Обзор TTArtisan 21mm F1.5 ASPH

TTArtisan 21mm F1.5 ASPH — это второй объектив китайского производителя TTArtisan, который я попробовал. Первым был «рыбий глаз» 11мм F2.8 , который вряд ли можно назвать обычным объективом. 

01-Заголовок

21мм и F1,5 более традиционно, хотя обозначение максимальной диафрагмы в 1,5 — это то, что я чаще вижу у кинообъективов. В них светосила указывается в Т-ступенях; а значение диафрагмы в F1,4 обычно является стандартом для фото. В то время как максимальная диафрагма F1.5 встречается редко, еще реже встречается светосильный широкоугольный фикс для полнокадровых камер, стоящий менее 250 долларов США.

Объектив TTArtisan 21 мм доступен с байонетом Leica L (черный и серебристый), байонетом Sony E, байонетом Canon RF и байонетом Z Nikon, поэтому он подходит для большинства основных современных беззеркальных камер. Это полностью мануальный объектив (ручная фокусировка, ручная диафрагма и отсутствие электроники), поэтому разработка для нескольких систем сильно проще. Я тестировал его на моем 45-мегапиксельном Canon EOS R5. R5 является отличной платформой для работы с механическими объективами, в том числе благодаря встроенной стабилизации. Отсутствие электроники в TTArtisan 21мм означает, что помощь при фокусировке автоматически не сработает. Но это все равно намного проще, чем работа с механическим объективом на любой цифровой зеркальной фотокамере!

TTArtisan 21mm F1.5 cборка

Как и многие подобные объективы, TTArtisan имеет хорошую конструкцию и полностью сделан из металла, поэтому, хотя и очень компактен (63x 73мм), но весит 412 г. Это  тяжелее, чем вы могли бы себе представить при таких габаритах. Кольцо диафрагмы с щелком, хорошо двигается и имеет полустопы. Кольцо ручной фокусировки плавно двигается и имеет довольно большой диапазон вращения в 170°.

У TTArtisan 21mm F1.5 уникальный дизайн. Передняя часть довольно узкая и имеет несъемную бленду в форме лепестка. Крышка объектива довольно небольшого диаметра, которая надевается поверх бленды объектива. Все работает нормально, но такая конфигурация не позволяет использовать фильтры.

TTArtisan имеет адаптер, который ввинчивается и позволяет использовать фильтры с достаточно распространенным диаметром в 72 мм. Есть и вторая крышка объектива – плоская, завинчивающаяся. Мне не нравится такой подход, так как ввинчивание это гораздо более медленный процесс.

Байонеты Canon RF и Nikon Z шире, чем другие, и это приводит к несколько нетрадиционному профилю объектива, где самая широкая часть – возле крепления объектива. Для Sony E, например, он будет иметь более стандартную ширину (примерно на 7 мм уже).

Среди многих китайских производителей объективов существует тенденция использовать диафрагму с большим количеством лепестков. Диафрагмы с большим количеством лепестков, как правило, хорошо сохраняют круглую форму. У TTArtisan 21mm F1.5 ASPH достаточно хорошая диафрагма с хорошей ровной геометрией, хотя лепестки здесь прямые, а не закругленные. Даже на F2 видно края лепестков.

Создавать солнечные звезды довольно сложно. Я обычно снимаю их для своих обзоров на F11, но во многих ситуациях я просто не получал должного эффекта.

Мне пришлось закрыть объектив до F16 и поймать солнце сквозь ветки деревьев, чтобы получить надлежащий эффект солнечной звезды. Поскольку количество лезвий четное, количество точек на звезде равно количеству лепестков (десять), но здесь это выглядит довольно красиво:

Объектив склонен к бликам при меньших значениях диафрагмы, и если я пропускал слишком много солнечного света, результат был следующим:

Что касается формы диафрагмы для боке, здесь не так много возможностей для создания бликов в боке. Объектив вправду имеет максимальную диафрагму F1.5, но при этом имеет широкий угол обзора.

