В 1898 году Хьюго Бройтманн основал компанию по производству фотоаппаратов в Берлине.

Mentor

В 1899 году к совладельцу присоединился продавец Франц Гольц. Компания получила название Goltz & Breutmann OHG Fabrik für photographyische Apparate . Ее брендом стал Mentor, а специализацией — камеры с затворами в фокальной плоскости. Для камер Mentor впервые в мире был разработан такой затвор. В годы Первой мировой войны компания производила аэрофотоаппараты. В 1921 году компания была переименована в Mentor Kamerafabrik Goltz & Breutmann , а в 1929 году в ней работало 180 сотрудников.

Фрагмент калькуляции стоимости камеры 1927 года. Из архива Государственного Дарвиновского музея в Москве.

Mentor

Нужно иметь в виду, что в истории фотографии на протяжении почти 100 лет негатив всегда должен был быть такого размера, каким должен был быть отпечаток. Только в межвоенный период люди нерешительно рассматривали возможность увеличения небольшого негатива на бумаге большего формата. В «серьезной» фотографии этот подход прижился только после Второй мировой войны. Даже в кинохронике 1950-х годов можно увидеть фотокорреспондентов с камерами 4х5 дюймов.

Mentor Atelier Reflex 2

Еще в 1920-х годах типичным любительским фотоаппаратом по-прежнему считалась камера под формат 9×12, которую можно было сложить. Эти неудобные в использовании устройства с тяжелыми и хрупкими стеклянными пластинами побудили таких конструкторов, как Оскар Барнак, Рейнольд Хайдеке или Виктор Хассельблад, изобрести компактные и качественные камеры. Проблема с традиционной камерой тогда заключалась в ее невероятной неуклюжести. Работать без штатива было практически невозможно. Надо было вставить матовый фокусировочный экран на место пластины и открыть затвор и диафрагму, прежде чем можно было кадрировать изображение перед съемкой. Затем регулировалась диафрагма, и закрывался затвор, чтобы экран можно было заменить кассетой. Но надо не забывать выдернуть защитный шибер кассеты, перед нажатием кнопки спуска затвора. Таким образом фотографировать живые сцены было практически невозможно. По этой причине с конца 19 века задумывались о внедрении подъемного зеркала в большие камеры, а также об изготовлении камер меньшего размера и гораздо более удобных в эксплуатации.

Reklama odnoj iz mnogochislennyh kamer Mentor v russkom zhurnale Fotograficheskie novosti 1914 g.

Было только две проблемы: зеркальные камеры большого формата становились все более и более громоздкими по мере увеличения формата изображения. Зеркальный фотоаппарат 13×18 представлял собой просто огромный черный ящик, пригодный только для студии. А поскольку предполагалось, что изображение в видоискателе должно быть видно непосредственно перед тем, как будет сделан снимок, нельзя было использовать центральный затвор. Для зеркальной камеры требовался затвор в фокальной плоскости, который мог открываться только после того, как зеркало было поднято.

Помимо компаний ICA, Ernemann AG и Curt Bentzin в Гёрлице, дрезденская фабрика фотоаппаратов Goltz & Breutmann значительно продвинулась вперед в разработке затворов в фокальной плоскости, особенно тех, которые подходят для зеркальных фотоаппаратов. Большое внимание нужно было уделить связи между циклом затвора и движением зеркала. Важно было, чтобы шторы не пропускали свет на пластину во время натяжения.

Mentor Atelier Reflex 7

С появлением фотоаппаратов «нового типа» в 1930-х годах большие зеркальные фотокамеры вдруг стали совершенно неинтересны. В портретных мастерских они какое-то время оставались, но их если и покупали, то с рук. Завод по производству фотоаппаратов Mentor попал в серьезный кризис. В середине 1930-х завод пытается закрепиться в новых областях рынка с двухобъективной камерой среднего формата «Менторетт» с фокальным затвором. Она хоть и была полностью сделана из металла, но предложение здесь уже на столько превышало спрос, что эффекта никакого эта камера не возымела. В 1944 году мастер Рудольф Гроссер из компании A. Noble купил компанию и возобновил производство. Воздушный налет генерала Харриса на Дрезден в конце войны положил конец его стараниям, так как завод был полностью разрушен.

После Второй мировой войны, когда многие фотостудии сгорели, классические студийные зеркальные фотоаппараты на некоторое время стали востребованы, и Mentor предложил три модернизированные модели форматов 6,5х9, 9х12 и 10х15 см. Эти модернизации включали, среди прочего, синхронизацию вспышки. Конструкции этих камер из дерева, обтянутого кожей, откровенно к тому времени уже устарела.

Mentor 1959

Тем не менее, Mentor до победного производили камеры большого формата. В 1972 году компания называется VEB Mentor, а в 1980 году был объединен с Pentacon.

Mentor Logo

ГДР 1950-х и 1960-х годов была раем для изыскательного фотографа-любителя и для тех профессиональных фотографов, которые, например, работали фотокорреспондентами в газетах. С четырьмя 35-мм зеркальными камерами Exakta, Spiegelcontax, Praktica и Praktina, а также Praktisix конца 1950-х годов эта группа пользователей была оснащена так, как не может быть лучше нигде в мире. Со временем ситуация несколько улучшилась и для любителей. Но совсем иначе обстояло дело с гильдией профессиональных фотографов, которые работали и получали заказы от промышленности, например, и где было важно высочайшее качество, производилась ретушь и индивидуальная обработка. В этой области большой формат был единственным приемлемым решением.

Mentor Studio 1

Из множества форматов за последние сто лет наиболее распространенными стандартами остались только размеры картинок 9х12, 13х18 и 18х24 см; иногда еще 6,5х9 (фактически средний формат) и размер открытки 10х15 см. Но фотоаппараты, которые покрывали эти форматы, трудно было найти в ГДР. В дополнение к зеркальной камере Mentor, показанной выше, существовала аналогичная модель Курта Бенцина, которую было трудно найти. Считать себя счастливчиками могли только давно зарекомендовавшие себя профессиональные фотографы, которые могли назвать это оборудование довоенного периода «своим.» Однако новичкам было практически невозможно приобрести современную широкоформатную камеру.

Конечно, в основном это было связано с тем, что самые авторитетные производители камер типа Linhof или Plaubel, базировались в западных оккупационных зонах. Фирмы ГДР вполне могли сконструировать широкоформатную и даже монорельсовую камеру (как, например, Linhof Kardan), но настоящий камень преткновения был в отсутствии центрального затвора, как ключевого продукта, который крайне необходим для такого типа камеры. Об импорте не могло быть и речи, а производитель, который мог это сделать, просто выдохся в середине 1950-х годов. У VEB Zeiss Ikon была разработка собственных центральных затворов, но без импорта запчастей и лицензирования его закончить не удалось, хотя работы можно было считать завершенными еще в 1955 году.

Когда через три года этот проект снова был взят на вооружение под руководством завода из Niedersedlitz, приоритеты значительно сместились, особенно после слияния дрезденского производства с крупной компанией «KW» (позже Pentacon). Затвор Prestor производился серийно только для камер формата 35 мм. Типы камер, которые зависели от высокопроизводительных затворов с большими размерами, просто не могли быть реализованы, и решения, принятые в 1958–1959 годах, оказали неизгладимое влияние на местную фотоиндустрию.

В 1959 году в ГДР официально производились следующие крупноформатные фотоаппараты:

  • дорожные камеры Globus Stella II от VEB Neue Görlitzer Kamerawerke в форматах 13×18; 18×24 и 20×30 см
  • Mentor Atelier форматов 6,5×9; 9×12 и 10×15 смMentor Atelier Reflex 1
  • камера для путешествий Union III Альфреда Брюкнера в Rabenau в форматах 9×12; 13х18 и 18х24 см.

Bruckner Union III

Большие зеркальные камеры Mentor на самом использовались только в качестве портретных камер в студии. Их ограниченные возможности настройки и невозможность использовать объективы с коротким фокусным расстоянием делали их малоинтересными для профессионального фотографа. Две упомянутые камеры для путешествий, «Стелла» и «Юнион», на самом деле были распространенными в 19 веке моделями — так что этим древним конструкциям было далеко до современной широкоформатной камеры. Они также были спроектированы так, чтобы время экспозиции можно было регулировать с помощью кассетного ползуна или с помощью простого затвора Грунднера.

Эти камеры были совершенно непригодны или нецелесообразны для работы вне студии, например для архитектурной фотографии. Было совершенно невозможно использовать их вне студии, как это было в случае с большими штативными камерами Globus-Stella V и IX, которые все еще производились в Герлице в 1950-х годах. В зависимости от формата эти «винтажные автомобили» весили до центнера [Deutsche Kamera Außenhandelsgesellschaft mbH: Photo-Kino-Katalog 1959, листы 1.27…1.32] .

На самом деле был только один выход из этой беды, и зеркальная камера Mentor Atelier указала на него: полностью отказаться от линзовых затворов любого типа в пользу затвора в фокальной плоскости. Ранее это было необычно для широкоформатной камеры. Затвор в фокальной плоскости означает, что щелевой затвор срабатывает непосредственно перед светочувствительной пластиной. Раньше существовал простейший тип фокального затвора, который навинчивался перед или за объективом. Еще до Первой мировой войны пластинчатые фотоаппараты оснащались фокальными затворами; но здесь обычно целью было добиться особенно коротких выдержек (например, с так называемыми камерами-авиаторами).

Mentor Atelier не смотря на название, ни в коем случае не чисто студийная камера, а скорее универсальная и при этом переносная камера типа Linhof Technika, не являющаяся копией этой модели. Рудольф Гроссер придумал здесь множество собственных решений, таких как регулировка угла наклона, для которого пришлось искать новые пути, поскольку решение с четырьмя болтами в углах было запатентовано Linhof [Бёльке, Юрген: Студийная камера MENTOR 13×18; в: Фотография 8/1958, стр. 286.].

Mentor Studio 2

Прежде всего, в центре внимания новых разработок, необходимых для этой камеры, был, конечно же, огромный затвор в фокальной плоскости квадратного формата 18×18 см, которого, насколько мне известно, нет ни в одной другой камере этого типа. Это делает камеру особенной. Большой затвор не совсем бесшумный, но на большом формате, на мой взгляд, не играет никакой практической роли. Однако самым большим преимуществом этой конструкции является то, что что можно использовать действительно все объективы — даже те, которые никогда не могли быть установлены без затвора.

К ним относятся, например, исторические типы (такие как объективы Петцваля, интересные с точки зрения формирования изображения) или специальные анастигматы, используемые в репродукционной фотографии. В оригинальной версии самая короткая выдержка Mentor Studio составляла 1/100 секунды., что больше не достигается ни одним центральным затвором крупной конструкции. Эта камера все производилась в небольших количествах вплоть до 1980-х годов, однако, конструкция затвора была упрощена и максимальная выдержка составляла 1/30 секунды. Длительные выдержки до 3 секунд были возможны благодаря встроенному дополнительному спусковому механизму. Однако, некоторые пользователи заменили его на электронный спуск из-за ненадежности.

 

Впервые камера Mentor была сделана полностью из металла, а возможности регулировки в некоторых случаях были более удобными, чем у Technika 13×18. Тем не менее, в сложенном виде его можно было легко транспортировать как небольшой чемодан. Таким образом, Mentor Studio оставалась в ассортименте продукции даже после того, как в середине 1960-х годов была выпущена Mentor Panorama (полнофункциональная карданная камера). Но увы, эти камеры не были такими мобильными, как Studio, которую можно было легко переносить с комфортом даже на большие расстояния.

Mentor Studio 3

Один из профессиональных фотографов, которые строили бизнес еще в 1960-х годах, высказался, что Mentor Studio было очень трудно достать в то время. В случае с фотографом, работающим не по найму, единственным выходом было купить западногерманскую Linhof Super Technika 13×18.

Mentor Panorama

1965 год принес небольшую революцию в ранее забытом секторе широкоформатной печати в ГДР. На юбилейной ярмарке с 28 февраля по 9 марта 1965 года Рудольф Гроссер представил свою «Mentor Panorama» 18×24. Затем последовала технически идентичная версия для формата 13×18 см. Наконец-то появилась широкоформатная карданная камера. Если вы внимательно посмотрите на камеру, то сразу заметите массивную переднюю часть. В нее был встроен фокальный затвор.

Mentor Panorama 1a

Необычное решение Mentor с фототехнической точки зрения несколько невыгодно — такое расположение вызывает значительно большие вибрации, чем у затвора в непосредственно перед светочувствительным материалом. С камерой Mentor Panorama фотограф всегда должен учитывать риск тряски и использовать как можно более тяжелый штатив.

Mentor Panorama 2a

С другой стороны, Mentor Panorama давала непревзойденное преимущество в том, что к ней можно было прикрепить практически без ограничений все возможные объективы, лишь бы они освещали достаточный круг изображения. Было достаточно так называемой «нормальной версии», например, Апогерминар от Zeiss Jena. Но и огромный Tessar 4,5/360 мм тоже можно было без проблем использовать. Была проблема только с широкоугольными объективами, так как они иногда слишком глубоко погружались и упирались в затвор. Поэтому им нужен был собственный. Однако Аристостигмат с фокусным расстоянием 120 мм, который еще какое-то время производился в ГДР, подошёл.

Mentor4 serialized1

Сегодня, когда большой формат все больше привлекает новые перспективы, мы сталкиваемся с той же проблемой, что и производители камер в ГДР более 50 лет назад: после прекращения работы последнего поставщика центральных затворов в Японии этот незаменимый ключевой продукт в настоящее время отсутствует. Если кто-то в ближайшее время не произведет снова такие классические механические затворы для объективов, поставки крупноформатных объективов придется прекратить. Вероятно, именно по этой причине одному из двух оставшихся немецких производителей пришлось уйти из этого сегмента бизнеса. Или, наоборот, скоро мы станем свидетелями ренессанса затвора в фокальной плоскости на широкоформатных камерах.

Panorama3

Фотокамеры Mentor:

  • Mentor
  • Mentor II
  • Mentor Standard
  • Mentor Atelier-Reflex-Kamera
  • Mentor Compur-Reflex-Kamera
  • Klein-Mentor 9×9
  • Klein-Mentor Spiegelreflex 6×9
  • Mentor Dreivier
  • Mentorett
  • Mentor Klapp
  • Mentor Klapp-Reflex
  • Mentor Stereo-Reflex
  • Mentor Spiegel-Reflex-Kamera
  • Mentor Sport-Reflex-Kamera
  • Mentor Reflex
  • Mentor Nachtreflex | обзор фотокамеры

GOLTZ & BREUTMANN Mentor в каталоге Agfa:

Agfa Catalog

Ссылки:

  • https://zeissikonveb.de/start/kameras/mentor.html


Переходники для фотоаппаратов и объективов

Иногда я покупаю фототехнику СССР и не только. Свое предложение можете написать мне. Помочь проекту: 5469 1200 1062 4624. Комментарии можно оставлять без регистрации и смс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.