На момент выхода прототипа Смена-18 ЛОМО уже произвела миллионы простых камер с триплетом под маркой «Смена» . В то же время, когда Холомянский создавал ЛК-А, в Ломо уже работали над усовершенствованной моделью «Смены», камерой «Смена-19», которая в конечном итоге производилась с 1985 по 1989 год.
Айдас Пикиотас рассказал, как появилась Смена-18 в своей книге 2013 года «Эпоха ЛОМО: камеры и люди». История создания «Смены-18» напоминает шпионский роман времен холодной войны.
«Ведущий конструктор знаменитого фотоаппарата «Ломо Компакт-Автомат» Михаил Григорьевич Холомянский не имеет к этой истории никакого отношения, — пишет Пикиотас. «Конструктор подтвердил мне лично, что впервые узнал об этой камере от меня. Как могло случиться, что появление новой версии камеры было осуществлено без участия ее основного разработчика?»
По словам Пикиотаса, министерство генерала Корницкого, приказало Ломо создать новые модели фотоаппаратов. Сроки как-то ускользнули от них. Потом сообщили, что сам Корницкий «собирался в ближайшее время приехать в Ломо, чтобы лично ознакомиться с результатами исполнения приказа министерства. Пахло скандалом!»
Конструктор «Смены-19» Николай Иванович Панченко согласился достроить «Смену-19» как можно быстрее, но у руководства «Ломо» возникла проблема: а вдруг она не будет готова? Корницкий ожидал осмотреть новую камеру. Решение пришлось искать начальнику отдела камер Анатолию Потемкину.
«Все знали, что заместитель министра Корницкий был «крестным отцом Ломо ЛК-А». Было очевидно, что новая модель камеры должна была стать своего рода ее модернизацией», — говорит Пикиотас. «Отвлекать главного конструктора Холомянского Потемкину не хотелось — он был полностью занят наладкой производства и решением других сложных задач с ЛК-А.
«Это только мои рассуждения, но вполне реально, что Потемкин связался напрямую со своими друзьями из опытного участка цеха сборки. Долгая история сотрудничества и взаимоуважения позволили ему пройти этот путь, минуя все формальные препятствия, хотя на этот раз, думаю, он имел и устное одобрение руководства завода. «Участок, которым долгие годы руководил легендарный Аркадий Аркадьевич Рыжик, славился еще до Великой Отечественной войны своими мастерами высочайшего класса. Только эти инженеры могли изготовить фотоаппарат или кинокамеру любой сложности. Именно здесь и родилась механическая версия LC-A».
«Смена-18» выглядела как точная копия ЛК-А — за исключением селектора выдержек — но под корпусом были некоторые важные изменения. Камера имела затвор с ручным управлением и избавилась от экспонометра — это означало, что не было необходимости в батарейном отсеке.
Когда Корницкий прибыл для осмотра, на столе у Панфилова (директора ЛОМО) стояли фактически две камеры – «Смена-18» и «Смена-19». Корницкий ушел, очевидно, удовлетворенный тем, что этот ЛК-А, также будет запущен в производство.
«Смена-19» была запущена в производство в 1985 году. Всего было выпущено около 10 000 экземпляров — капля в общем океане «Смен».
Но «Ломо» всячески старался забыть о «Смене-18». Если не считать одного упоминания в каталоге фототехники для любителей в 1985 году, компания умолчала о фотоаппарате, как отмечает Пикиотас, «скрывая «Смену-18» от посторонних глаз». Очень возможно, что была изготовлена только одна камера – та самая, которую осматривал Корницкий в свой приезд. Его единственная задача была выполнена, теперь он находится в частной коллекции.