электрический вариант для «Практик» и ее преемников (232 марки).
Склейки двух объективов отличаются только размерами.
Из-за меньшего фокусного расстояния фотосъемка Orestor или Pentacon 2.8/100 мм даже немного проще, чем с фокусным расстоянием в 135 мм. В сочетании с удлинительными кольцами или сильфонным устройством это также очень хороший объектив для съемки макро. После снятия с производства Biotar 1.5/75, Biometar 2.8/80 и до появления Pancolar 1.8/80 это был практически единственный портретный объектив производства ГДР. К сожалению, объектив был выведен из программы производства еще до того, как во второй половине 70-х годов было введено многослойное просветление.
Прямое сравнение MTF объектива Orestor 2.8/135 мм с версией с фокусным расстоянием 100 мм показывает преимущество последней. Все кривые смещены немного выше по ординате. При уменьшении до 1:5,6 достигается контрастность более 40% при частоте 40 линий на миллиметр. В то время превышение этого порога считалось доказательством очень хорошего качества изображения. [Фотожурнал 2/1970, стр. 51.]
- Использованы материалы zeissikonveb
- Адаптация машинного перевода Алексей Гвоздев