Обзор Lumix DMC-GM5

Каким должен быть оптимальный размер фотоаппарата? У каждого есть свой ответ на этот вопрос, все зависит от требований и ожиданий. Кто-то не готов носить с собой лишнюю технику, а для фотографирования достаточно смартфона. Кому-то важно бескомпромиссное качество изображения, а объём и вес носимой техники не имеет никакого значения.

Эксперименты по созданию «гибрида смартфона и фотоаппарата» предпринимали многие компании – и Nokia (Nokia 808 PureView) и Samsung (Galaxy Camera), да и LG Electronics отметились выходом смартфона, который способен фотографировать в RAW (LG G4). И все бы ничего, но все смартфоны предлагают крохотные сенсоры, основная болезнь которых весьма скромный динамический диапазон и очень низкий порог светочувствительности, а как следствие – сложности съёмки при недостаточной освещённости. Panasonic на сегодняшний день единственная компания, которая представила камерофон Lumix CF1 с большой матрицей, размером 1”. Модель получилась интересным, но очень дорогим решением.

Кстати, сделать по-настоящему миниатюрную камеру с большим сенсором получилось пока также только у Panasonic. Lumix DMC-GM5 – одна из самых маленьких системных камер (чуть меньше только  GM1) с сенсором стандарта Micro Four Thirds. Она очень-очень миниатюрная и лёгкая, по габаритам сопоставимая с цифровыми «мыльницами». Камера была представлена в 2014 году на Фотокина 2014 как дополнение к миниатюрной GM1 (я бы сказал, что получилось именно дополнение, а не замена).

ВНЕШНИЙ ВИД, ОПИСАНИЕ Lumix DMC-GM5:

В миниатюрный корпус GM5 производитель умудрился вместить даже ЭВИ и горячий башмак. Правда от встроенной вспышки пришлось отказаться (в первой модели GM1 она была), но в комплекте идёт маленькая внешняя. Решение правильное, так как с громоздкой внешней вспышкой оперировать камерой очень неудобно, слишком нарушается весовой баланс. Но основной минус заключается в том, что она (вспышка) не имеет собственного питания и энергозависима от аккумулятора камеры, а его ёмкость оставляет желать лучшего (забегая вперёд – это, пожалуй, основной минус GM5). Кроме того, время синхронизации камеры со вспышкой всего лишь 1/50 секунды. Это катастрофически мало и для съёмки людей не годится.

Кроме того, в GM5 внесли два, как кажется на первый взгляд, не критичных новшества (по сравнению с GM1), благодаря которым управлять камерой стало ЗНАЧИТЕЛЬНО удобнее. Первое и основное – сделали небольшой уступ под большой палец и сместили кнопку видеозаписи вниз. Второе – 4-позиционный джойскик, совмещенный с колесом управления (который был у GM1) заменен на блок кнопок, а колесо управления вынесено отдельно.

У меня была возможность потестировать GM1, и надо сказать, что именно эти два момента вызывали самые большие нарекания. Благодаря этим нововведениям, камера не выскакивает из руки и исключены ложные нажатия кнопок при прокручивании колеса управления.

Верхняя грань отдана под два диска: выбора режимов съёмки и выбора режимов фокусировки. Из того, что осталось для меня непонятным – почему не разместили на диске выбора фокусировки режим адаптивного (или, как его ещё называют – гибкого) автофокуса AFF, ведь места достаточно. Его можно выбрать в программном меню в режиме AFS.

“AFF” — сокращение от “Auto Focus Flexible” (гибкий автофокус). В этом режиме фокусировка выполняется автоматически при половинном нажатии на кнопку затвора. Если предмет съемки двигается во время половинного нажатия на кнопку затвора, фокусировка автоматически корректируется, согласно движению – взято из официальной инструкции.

На задней грани уместилось аж 11 кнопок и ещё и нажимаемый диск управления. Две из них функциональные с возможностью перепрограммирования. Кроме того – есть ещё 5 программных функциональных кнопок, управлять которыми можно при помощи сенсорного дисплея.

