Это «Сокол-Автомат», 35-мм дальномерная камера, выпускавшаяся ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) в советском городе Ленинграде в период с 1966 по 1978 год. «Сокол» — большая и тяжелая камера, способная отрабатывать полностью автоматическую экспозицию с помощью трех ячеек CdS. (в ранних экземплярах их было шесть) над объективом.

На конструкцию и работу «Сокола» сильно повлияли японские дальномеры того времени, в том числе использование лицензированного листового затвора Copal за объективом Индустар-70. Благодаря дополнительным функциям, таким как автоматическая коррекция параллакса и автоматический сброс счетчика экспозиции, а также упрощенная последовательность загрузки пленки, «Сокол» был одним из прокачанных советских дальномерных фотоаппаратов.

Фотоаппарат Сокол-Автомат (Сокол)

За три четверти века существования Советского Союза большое количество фотоаппаратов и другой фотопродукции было произведено большим количеством советских заводов. В отличие от фотоаппаратов, производимых в капиталистических странах, в которых корпорация создает продукт для продажи потребителям, производство фотоаппаратов контролировалось государством.

Самый ранний завод фотоаппаратуры, фактически, появился еще до самого Советского Союза. Образованное в 1914 году в городе Петрограде (ныне Санкт-Петербург) открылось Российское акционерное общество оптико-механического производства, производившее первые оптические изделия, такие как оптические прицелы, во время Первой мировой войны. В течение следующих 20 лет эта фабрика несколько раз меняла названия и претерпевала множество изменений в руководстве. В 1924 году Петроград будет переименован в Ленинград, а завод претерпит ряд изменений в названиях: от ГОЗ, ТОМП, ВТОМП, ВООМП, а в 1932 году до Государственного оптико-механического завода, сокращенно ГОМЗ.

Фотоаппарат Сокол-Автомат (Сокол)

В 1962 году завод снова меняет свое название сначала на ЛООМП (Ленинградское оптико-механическое объединение предприятий), а затем в 1964 году на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение), название, которым он пользуется до сих пор. В первые годы своего существования ГОМЗ производил различные складные пленочные и рулонные фотоаппараты, в значительной степени основанные на немецких разработках. Одной из самых успешных ранних разработок была камера-раскладушка под  9×12 пластины, под названием «Фотокор-1». Выпускалась она с 1930 по 1941 год.

ВООМП «Пионер» была первой советской малоформатной дальномеркой, вдохновленной Leica, и производился предшественником ГОМЗ. Многие думают, что советский ФЭД, произведенный в Харькове был первым однако нет. «Пионер», выпускался между 1933 и 1937 годами. До окончания производства было выпущено менее 1200 единиц. К 1937 году заводу ФЭД передали эксклюзивное производство советских копий Leica, оставив ГОМЗ и другим возможность сосредоточиться на другой продукции. Расположение завода ФЭД в Харькове означало, что он был уязвим для вторжения немецких войск во время войны, поэтому в 1941 году производство было остановлено, а то, что можно было легко переместить, было перевезено в глубь страны.

Fotoapparat Sokol 5

ГОМЗ извлек выгоду из оккупации Советским Союзом Восточной Германии после войны, когда различные немецкие заводы по производству оптики были демонтированы и отправлены в разные места Советского Союза. В результате в 1946 году ГОМЗ смог быстро начать производство новой камеры под названием «Комсомолец», которая была очень похожа на Voigtländer Brillant. Комсомолец был первым новым фотоаппаратом, производство которого началось в Советском Союзе после войны.

На протяжении всей своей жизни он претерпевал различные изменения, включая изменение названия в 1949 году на Lubitel. Любитель был чрезвычайно популярен как в Советском Союзе, так и в странах-экспортерах, поскольку он был легким, маленьким, дешевым, простым в использовании и делал фотографии лучше среднего. Первоначальная модель оставалась в производстве примерно до 1988 года, а в 2008 году была перевыпущена новой компанией под названием Lubitel Universal 166+, которая производится и по сей день.

Фотоаппарат Сокол-Автомат (Сокол)

ГОМЗ «Ленинград» был амбициозным проектом с заводным приводом и очень уникальным дальномером. Из двух наиболее амбициозных камер, произведенных ГОМЗ, одной была Ленинград а другой была камера, которую впоследствии назвали Сокол Автомат. Как и «Ленинград», который отличался от любой другой советской камеры, автомат «Сокол» черпал вдохновение из растущего числа японских дальномерных фотоаппаратов той эпохи. Обладая большим корпусом с прямоугольными краями, камера мало чем отличалась от Minolta Hi-Matic, Olympus 35 или Yashica Electro.

