Содержание страницы
Объективы Гранит-11 производились на Киевском заводе “Арсенал”, имели несколько вариантов. В статье представлен вариант без мультипросветления, с классической М42 резьбой. Относительно распространенный советский зум. На столько относительно, что по РФ на момент написания статьи всего 50 предложений на Авито. Можно встретить объективы с литерой “Н” в названии, а также под наименованием Арсат (Arsat). Литера «Н» для обладателей зеркалок означает “нех*й брать” (то есть, «Никон»). Гранит-11 80-200 для обзора предоставил Владимир Екимовский, за что ему отдельное спасибо.
Гранит-11 – для фотоаппаратов с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.
Схема объектива Гранит-11 80-200
Технические характеристики Гранит-11 80-200
- Фокусное расстояние: 80-200 мм
- Угол поля зрения: 30-12°
- Размер кадра: 24×36 мм
- Количество линз/групп: 11/9
- Рабочий отрезок — 44; 45,5; 46,5 мм в зависимости от хвостовика
- Относительное отверстие: 1:4,5
- Пределы шкалы диафрагм: 1:4,5–1:22
- Количество лепестков диафрагмы: 6
- Регулировка диафрагмы: с фиксированными значениями.
- Предустановка диафрагмы: есть
Гранит-11 80-200/4.5 в работе
Гранит-11\Арсат металлический, тяжелый. На вид кондовый, с выдвинутой блендой вызывает ощущение какой-то приблуды для самообороны. На столько брутален вид этой хреновины. Фокусное расстояние 80-200 мм, максимально открытая диафрагма f/4.5 по всему диапазону фокусных расстояний. Фокусное расстояние вызывает соблазн поснимать различного рода портреты. Объектив Гранит 11 80-200 4.5 пример фото на открытой диафрагме
Корпус и качество сборки
Корпус и внешний вид – козырь обьектива. Очень интересный бодрый мужицкий вид, не смотря на то, что объективы уже давно вышли из определения “Молодежь” по возрастному каталогу Минздрава. К слову, ближе к пенсионному возрасту, эти вещи будут смотреться все также бодро и прикольно, в отличие от нас с Вами. Люфтов при работе обнаружено не было, механика отрабатывает четко. Объектив требовал смазки, так как старая, объективно, подвысохла. Из-за этого наблюдались легкие подзаедания и скрипы во время изменения фокусного расстояния. Имеется неглубокая выдвижная бленда.
Фокусировка
МДФ полтора метра. Фокусировка производится первым после бленды ребристым кольцом, наводка на резкость предполагает точность из-за малой глубины резкости, поэтому кольцо фокусировки имеет вращение около 360 градусов (почти 2,5 обхвата). На корпкусе не обнаружил калькулятора ГРИП (шкалы глубины резкости в соотвтетсвии с установленной диафрагмой и дальностью фокусировки).
Диафрагма
Диафрагма шестилепестковая, имеет предустановку и автомат закрывания с толкателем. В современных камерах автомат подобного рода отсутствует, можно использовать реальное значение диафрагмы в режиме “Ручной” привода. Интересен переключатель значений диафрагмы – он выполнен не в виде традиционного кольца, а в виде рычажка. Им удобно переключать значения указательным пальцем, не отрываясь от видоискателя при съемке.
Порядок работы при фокусировке и диафрагмировании
Фокусироваться удобнее через LV или экран с увеличением. ГРИП тонкая, сложно попасть в цель. Вдобавок, из-за почтенной длины и веса, при работе кольцом фокусировки возникает сильная шевеленка, затрудняющая точность фокусировки. Требует привыкания или штатива. Работа диафрагмой производится в ручном режиме, на цифровых фотоаппаратах отсутствует механический привод диафрагмы.
Глубина резкости, детализация
Глубина резкости малая, на всех диапазонах ФР и дистанции фокусировки. Очень сложно поймать эту тонкую грань между размытием до объекта, и размытием после. Детализация падает к краям кадра. Заметно даже на кропе. Резкость намного выше у конкретных фиксов тех времен, если сравнивать с ними Гранит – то можно сказать, что (данный экземпляр) сильно мылит.
Кольцо предустановки
Кольцо предустановки диафрагмы Гранит-11 80-200 на цифровой камере будет выполнять роль переключателя рабочего значения диафрагмы. Использование механики не предусмотрено современными интерфейсами электронной передачи значений и управления. По факту, замер экспозиции и наводка на резкость может производиться на рабочей диафрагме, а не открытой полностью.
Аберрации, боке
Боке у Гранит-11 80-200 относительно ровное, переход в зону размытия плавный, а между зоной размытия и зоной резкости существует тонкая резкая линия, которую невозможно поймать через видоискатель камеры. Используя LV можно добиться попадания в цель, но нашей модели может наскучить столь долгое наведение. На контрастных переходах при открытой диафрагме можно заметить фиолетовые ореолы.
Виньетирование
Присуствует на полном кадре, устраняется, если закрыть диафрагму на 1 стоп.
Контрастность, цвет
Конраст и цвет как у советской оптики. Объектив не любит засветок, в контровом будут наблюдаться проблемы. Однако, если не использовать контровое освещение, и снимать в немного пасмурную погоду, можно получить хорошие кадры.
Использование на цифровых фотоаппаратах
Использование на цифровых фотоаппаратах Гранит-11 80-200 не ограничено нигде, кроме зеркалок Никон (хаха, да). Но под Никон можно безболезненно переделать хвостовик, или поискать версию с литерой “Н” в названии. Подробнее об установке объективов М42 на различные системы в этой статье.
На полнокадровом фотоаппарате
Гранит-11 80-200 будет иметь угол обзора соответствующий 80-200мм. Применение – портреты, охота на непугливую дичь.
На кропе 1.6
Имеет углы обзора как у 128-320мм, со свойствами 80-200 (перспективные искажения). Уже не совсем удобно на дальнем конце работать с моделью, так как помещение модели в полный рост потребует изрядного от нее удаления.
Достоинства
- Переменные фокусные расстояния
- Постоянное относительное отверстие f/4.5 на всем диапазоне ФР
- Кондовый внешний вид
- Гранит-11 80-200 можно отбиваться в темных переулках от гопоты
Недостатки
- Тяжелый
- Неудобно фокусироваться
- Сложно поймать резкость
Альтернативы
Советских альтернатив Гранит-11 80-200 не припомню, а вот забугорных очень много. Vivitar, Tokina, Tomioka, Hanimex, и так далее.
Примеры фотографий и видео на объектив Гранит-11 80-200 f/4.5
Снято на Canon 7d.
Резюме
Интересно было бы попробовать пару-тройку версий Гранит-11, так как по объективу, который был у меня на руках сложно что-то судить о всем модельном ряде. Мне показалась недостаточной резкость на открытой диафрагме и слишком сложным управление резкостью. При наведении на резкость и после смены фокусного расстояния, сбивается точка фокуса, приходится производить фокусировку заново. Требует развитой моторики для оперативной фотосъемки.
У меня Гранит11Н снимаю на Nikon . Доволен им. Ни чуть не хуже забугорных. В фотографии более полувека. Все зависит от того в каких руках камера.
Александр Б. Член Союза журналистов СССР.
Странно что фото на сайте такие. У меня на тот же гранит резкость уже с f5,6. Скорее всего как и с гелиосами – зависит от конкретного экземпляра. Как ни странно гранит не сильно проигрывает при фото портретов тому же Canon 50 f1.8 II. Остальное пока сравнивать не с чем, но на ФР 180мм картинка не теряет резкость совсем.
думаю дело в том, что он ставился на кроп и съемка велась в пасмурную погоду с высокими исо.
Вот истина в первой инстанции! Я самой дешёвой Сигмой 18-50, снимаю ничуть не хуже родных раскрученных Никоновских объективов! Стаж в фотографии 47 лет.
Не пойму только одного, почему большинство примеров фотографий одни и те-же в обзорах на разные объективы. На юпитер, потом на какую то японскую 135 ку и теперь на гранит 11.
Бывает, что приходится снимать с трех объективов на одну камеру в одних и тех же местах, так как объективы предоставляют всего на пару-тройку дней. Проекту уделяется свободное от будничной суеты время, и между “отсутствие контента” и “какой-нибудь контент” я выбираю последнее.
Очень неплохой объектив как для своего времени, так и сейчас. Была у меня Minolta, МС Гранит нравится больше.
Ни одного резкого кадра. Объектив полный отстой, если оператор не рукожоп.