Я регулярно снимаю на всякий старый хлам, и часто сталкиваюсь с тем, что… не так все и плохо
Для примера я провел фотосессию на Canon 7D и объектив “Гелиос 44М” 1984 года, установленный через переходник М42-Canon EF. Древняя оптика, в сравнении с фотоаппаратом выпуска 2009 года. Такая себе связка, на самом деле – 12 летняя камера и 37 летний объектив. Но ведь и более древние объективы сейчас находят своих хозяев, и работу. Как и камеры.
Фотоаппарат Canon 7D в 2022 все еще неплохо подходит для съемки на мануальные стекла – у него хорошие рабочие ISO даже по современным меркам, а также есть режим фокусировки по экрану (Liveview), с увеличением картинки. Чтобы упростить себе работу, на старые Canon, из списка поддерживаемых камер, я устанавливаю дополнительно Magic Lantern. С его помощью фотоаппарат приобретает новые функции. При работе с мануальной оптикой хорошо помогают Focus Peaking и увеличение картинки. По умолчанию в Canon 7D есть только функция увеличения, но она не совсем удобна, так как приходится постоянно переключаться между обычным изображением для кадрирования и увеличением для точного наведения на фокус.
Объектив же часто ругают за то, что он нерезкий, не переносит контровой и боковой свет, теряя контраст, а также по сравнению с современными автофокусными объективами, вообще неудобен. Я понимаю этих людей, так как если есть возможность снимать на топовую автофокусную оптику, то и всякое старье типа “Гелиоса” не нужна. Тем не менее, эти объективы сейчас – самая сбалансированная оптика по цене и качеству. К тому же, это самый дешевый ремейк оригинального биотара на рынке в мире.
В общем, одним летним вечером, я решил поснимать в деревне. Как раз погода располагала. В районе 20.00 все было готово, и оставалось меньше 40 минут до захода солнца. В это время солнце находится так низко над горизонтом, что его лучи создают интересную и непередаваемую атмосферу, и свет, в котором лучше всего получаются портреты. Это время называется “золотым часом”. Пока собирались, вдобавок, солнце зашло за тучу и получился огромный рассеиватель.
Место подбирать особо не пришлось, съемка не в городе, а за городом – все заросло. Нашлась дорожка, и на ней собственно, поснимали. Лето, тепло, травка. Во время золотого часа магия окружения заключается в том, что все, что освещено солнцем имеет теплые оттенки, а все, что нет – холодеет с каждой минутой. Задний план уже имеет перепад температуры относительно кожи модели, и за счет этого создается больший акцент на портрете. За 20 минут съемки удалось и подурачиться, и поснимать вдоволь.
Будь у меня камера посовременнее и получше, удалось бы снять качественнее? Конечно. В первую очередь, было бы удобнее меньше думать о фокусировке и больше сосредоточиться на работе с моделью. Обработка кадров серии (30 штук) заняла не более 20 минут. Никакого фотошопа, только цветокор. Меня результат устроил. Брака было совсем немного. Съемка на старую оптику хоть и требует определенной сноровки, но все же, окончательно списывать старое оборудование со счетов не стоит.
По сути, старый кроп может все тоже самое, что мог на момент выпуска. Для него в этом плане ничего не изменилось. Однако, прогресс не стоял на месте, и современные камеры уже могут многим больше. 4К со стабилизацией, сшивка панорам, более точные цвета и скорострельность, всякие беспроводные фишки. Если поставить рядом камеры выпуска 10 лет назад и современную – то между ними пропасть.
Но ведь снимает не техника, а фотограф.