Центральный затвор «Сокол» был основан на затворе Copal. Конструкция затвора «Сокол» очень похожа на затвор «Копал», используемый в некоторых камерах Fujica. Короткая вырезка с японского сайта, которого больше не существует, предполагает, что в 1963 году советская делегация посетила Copal и лицензировала затвор для безымянной зеркальной фотокамеры Zenit, возможно, серии Zenit 4-6.

Fotoapparat Sokol 3

«Сокол-Автомат» дебютировал в 1966 году, в том же году, что и Яшика Электро, и имел цену 145 рублей, что чуть ниже цены «Киев 4», но выше «Зоркий 4». Конвертировать историческую советскую валюту в современные доллары США практически невозможно, поэтому лучшим методом определения стоимости «Сокол» было сравнение цены экспортного Revue Auto RS с ценой другой известной камеры. В рекламе от ритейлера Foto-Quelle, Revue появляется прямо над Revue Auto S 22, который явно представляет собой Konica Auto S2. В США розничная цена Konica Auto S2 в 1966 году составляла 110 долларов.

В Foto-Quelle Konica продается ровно на 20% дороже, чем Sokol Automat, предполагая, что, если бы советская камера продавалась вместе с Konica Auto S2, она могла бы стоить на 20% меньше и быть оценена примерно в 88 долларов. Конечно, это огромная разница, но без какой-либо рекламы камеры в США, в реальном мире довольно сложно угадать, по какой цене ее мог бы продать розничный продавец. Как и в случае со многими лучшими фотоаппаратами Советского Союза, «Сокол» активно экспортировался в другие страны, включая США. В результате существует огромное количество вариаций камеры: в одних написано СОКОЛ латинскими буквами, а в других — с совершенно уникальными именами. Например, Revue Auto RS и Aurora Automat.

Fotoapparat Sokol 1

За двенадцать лет производства фотоаппарата в него было внесено несколько изменений. Наиболее очевидное из которых произошло в 1969 году, когда количество ячеек фотоэлементов было уменьшено до трех. Другие изменения включают в себя перемещение переключателя проверки батареи с верхней части на заднюю панель, переключение спуска затвора с металла на пластик, перемещение портов синхронизации вспышки на корпус, изменения в покрытии корпуса.

ЛОМО 130А был эконом-версией автомата «Сокол», хотя мало чем отличался. В 1973 году была выпущена бюджетная версия «Сокол» под названием ЛОМО 130А. Камера не сильно отличалась, была с тем же корпусом и объективом, но с уменьшенным числом ячеек фотоэлемента до одной. Несмотря на то, что это была «бюджетная» камера, в ней был добавлен горячий башмак для вспышки, чего не было в оригинальном Sokol Automat. ЛОМО 130А была недолгой моделью и производилась очень небольшими партиями, предположительно было выпущено около 1000 штук.

sokol2032

Последнее крупное изменение в автомате «Сокол» произошло в 1977 году, когда был выпущен «Сокол-2». Несмотря на название, «Сокол-2» по-прежнему очень похож на оригинальную модель, но с добавлением горячего башмака вспышки от ЛОМО 130А. Как и в случае с Sokol Automat, камера также была доступна на экспорт с несколькими вариантами названия.

«Сокол-2» производился до 1987 года, что делает его одним из самых долгоживущих среди всех советских фотоаппаратов. Производственные номера первой модели составляют около 300 000 единиц, количество выпущенных «Сокол 2» неизвестно. Если традиции советской фотопромышленности сохранялись в течение 10 лет производства второй модели, то понятно, что их было выпущено примерно столько же.

sokol2008

Сегодня найти образцы Sokol Automat и более позднего Sokol 2 несложно, так как многие из них продаются на онлайн площадках. Это более сложная камера, чем миллионы ФЭД, Зоркий и Зенит, однако найти ее в рабочем состоянии непросто. Это не значит, что Sokol Automat был плохой камерой по части надежности, на самом деле, я бы сказал, что он, вероятно, не уступает многим другим немецким и японским электронным дальномерам 1960-х годов. Некоторые из них все еще работают, но многие — уже нет.

Для коллекционера серия «Сокол» желательна не только внешним видом, но и тем, что существует такое огромное количество вариаций фотоаппарата. Если вы сможете найти некоторые из более редких моделей Aurora или Revue, они могут стоить довольно дорого, но даже симпатичные камеры марки Sokol все еще могут стоить более 100 долларов в рабочем состоянии, и если они работают, они отлично снимают.

d182d0b5d181d1822 12 of 3

«Сокол» — советская камера, гораздо более интересная, чем очередная копия «Лейки». Хотя я не согласен с утверждением, что советские камеры уступают камерам, произведенным в других странах, я понимаю, почему многие так думают.

Подобно тому, как на протяжении большей части второй половины 20-го века американские фотоаппараты считались дешевыми кусками пластика и не воспринимались всерьез «настоящими» фотографами, большинство людей сталкивались с советскими фотоаппаратами в виде одного из миллионов копий Leica или Смены и Зенита. «Сокол» очень похож на японские дальномеры той эпохи. Закройте все надписи на заводской табличке и объективе, и общую форму камеры можно легко принять за форму Yashica, Konica или Olympus той же эпохи с ее большой прямоугольной формой и острыми углами.

illustration 1 of 1 2

По сравнению с Yashica Electro и Konica Auto S2 (719 грамм и 749 грамм соответственно), Sokol Automat немного тяжелее — 786 грамм. Задняя часть камеры немного выгнута посередине что, согласно обзору камеры, сделанному Альфредом Кломпом, является результатом очень большого рабочего отрезка, необходимого для объектива Индустар-70. Кломп, кажется, предполагает, что этот объектив не был идеальным для этой камеры из-за его размера, но, по правде говоря, глядя на Сокол по сравнению с другими японскими дальномерами, нет ничего в Соколе, что заставляет его выглядеть уродливее других камер.

Если и есть что-то, что в Sokol Automat не выглядит по-японски, так это верхняя пластина, которая, за исключением башмака для принадлежностей, резьбового гнезда для спуска кабеля и шкалы напоминания о пленке, совершенно пуста. Под диском напоминания о пленке находится батарейный отсек для батареи PX625, которая требуется для работы камеры в режиме автоматической экспозиции.

В нижней части камеры вы найдете счетчик экспозиции и смещенное гнездо для штатива. Как и в большинстве камер с пустыми верхними панелями, переверните камеру, и вы найдете еще несколько вещей. Вес и размер объектива утяжеляют переднюю часть камеры, поэтому она, естественно, хочет наклоняться вперед на любой плоской поверхности. Разработчики камеры взяли пример с Fuji с боковой ручкой перемотки. Наличие ручки перемотки сбоку обычно позволяет уменьшить ширину камеры.

SokolAutomat 4

Пленка загружается в автомат «Сокол», как и в любой другой фотоаппарат той эпохи. Обратите внимание на уникальный рисунок на прижимной пластине пленки. Правая навесная дверца для пленки открывается, открывая отделение для пленки. Пленка подается слева направо на фиксированную приемную катушку с прорезью. Из-за конструкции боковой ручки перемотки нет возможности потянуть вверх вилку на стороне подачи, поэтому выемка в нижней части стороны подачи позволяет вставить новую кассету под углом вверх.

Прижимная пластина пленки сделана из металла и имеет любопытный узор в виде полос и выпуклостей, который я никогда не видел ни на одной другой камере. Рядом также есть металлический ролик для транспортировки пленки.

Кнопка спуска затвора находится на передней панели камеры, в пределах досягаемости указательного пальца правой руки и имеет длинный ход. Кнопка спуска затвора находится на передней панели камеры, в пределах легкой досягаемости указательного пальца правой руки. Ранние версии «Сокол» имели металлический спуск. Спуск затвора имеет довольно длинный ход, в использовании это не проблема, но может показаться неудобным по сравнению с другими камерами.

 

Кольца выдержки и диафрагмы не будут двигаться, пока вы не заведете камеру. Косметически все выглядит достаточно невинно: кольцо диафрагмы ближе всего к корпусу с настройками от f/2,8 до f/16, а затем оранжевая буква A для автоматического режима. В автоматическом режиме камера использует запрограммированную автоматическую экспозицию, а положение кольца выдержки не учитывается. Перед кольцом диафрагмы находится кольцо выдержек от 1/30 до 1/500 и Bulb. Когда камера находится в автоматическом режиме, кольцо диафрагмы фиксируется на месте и не может быть перемещено без предварительного нажатия небольшого металлического выступа на боковой стороне затвора. Если камера не находится в автоматическом режиме, у вас есть полное ручное управление как выдержкой, так и диафрагмой.

Небольшой металлический язычок сбоку затвора используется для вывода затвора из автоматического режима. Небольшая металлическая ручка на противоположной стороне кольца диафрагмы облегчает вращение диска, что очень удобно, так как у моего экземпляра изменение настроек было очень жестким.

Видоискатель «Сокол» — один из лучших среди всех советских дальномеров и конкурирует с видоискателем многих других дальномеров с фиксированным объективом, произведенных в других странах. Смотреть через него не проблема, четко видно проецируемые линии кадра. Основная часть видоискателя имеет голубой оттенок, а линии рамки и прямоугольной накладки дальномера имеют желтый оттенок, что создает хороший контраст, позволяющий легко фокусироваться даже при слабом освещении. Линии кадра автоматически исправляются с учетом параллакса. Это означает, что когда вы фокусируете объектив ближе к МДФ, линии смещаются в правый нижний угол, чтобы учесть ошибку параллакса, которую многие дальномеры в камерах не исправляют автоматически.

SokolVF 2

Пожалуй, самая крутая особенность видоискателя Сокол Автомат — то, как отображается замер. Обычно, если смотреть в видоискатель, в крайнем правом углу находится очень тонкая стрелка, проецируемая желтым цветом, как и линии кадра. Когда отображается стрелка, это означает, что цепь измерения не активна. Чтобы активировать его, вы должны нажать на спуск затвора.

Нажатие наполовину спуска затвора не только не приведет к срабатыванию затвора, но и не покажет правильно определенную экспозицию. Когда камера не находится в автоматическом режиме, дисплей все еще работает и будет рекомендовать скорость затвора и диафрагму, будет срабатывать при любых настройках, выбранных вами вручную. Хотя у Sokol Automat есть некоторые уникальные особенности, очевидно, что его японское влияние распространяется не только на внешний вид. Яркий и удобный видоискатель с автоматической коррекцией параллакса, умная система автоэкспозиции и хороший объектив в большом прямоугольном корпусе, это как советская Яшика!

Sokol 8

Индустар-70 показал отличные результаты, легко сравнимые с лучшими советскими объективами того времени. Если оставить в стороне условные вопросы, я очень впечатлен качеством изображений, полученных с помощью автомата «Сокол». Резкость превосходна по всему кадру, только по углам небольшие провалы. Хотя я не собирался делать снимки с эффектом боке, несколько раз, когда я фокусировался вблизи, детали вне фокуса были приятными. Не слишком гладко, но и не слишком резко. На паре изображений была очень небольшая завихренность, что придавало им вид, мало чем отличающийся от снимков с Гелиос-44.

Система замера, хотя и функциональна, имеет свои ограничения, что неудивительно, учитывая, что это советская камера полувековой давности. Видоискатель большой и очень яркий. За исключением, Киев 5 или Зоркий 4, это лучший видоискатель на советских дальномерах, которые я использовал. Если ваш единственный опыт работы с дальномерами — это японские камеры, такие как Canon P или Nikon SP, вы, вероятно, будете менее впечатлены, но, учитывая то, с чем им приходилось конкурировать, в ЛОМО проделали здесь отличную работу.

Sokol 10

Sokol Automat — это привлекательная камера, которую так же приятно использовать, как и смотреть на нее. Конечно, камера большая и тяжелая, но по-другому и быть не могло. Именно так должна ощущаться русская камера 1960-х годов. Это лучшая камера? Нет. Это лучшая российская камера? Нет. Это лучший российский дальномерный фотоаппарат? Возможно нет. Но что мне нравится в автомате «Сокол», так это то, как все это работает вместе. В эту камеру явно вложено много мыслей и усилий, чтобы возвысить ее до «не просто еще одной российской камеры».

Главным новшеством камеры стал фотоэлектрический экспонометр, основанный на CdS фоторезисторе вместо селенового фотоэлемента, применявшегося во всех советских экспонометрах тех лет. «Сокол» стал первым в СССР фотоаппаратом с таким типом светоприёмника. Прототипом при разработке «Сокола» послужила японская камера Fujica 35 Auto-M с электронноуправляемым центральным затвором Copal Magic. На тот момент автоматика этого фотоаппарата со «скользящей программой» считалась наиболее продвинутой. После тщательного тестирования японских образцов, в 1965 году была куплена лицензия на конструкцию затвора, а затем налажен выпуск собственных устройств под названием «ФЗ-14».

SokolAutomat 3 1

Благодаря возможностям нового затвора, «Сокол» оснащён пятипрограммным автоматом управления экспозицией. Перед съёмкой одновременно с выбором одной из пяти выдержек затвора устанавливается одна из пяти программ автоматики. При нормальных условиях автомат каждой из программ подбирает к установленной выдержке диафрагму в соответствии с экспозицией сцены, аналогично современному режиму приоритета выдержки. Однако в случае недостатка или избытка яркости снимаемого объекта автоматически выбирается более длинная или более короткая выдержка, чем установленная кольцом.

Сочетание выдержка — диафрагма, отрабатываемая затвором, отображается в поле зрения видоискателя механическим числовым индикатором, что практически не встречалось в аппаратуре такого класса. Более того, такой индикации не было и в визире японского прототипа Fujica. При невозможности выбора правильной экспозиции при измеренной яркости, спусковая кнопка блокируется, а в видоискателе на месте индикации экспопары появляется красный прямоугольник. В этом случае автомат можно отключить и продолжить съёмку в ручном режиме при любом освещении. Такая автоматика была революционной для тех лет и, в отличие от обычных «однопрограммных» автоматов (например, «Зоркий-10») позволяла контролировать оба экспозиционных параметра. Кроме того, блокировка предотвращала частую ошибку при съёмке дальномерными фотоаппаратами с надетой крышкой объектива.

SokolAutomat 6

Фотоаппарат «Сокол» собран в массивном литом корпусе из алюминиевого сплава. На камерах разных выпусков на передней поверхности объектива количество стеклянных «глазков» для фоторезистора было разным: от одного до шести. Однако, только под одним из них находился светоприёмник, остальные были сделаны исключительно в декоративных целях. Из-за особенностей конструкции при взводе затвора диафрагма полностью открывалась, а перед срабатыванием закрывалась до рабочего значения. Спуск затвора производился расположенной спереди прямоугольной клавишей, а для фотографического тросика на верхней крышке имелось отдельное резьбовое гнездо.

Телескопический видоискатель фотоаппарата совмещён с дальномером, номинальная база которого составляла 72 мм. Подсвеченная рамка при фокусировке объектива смещается, компенсируя параллакс в горизонтальном направлении.

  • На самом деле это очень хорошая база для дальномера. Диапазон фокусировки от 0,8 м до бесконечности.
  • Камера была оснащена центральным затвором Copal Magic с выдержками 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 сек и Б. Достаточно хороший набор выдержек, но на тот момент Киев а камеры Зоркий 4 имели гораздо больший набор выдержек.

При невзведенном затворе установка выдержки и диафрагмы запрещена (происходит блокировка). Несоблюдение этой инструкции приводит к поломке затвора.

sokol

Выбранное вами значение выдержки носит лишь рекомендательный характер для автомата. Ориентируйтесь на показания экспонометра в видоискателе — именно они показывают ту экспопару, которая сработает. Если у Вас выставлена выдержка 1/500, а аппарат хочет снять на 1/250, (предположим, света недостаточно даже при f=2.8 t=1/500), то он так и сделает. Иными словами, аппарат может отработать любую выдержку, вне зависимости от выставленного значения.

По каталогу 1200 фотоаппаратов СССР фотоаппарат имеет следующие варианты производства:

Пример фотографий Сокол-автомат

Автор — Eastrise Photography

Mikeekman

Технические характеристики

  • Объектив «Индустар-70» 2,8/50, несъёмный. Светосильный четырёхлинзовый анастигмат с химическим просветлением, выпускавшийся вмонтированным в корпус затвора. Резьба под светофильтр диаметром 58 мм.
  • Курковый взвод затвора сблокирован с перемоткой плёнки и счётчиком кадров.
  • При невзведённом затворе установка выдержки и диафрагмы запрещена (происходит блокировка). Несоблюдение этой инструкции приводит к поломке затвора. Имеется блокировка от неполного взвода затвора.
  • На нижней крышке фотоаппарата расположены кнопка обратной перемотки и счётчик кадров. При открывании задней стенки счётчик кадров автоматически сбрасывается.
  • Рукоятка обратной перемотки — рулетка, расположена на боковой стенке аппарата.
  • Имеется обойма для подключения вспышки, кабельные синхроконтакты «Х» и «М».
  • Источник питания автоматической экспонометрии — дисковый никель-кадмиевый аккумулятор Д-0,06 или ртутно-цинковый элемент РЦ-53 (современный аналог РХ-625), имеется контроль источника питания. При отсутствии источника питания фотоаппарат полностью работоспособен в неавтоматическом режиме.
  • Установка светочувствительности фотоплёнки в диапазоне 16—250 ед. ГОСТ (ASA). На передней поверхности объектива размещен сернисто-кадмиевый (CdS) фоторезистор, который закрывается светофильтром вместе с объективом, автоматически внося поправку на его кратность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *