Гранит-11

Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Объективы Гранит-11 производились на Киевском заводе «Арсенал», имели несколько вариантов. Относительно распространенный советский зум. На столько относительно, что по РФ на момент написания статьи всего 50 предложений на Авито. Можно встретить объективы с литерой «Н» в названии, а также под наименованием Арсат (Arsat). Литера «Н» для обладателей зеркалок означает «нех*й брать» (то есть, «Никон»). Гранит-11 80-200 для обзора предоставил Владимир Екимовский, за что ему отдельное спасибо.

Гранит-11 — для фотоаппаратов с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.

Схема объектива Гранит-11 80-200

0WJZgqLyaJU

Технические характеристики Гранит-11 80-200

  • Фокусное расстояние: 80-200 мм
  • Угол поля зрения: 30-12°
  • Размер кадра: 24×36 мм
  • Количество линз/групп: 11/9
  • Рабочий отрезок — 44; 45,5; 46,5 мм в зависимости от хвостовика
  • Относительное отверстие: 1:4,5
  • Пределы шкалы диафрагм: 1:4,5–1:22
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Регулировка диафрагмы: с фиксированными значениями.
  • Предустановка диафрагмы: есть

Гранит-11 80-200/4.5 в работе

Гранит-11\Арсат металлический, тяжелый. На вид кондовый, с выдвинутой блендой вызывает ощущение какой-то приблуды для самообороны. На столько брутален вид этой хреновины. Фокусное расстояние 80-200 мм, максимально открытая диафрагма f/4.5 по всему диапазону фокусных расстояний. Фокусное расстояние вызывает соблазн поснимать различного рода портреты.

Корпус и качество сборки

Корпус и внешний вид — козырь обьектива. Очень интересный бодрый мужицкий вид, не смотря на то, что объективы уже давно вышли из определения «Молодежь» по возрастному каталогу Минздрава. К слову, ближе к пенсионному возрасту, эти вещи будут смотреться все также бодро и прикольно, в отличие от нас с Вами. Люфтов при работе обнаружено не было, механика отрабатывает четко. Объектив требовал смазки, так как старая, объективно, подвысохла. Из-за этого наблюдались легкие подзаедания и скрипы во время изменения фокусного расстояния. Имеется неглубокая выдвижная бленда.
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Фокусировка

МДФ полтора метра. Фокусировка производится первым после бленды ребристым кольцом, наводка на резкость предполагает точность из-за малой глубины резкости, поэтому кольцо фокусировки имеет вращение около 360 градусов (почти 2,5 обхвата). На корпкусе не обнаружил калькулятора ГРИП (шкалы глубины резкости в соотвтетсвии с установленной диафрагмой и дальностью фокусировки).

Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Диафрагма

Диафрагма шестилепестковая, имеет предустановку и автомат закрывания с толкателем. В современных камерах автомат подобного рода отсутствует, можно использовать реальное значение диафрагмы в режиме «Ручной» привода. Интересен переключатель значений диафрагмы — он выполнен не в виде традиционного кольца, а в виде рычажка. Им удобно переключать значения указательным пальцем, не отрываясь от видоискателя при съемке.

Порядок работы при фокусировке и диафрагмировании

Фокусироваться удобнее через LV или экран с увеличением. ГРИП тонкая, сложно попасть в цель. Вдобавок, из-за почтенной длины и веса, при работе кольцом фокусировки возникает сильная шевеленка, затрудняющая точность фокусировки. Требует привыкания или штатива. Работа диафрагмой производится в ручном режиме, на цифровых фотоаппаратах отсутствует механический привод диафрагмы.
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Глубина резкости, детализация

Глубина резкости малая, на всех диапазонах ФР и дистанции фокусировки. Очень сложно поймать эту тонкую грань между размытием до объекта, и размытием после. Детализация падает к краям кадра. Заметно даже на кропе. Резкость намного выше у конкретных фиксов тех времен, если сравнивать с ними Гранит — то можно сказать, что (данный экземпляр) сильно мылит.

Кольцо предустановки

Кольцо предустановки диафрагмы Гранит-11 80-200 на цифровой камере будет выполнять роль переключателя рабочего значения диафрагмы. Использование механики не предусмотрено современными интерфейсами электронной передачи значений и управления. По факту, замер экспозиции и наводка на резкость может производиться на рабочей диафрагме, а не открытой полностью.

Аберрации, боке

Боке у Гранит-11 80-200 относительно ровное, переход в зону размытия плавный, а между зоной размытия и зоной резкости существует тонкая резкая линия, которую невозможно поймать через видоискатель камеры. Используя LV можно добиться попадания в цель, но нашей модели может наскучить столь долгое наведение. На контрастных переходах при открытой диафрагме можно заметить фиолетовые ореолы.

Виньетирование

Присуствует на полном кадре, устраняется, если закрыть диафрагму на 1 стоп.

Контрастность, цвет

Конраст и цвет как у советской оптики. Объектив не любит засветок, в контровом будут наблюдаться проблемы. Однако, если не использовать контровое освещение, и снимать в немного пасмурную погоду, можно получить хорошие кадры.

Использование на цифровых фотоаппаратах

Использование на цифровых фотоаппаратах Гранит-11 80-200 не ограничено нигде, кроме зеркалок Никон (хаха, да). Но под Никон можно безболезненно переделать хвостовик, или поискать версию с литерой «Н» в названии. Подробнее об установке объективов М42 на различные системы в этой статье.

На полнокадровом фотоаппарате

Гранит-11 80-200 будет иметь угол обзора соответствующий 80-200мм. Применение — портреты, охота на непугливую дичь.

На кропе 1.6

Имеет углы обзора как у 128-320мм, со свойствами 80-200 (перспективные искажения). Уже не совсем удобно на дальнем конце работать с моделью, так как помещение модели в полный рост потребует изрядного от нее удаления.

Достоинства

  • Переменные фокусные расстояния
  • Постоянное относительное отверстие f/4.5 на всем диапазоне ФР
  • Кондовый внешний вид
  • Гранит-11 можно отбиваться в темных переулках от гопоты

Недостатки

  • Тяжелый
  • Неудобно фокусироваться
  • Сложно поймать резкость

Альтернативы

Советских альтернатив Гранит-11 80-200 не припомню, а вот забугорных очень много. Vivitar, Tokina, Tomioka, Hanimex, и так далее.

Примеры фотографий и видео на объектив Гранит-11 80-200 f/4.5

Примеры фото из альбома ВК

Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий
Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Снято на Canon 7d.

Резюме

Интересно было бы попробовать пару-тройку версий Гранит-11, так как по объективу, который был у меня на руках сложно что-то судить о всем модельном ряде. Мне показалась недостаточной резкость на открытой диафрагме и слишком сложным управление резкостью. При наведении на резкость и после смены фокусного расстояния, сбивается точка фокуса, приходится производить фокусировку заново. Требует развитой моторики для оперативной фотосъемки.

 

8 мыслей о “Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий”

  1. У меня Гранит11Н снимаю на Nikon . Доволен им. Ни чуть не хуже забугорных. В фотографии более полувека. Все зависит от того в каких руках камера.

    Александр Б. Член Союза журналистов СССР.

    1. Странно что фото на сайте такие. У меня на тот же гранит резкость уже с f5,6. Скорее всего как и с гелиосами — зависит от конкретного экземпляра. Как ни странно гранит не сильно проигрывает при фото портретов тому же Canon 50 f1.8 II. Остальное пока сравнивать не с чем, но на ФР 180мм картинка не теряет резкость совсем.

    2. Вот истина в первой инстанции! Я самой дешёвой Сигмой 18-50, снимаю ничуть не хуже родных раскрученных Никоновских объективов! Стаж в фотографии 47 лет.

  2. Не пойму только одного, почему большинство примеров фотографий одни и те-же в обзорах на разные объективы. На юпитер, потом на какую то японскую 135 ку и теперь на гранит 11.

    1. Бывает, что приходится снимать с трех объективов на одну камеру в одних и тех же местах, так как объективы предоставляют всего на пару-тройку дней. Проекту уделяется свободное от будничной суеты время, и между «отсутствие контента» и «какой-нибудь контент» я выбираю последнее.

    2. Очень неплохой объектив как для своего времени, так и сейчас. Была у меня Minolta, МС Гранит нравится больше.

  3. Ни одного резкого кадра. Объектив полный отстой, если оператор не рукожоп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *