Наверняка Вы сталкивались с ситуацией, когда камера передает цвета на снимках не так, как видите их Вы. Особенно когда фотографируете в помещении при искусственном освещении. Иногда внеплановое искажение оттенков придает фотографии художественный эффект, но чаще портит ее (например, синюшный оттенок лица на портрете никого обычно не радует). Попробуем разобраться, почему фотокамера искажает цвета снимка и как этим управлять.
Для начала – чуть-чуть физики. Есть такое понятие, как цветовая температура света (измеряется в Кальвинах, К). Грубо говоря, это интенсивность светового излучения. К примеру, у обычной лампочки накаливания она составляет 2700К. Небо в ясный день может излучать больше 10 000К. Так как фотография «рисуется» светом, отраженным от предмета съемки, цвета снимка также зависят от цветовой температуры источника освещения.
Человеческое зрение устроено гораздо сложнее, чем электроника цифрового фотоаппарата. Когда в мозгу формируется изображение, используются не только та информация, которая поступает извне через глаза, но и память – каким должен быть тот или иной цвет. Потому белая бумага для нас всегда будет белой, при любом источнике света. Можно сказать, что мозг автоматически проводит цветокоррекцию, исходя из источника освещения.
К сожалению, фотокамера в умении адаптироваться под источник светового излучения значительно уступает мозгу. Потому фотографу приходится учитывать такой параметр, как баланс белого.
Почему именно белого? Дело в том, что чем выше цветовая температура, тем белее спектр излучаемого света. Ну, к примеру, раскаленный металл от красного в начале разогрева становится при повышении температуры все белее. Или вспомните теплый оранжевый оттенок огонька свечи (1200-1500К) и сравните с лампой (2700К).
Именно поэтому под открытым небом в погожий день искажений цветов на снимке фактически нет – излучаемый спектр света действительно «белый». А вот при съемке в комнате все предметы приобретают желтоватый оттенок, согласно спектру лампы накаливания.
Посмотрите на пример фотографии с разными установками баланса белого. В первом случае – цветовая температура 5000К, баланс белого выставлен по осветительному оборудованию в студии. Как видим, получилась естественная картинка с правильной передачей цветов. На втором фото баланс белого выставлен по лампе накаливания – 2800К. Как видим, картинка получается “синюшной”, так как камере дается команда, что освещение должно быть с желтоватым оттенком и она добавляет в нее, для компенсации желтизны, синий спектр цвета. На третьем фото, цветовая температура – 10000К, как в тени в пасмурный день. Мы видим, что изображение получается слишком желтым, так как камера понимает что свет слишком холодный и для компенсации изображения нужно добавить “теплоты”, то есть желтый спектр цвета.
Итак, выставляя баланс белого, Вы указываете камере, какой именно «белый» должен быть в данном освещении. А фотоаппарат, отталкиваясь от настройки, смещает оттенки всех остальных цветов так, чтобы они выглядели, словно при естественном дневном освещении.
Большинство современных фотоаппаратов дает возможность указать, какая температура внешнего освещения. Вызывается, обычно, или специальной кнопкой на корпусе камере (с надписью wb) или через программное меню, если кнопка не вынесена.
И конечно для удобства есть ряд предустановленных значений для наиболее распространенных ситуаций. Также есть полностью автоматическая настройка, но нередко она может ошибаться.
Думаю, по названиям установок в целом понятно. Достаточно уметь отличить обычную лампочку от флуоресцентной, чтобы подобрать правильный баланс.
Однако слово «правильный» в отношении баланса белого очень условно и субъективно. Как уже говорилось, искажение цветов может быть и художественным приемом для получения необычных снимков.
Потому больше экспериментируйте в разных условиях съемки и Вы найдете свой идеальный баланс.