Естественно, с учётом размеров камеры, кнопки мелкие, но они настолько удачно скомпонованы и расположены, что даже мне (с достаточно большими руками) управлять камерой было тактильно удобно.

Хочется отметить ещё один интересный момент. Управляющее колесо, расположенное на задней панели камеры – нажимаемое. Нажатием на него можно изменить функциональное назначение. В режиме М (Manual – ручной режим) – оно отвечает за установку значений выдержки и диафрагмы. Чтобы переключится между выбором выдержки и диафрагмы, нужно нажать колесо. В режимах A (приаритет диафрагмы) и S (приоритет выдержки), нажатием колеса производится выбор между выдержкой (или диафрагмой, в зависимости от режима) и коррекцией экспозиции. В режиме P (программный) выбор между экспопарой и коррекцией экспозиции. Решение удобное и логичное, а главное, позволившее не “плодить” на миниатюрном корпусе дополнительные органы управления.

Основная особенность, опять же из-за миниатюрности, заключается в том, что камерой не получится управлять одной рукой. При удержании камеры, свободным остаётся только указательный палец, лежащий на кнопке спуска затвора.

Все, что связано с кастомизацией и эргономикой камеры – на высоте. Кнопок много, управление можно осуществлять как ими, так и при помощи быстрого меню сенсорного дисплея.

Сенсорный дисплей – 3 дюйма с разрешением 921 000 точек. Основной его минус – он не поворотный. Но если бы сделали поворотным, камера значительно бы прибавила в габаритах, а тут все в угоду миниатюризации. ЭВИ по современным меркам маленький, с достаточно низким разрешением – 1 166 000 точек и увеличением 0,92х. С учётом габаритов камеры, использование ЭВИ оправдано только в яркий день, когда основной экран начинает слепнуть на солнце или для того, чтобы экономить заряд аккумулятора. ЭВИ оснащён датчиком приближения. Так что, клавишей Fn2 (LVF) активируем только ЭВИ, а при помощи кнопки DISP задаём включение ЭВИ только датчиком приближения (когда подносим камеру к лицу) и все. Основной экран батарею не есть, а ЭВИ (на котором отображается вся необходимая информация) включается только по мере надобности. По моему опыту, при использовании только дисплея, камера способна отснять максимум 250 кадров на одном заряде, а при таком режиме – до 400. Так что – разница существенная.

И заканчивая описание, стоит отметить еще один момент. На холоде камера разряжается катастрофически быстро. При температуре близкой к нулю (даже не минус) мне удавалось сделать не более 160-170 кадров на одном заряде, что очень мало.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Lumix DMC-GM5:

Сенсор: Live CMOS с разрешением 16 Мп (17,3х13 мм)
Байонет: Micro Four Thirds
Максимальное разрешение снимков: 4592×3448 в формате 4:3
Видоискатель: электронный, с разрешением 1 166 000 точек, увеличение 0,46х
Дисплей встроенный не поворотный, сенсорный, диагональ 3 дюйма, разрешение 921 000 точек
Автофокусировка контрастный метод с 23 зонами фокусировки
Затвор гибридный электронно-механический, с одной механической шторкой
Экспозамер 1728 точек; диапазон EV – 0-18
Серийная съёмка: до 5.8 кадров/с с максимальным разрешением кадра и механическом затворе, и до 40 кадров/с при урезанном разрешении и электронном затворе
Светочувствительность  ISO 200 – ISO 25600 (c расширением до ISO 100)
Диапазон выдержки (сек.): 1/500 — 60, механический затвор; 1/16000 — 60 электронный затвор
Фото: JPEG (DCF, Exif 2.3), RAW (RW2), MPO (при установке 3D-объектива)
Видео разрешение до FullHD 1920×1080, до 50 кадр/сек с прогрессивной разверткой; MPEG-4, AVCHD
Вспышка комплектная, внешняя, ведущее число 7 (ISO 200)
Память SD, с поддержкой карт SDHC и SDXC
Интерфейсы USB, microHDMI;
Встроенные модули Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n)
Размеры (ШхВхГ), вес 99 x 60 x 36 mm, 211 грамм

ФУНКЦИОНАЛ Lumix DMC-GM5:

В GM5 используется такая же связка сенсора и процессора, как и в камерах GX7, GM1, GF7 и GF8. Так что можно говорить о том, что качество изображения у всех этих камер одинаково, различия есть в функциональном наполнении.

Взяв первый раз в руки GM5, не ожидаешь от такой «малютки» столь серьёзного функционала. Вообще, меню камер Panasonic с сенсорным управлением – одно из наиболее удобных и гибких, особенно если оно дополнено достаточным количеством механических органов управления. В GM5 используется графический интерфейс, состоящий из трёх частей: быстрое меню, вспомогательное всплывающее меню и основное меню. Основное и быстрое меню реализовано практически всеми производителями, а вот всплывающее – “фишка” Panasonic.

Оно состоит из трёх закладок, каждая из которых отвечает за целый блок программных клавиш. Нижней закладкой (Fn) вызываются пять виртуальных программируемых клавиш, значения которых можно назначить самостоятельно, выбрав для каждой одну из 42-х предустановленных функций. Второй вызываются клавиши активирования фокус-пикинга, сенсорного спуска затвора и перехода в режим управления зумом объективов с моторизированным приводом (при помощи точно такого же виртуального ползунка предлагается управлять фокусировкой, а также длительностью выдержки, раскрытием диафрагмы и уровнем чувствительности в режиме видеосъёмки). Третьей вызывается меню выбора наложения спецэффектов. В некоторых режимах, например SCN, третьей вкладки вообще не будет, а в некоторых (PASM) выбор спецэффектов отсутствует.

В камере реализовано огромное количество программных функций – есть HDR, мультиэкспозиция, склейка панорам, ночная съёмка с рук, создание покадровой анимации, интервальная съёмка и ещё много чего. Все вышеописанные функции гибко программируются и имеют множество настроек. Например для HDR съёмка возможна как при программной установке экспозиции, так и при ручном управлении экспопарой. Предусмотрена склейка трёх кадров с шагом 1, 2 и 3 ступени EV.

Кроме того, предусмотрено активирование автоматического выравнивания, что позволяет минимизировать смещения камеры в паузах межу кадрами. Для панорам – можно установить направление движения камеры как по горизонтали, так и по вертикали, причём в последнем случае разрешение выше. Качество склейки панорам очень высокое, причём это касается не только корректности склейки, но и установки экспозиции для каждой части панорамы (даже при существенном различии интенсивности освещения в разных частях панорамы в месте склейки не проявляются ступеньки экспозиции, что является частой проблемой фотоаппаратов с функцией автоматической склейки панорам). Конечно есть и ограничения – HDR и панорамы нельзя снимать в RAW и со вспышкой, а ночная съёмка с рук работает только в полностью автоматическом режиме Ai.

GM5 оснащается контрастной автофокусировочной системой с 23 зонами. Подобную систему можно было увидеть ещё в 2013 году в камерах GH3 и G6, а также на более новых GX7 и GM1. Скорость фокусировки высокая даже на фоне конкурентных камер, оснащённых гибридным автофокусом. Камера очень быстро и точно наводится на резкость, при чём даже в сложных условиях с низкой освещённостью. Но это касается только режимов AF-S / AF-F. Традиционная беда Panasonic – следящая автофокусировка AF-C. Мало того, что контрастный автофокус в меньшей степени (чем фазовый) предназначен для подобных задач, так ещё и малое количество датчиков автофокуса усугубляет ситуацию. Камера очень быстро теряет движущийся объект (даже контрастный), и потом не всегда может снова быстро “подхватить” его. Из позитивного – очень корректно работает функция определения лиц, фокусируясь очень быстро и чётко.

У GM5 есть и ручной режим фокусировки. Для объективов, которые не оснащены фокусировочным кольцом (как комплектный 12-32), камера позволяет фокусироваться при помощи дисплея. При переходе в ручной режим (MF) на дисплее во всплывающем меню отображается виртуальный ползунок, который позволяет плавно производить фокусировку на одной из трёх скоростей (скорость устанавливается в меню). Аналогичный ползунок доступен и для управления моторизированным приводом трансфокатора (в PZ-объективах Panasonic и EZ-объективах Olympus). Причём, если одет PZ или EZ объектив (у которых тоже отсутствует кольцо фокусировки), то назначить фокусировку при помощи ползунка нельзя, фокусировка будет возможно только посредством перемещения зоны фокусировки на дисплее пальцем. Не очень логично, учитывая, что моторизированным мотором то как-раз можно управлять на объективе, а вот фокусировкой – только с камеры.

В камере реализованы также вспомогательные функции для ручной фокусировки: увеличение зоны фокусировки (в 3, 4, 5 и 6 раз), шкала расстояний и фокус-пикинг. Для фокус-пикинга предусмотрено два уровня активности и три цвета подсветки: синий, оранжевый, белый.

Естественно, реализовано огромное количество, ставших уже привычными для камер Lumix, пресетов и фильтров, с помощью которых можно создавать интересные визуальные эффекты. Все эти “улучшайзеры”, конечно, работают только в JPEG, обработка и сохранение происходит очень быстро. Отснятый “шедевр” при помощи встроенного WiFi и приложения Panasonic Image App можно моментально отправить в социальные сети или просто сохранить в смартфоне или планшете.

Скорость серийной съёмки – 5,8 кадров в секунду (в максимальном качестве и при использовании механического затвора). Для любительской камеры – достаточно. Тем, кому этого покажется мало, могут переключиться в режим электронного затвора, снизить качество изображения и получить возможность съёмки со скоростью 40 кадров в секунду. Основная же проблема, как обычно – это ёмкость буфера. При съёмке в JPEG длительность серии оказалась всего 11-12 кадров, после чего камера снижает скорость и продолжает фотографировать по мере освобождения буфера, выдавая то 2 то 3 кадра за раз и снова останавливаясь. При использовании форматов RAW и RAW+JPEG камера “замирает” уже после 5 кадров. И если со съёмкой в RAW так ведёт себя подавляющее большинство любительских камер, то такая короткая серия JPEG-ов это очень скромный результат.

Диапазон светочувствительности – от ISO200 до ISO25600 (с возможностью расширения до ISO100 для съемки в JPEG). Причем, если использовать ручной выбор светочувствительности, то будут доступны только кратные значения (400, 800, 1600, 3200 и т.д.), но в автоматических режимах, камера использует значительно больший диапазон значений (с шагом 1/3 ступени). Предельным пригодным для использования можно назвать значение ISO3200. На ISO3200 уже появляются шумы, есть потеря деталей, но нет сильной деградации цветов. Более высокие значения, особенно ISO25600, уже мало пригодны для использования. Скачать примеры фотографий, сделанных с разной светочувствительностью (ISO) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке.

Камера может снимать видео в форматах AVCHD и MP4 с разрешением 1920×1080 Full HD и скоростью, вплоть до 50 кадров в секунду с прогрессивной развёрткой. (В некоторых обзорах, даже авторитетных сайтов, встречается одна и та же информация о том, что камера, якобы, снимает видео 60p. На самом деле, для нашего региона максимальная скорость – 50p с потоком 28Mbps. Ниже есть скриншот меню с выбором вариантов видеозаписи и вырезка из официального руководства пользователя, можете сами убедиться).

Более того, в GM5 огромное количество тонких настроек, касающихся видеозаписи, а на диске выбора режимов съёмки даже есть отдельный “мануальный” пункт, что говорит о “заточенности” камеры на видео. При включении режима даже появляется четвертая вкладка во всплывающем экранном меню, на которую вынесены кнопки управления основными параметрами в процессе видеосъёмки. Нажав на клавишу – видим ползунок и можем по ходу изменить определённый параметр (выдержку, ISO, значение диафрагмы или чувствительность встроенного микрофона).

Но, несмотря на впечатляющие возможности по съёмке видео, камеру едва ли можно рекомендовать для серьёзных видеографов. Я далёк от мысли, что кто-то может рассматривать такую малютку как серьёзный инструмент для работы. Разве что, как вторую – прогулочную камеру на каждый день. Во-первых, она очень лёгкая и миниатюрная, так что тряска от колебания рук будет ощущаться существенно. Частично, можно решить проблему установкой объектива с POWER OIS стабилизацией, но эти объективы достаточно габаритные и использование их на такой малютке не очень удобно. Во вторых, съёмка возможна разве что в полностью ручном режиме фокусировки, так как следящий автофокус назвать пригодным для видео нельзя – камера часто теряет движущийся объект и долго елозит автофокусом, пытаясь снова навестись на резкость. В-третьих, в камере отсутствует микрофонный вход и аудиовыход.

Ну и последнее, у камеры очень не ёмкий аккумулятор и непродолжительная автономная работа на одном заряде.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ с Lumix DMC-GM5:

 

ВЫВОДЫ:

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • Наличие ЭВИ;
  • Удобное и продуманное управление, благодаря симбиозу большого количества кнопок (как механических так и экранных) и сенсорного дисплея;
  • Огромное количество настроек, как для фото так и для видео;
  • Большой сенсор (как для таких габаритов камеры) с отличным качеством изображения;
  • Очень быстрая и точная автофокусировка в режимах AF-S/AF-F и определении лиц;
  • Отличное качество изготовления и привлекательный внешний вид;
  • Отличные (как и у всех системных камер Panasonic) коммутационные возможности, благодаря наличию Wi-Fi и функционального приложения Panasonic Image App.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • Малое время автономной работы;
  • Гибридный затвор с одной шторкой, в котором механическая часть способна срабатывать со скоростью всего лишь 1/500 секунды;
  • Не ёмкий буфер;
  • Очень малое время синхронизации со вспышкой – 1/50 секунды.

В своё время попавшая ко мне в руки Lumix GM1 произвела неизгладимое впечатление. Во-первых, просто не укладывалось в голове, как в такую маленькую камеру можно было уместить и крупный сенсор и такую богатую функциональную начинку. А во-вторых, камеру хотелось носить с собой. Маленькие габариты позволяли положить её в карман куртки и не задумываться о фотосумке. Или о том, что камера, висящая на шнурке, будет оттягивать шею.

Я не зря в начале обзора заострил внимание на том, что GM5 – это скорее дополнение, а не замена GM1.  В каждой из них есть свои плюсы, которые отсутствуют у другой. Не всем нужен видоискатель, и не все будут носить с собой (а особенно одевать на горячий башмак) внешнюю вспышку. Да и увеличение количества кнопок на корпусе камеры для новичка будет скорее минусом. Потому, как мне кажется, люди не искушенные знаниями в фотографии, скорее выберут GM1.

GM5 на сегодняшний день – самая миниатюрная системная камера с большим сенсором Micro 4/3. Аналогичные конкурентные решения либо крупнее, либо оснащены меньшим сенсором (Nikon J5 или Samsung NX mini). Несомненно, практически все беззеркальные камеры обладают небольшими габаритами и весом, и казалось бы – какая разница, если камера крупнее на 2-3 сантиметра и весит на 150-200 грамм больше. Но именно эта разница (у меня, по крайней мере) нередко оказывалась критичной при решении, брать или не брать с собой камеру. Девайс чуть большего размера и веса в карман уже не положишь, приходится брать сумку, либо носить его на шее, что не всегда удобно.

Panasonic удалось создать по настоящему карманную камеру, при этом с очень серьёзным функциональным наполнением, сопоставимым с топовыми решениями компании. Не обошлось, конечно, без очевидных минусов, таких как малое время автономной работы и гибридный затвор. Но оба они – следствие миниатюризации, так что не корректно говорить о желании Panasonic сэкономить на пользователях.

  • Опубликовано: 29.02.2016
  • Автор: Кондратенко Андрей