Формула TTArtisan 21mm f/1.5

Широкоугольные объективы подают большую часть мира в фокусе, а не вне фокуса, и это нормально. TTArtisan 21mm F1.5 ASPH может сфокусироваться минимум до 50 см (Leica-M – 70 см!!), что является чрезвычайно большим показателем для объектива с таким фокусным расстоянием. Например, Zeiss Loxia 21 мм F2.8 может фокусироваться в два раза ближе (25 см), а Sony 20 мм F1.8 G может фокусироваться до 18 см.

Коэффициэнт увеличения 0,06x или ниже. Обычно получить боке (расфокусированный фон) с широкоугольным объективом можно, если подойти очень близко к объекту. Здесь такого точно не будет.

Я бы рассматривал широкую диафрагму здесь как преимущество для сбора света, а не для боке! Это лучшее изображение с боке, которое вас ждет.

Качество изображения TTArtisan 21mm F1.5

Отчет о качестве изображения с объектива TTArtisan 21 мм несколько затруднителен. Он обеспечивает явно более «винтажное» качество изображения как в хорошем, так и в плохом смысле. Короче говоря, объектив не силен в определенных показателях, в которых превосходят многие современные объективы, включая высокую коррекцию аберраций, устойчивость к бликам, резкость и контрастность на открытых значениях диафрагмы. Сила его в том, что цвета имеют винтажную атмосферу, которая действительно хорошо работает в определенных ситуациях.

С точки зрения тестирования, этому объективу будет трудно дать высокие оценки, но с точки зрения «ощущения» будет много тех, кому просто понравится внешний вид цветопередачи и даже оптические недостатки объектива. Это изображение мне очень понравилось, хотя оно довольно заурядное.

Это объектив стоимостью менее 250 долларов США, поэтому мы, вероятно, не должны ждать от него работы объектива за 1000 и выше. Некоторые из его недостатков будут менее заметны с камерой с более низким разрешением. Вероятно, большинство людей, которые потратили 4000 долларов на свою камеру (например, я), не собираются сочетать ее с объективами за 245 долларов. 26-мегапиксельная камера EOS RP или 20-мегапиксельная камера EOS R6 будут более естественным сочетанием для этого объектива.

Первый крупный недостаток, с которым вы столкнетесь, — это очень большое количество виньетки и дисторсия.

Вам нужно будет в некоторой степени корректировать виньетирование почти на всех диафрагмах, если вы не хотите затенения углов. Но объективы для Canon RF, в принципе имеют стабильно высокую степень виньетирования. Я обнаружил, что это может повлиять как на экспозицию, так и на баланс белого: результаты на открытой часто выглядят прохладными и слегка переэкспонированными, в то время как диафрагмирование дает более нейтральный баланс белого, но часто недоэкспонированный результат. Особенно заметно, когда в кадре находится небо (когда экспозиция имеет широкий динамический диапазон). Вот пример:

Снимки были сделаны с разницей в несколько секунд, но они имели разные параметры экспозиции и баланс белого. Эта изменчивость затрудняет корректировку с помощью компенсации экспозиции в камере, поскольку замер недостаточно последователен. По сути, вам придется изучить особенности объектива и привыкнуть к ним. Хорошая новость заключается в том, что сенсоры современных камер прощают подобное.

Это будет хардкор при съемке в JPEG, так как нет автокоррекции, а виньетка слишком сильна, чтобы ее можно было оставить без внимания.

Тем не менее, объектив с минимальным количеством боковых ХА (по краям кадра) и лишь небольшим количеством продольных ХА (обнаруженных до и после плоскости фокуса). Вы можете увидеть немного зелени в контрстных переходах за плоскостью фокусировки на этом снимке:

Что плохо исправлено, так это основные сферические аберрации, снижающие контраст. Объектив имеет приличное разрешение по центру двух третей кадра на открытой, но контрастность низкая. Кажется, что линза запачкана, но это не так.

Вот кроп всего кадра при F1.5:

Вы можете видеть довольно низкую контрастность, о которой я упоминал, а также то, что разрешение падает в углах. Это согласуется с диаграммами MTF, которые показывают (серыми линиями), что угловое разрешение чрезвычайно низкое при f1.5. Всего 25% резкости по углам.

Темные черные линии на графике показывают лучшую производительность при более низком разрешении (обычно), поэтому я упоминаю, что датчик EOS R5 может быть слишком требовательным для этого объектива. Что интересно на MTF, так это желтые линии, – показывают почти идентичную картину, но примерно на 50% лучше (резкость в центре увеличивается с 48% до примерно 77%, а по краям увеличивается с 25% до примерно 40%, хотя спад при F8 в углах все еще более выражен. Это согласуется с тем, что я обнаружил в своем тестировании.

а этом снимке тюльпана кадрирование из середины кадра (изображение 2 ниже) довольно хорошее. Контраст хороший, детализация тоже. Если мы сдвинем изображение вниз к основанию тюльпана (изображение 3, все еще примерно в той же плоскости фокуса), то увидим много туманных, нечетких текстур.

Еще одна вещь, которую следует отметить: TTArtisan 21 мм совсем не хорош на F1.5 и бесконечности, даже в центре кадра. Низкий контраст просто уничтожает его способность отображать мелкие детали. Центр довольно плохой, и край кадра (изображение 3) выглядит как картина импрессиониста.

Однако, если вы закроете объектив до F5.6 и снимете ту же сцену, результаты в центре будут радикально лучше, и даже результат по краям теперь выглядит довольно прилично.

Подводя итог, можно сказать, что это довольно хороший бюджетный пейзажный объектив, если вы сильно зажимаете его. Центр становится невероятно четким даже на моей 45-мегапиксельной камере EOS R5, но качество краев и углов никогда не бывает резких.

На F5.6 углы выглядят радикально лучше, чем на F1.5:

Некоторая кривизна поля мешает нам увидеть углы, которые выглядят нормально в реальном мире. Я заметил некоторую децентровку: верхний левый угол никоим образом не соответствует характеристикам, которые мы видим в нижнем правом углу. Видимо, смещение центра не редкость в бюджетных объективах.

В принципе, TTArtisan 21 мм может и в детализацию:

Склонный к бликам объектив. Вот вам гигантское кольцо от засветки:

Будьте осторожны с композицией и уделяйте особое внимание положению солнца. Как я уже отмечал ранее, ситуаций с отличным боке будет не так уж много. Боке может быть и перегруженным:

Как насчет комы? Я не удивился, обнаружив, что кома на F1.5 была довольно сильной:

На F2 и F2.8 немного лучше, но ближе к углам кома осталась.

В целом, ночное небо снимать можно.

Подводя итог, можно сказать, что объектив TTArtisan 21mm F1.5 понравится не всем, но я думаю, что цена и уникальная цветопередача могут сделать его привлекательным. Вы, конечно, не найдете объектив с такой диафрагмой и таким фокусным расстоянием по низкой цене.

Вывод

Объектив TTArtisan 21mm F1.5 ASPH — долгожданный объектив, хотя бы потому, что экосистемы Canon RF и Nikon Z заметно ограничены в плане недорогой оптики. TTArtisan 21 мм не является лучшим в мире по каким-либо показателям, но при разумном использовании он может давать хорошие изображения, а цена в 239 долларов делает его действительно ценным предложением.

Тяжелая виньетка делает этот объектив более подходящим для использования при съемке в формате RAW, так как ее будет легче исправить при постобработке, ибо RAW обеспечивает большую гибкость при редактировании, чем JPEG.

Плюсы:

  • Хорошее качество сборки
  • Кольца диафрагмы и фокусировки работают
  • F1.5
  • Интригующая цветопередача
  • Хорошая резкость в центре и середине кадра при малых значениях диафрагмы
  • Хорошее соотношение цены и качества
  • Под любую систему

Минусы:

  • Ужасный МДФ и боке
  • Контраст на открытой диафрагме низкий, из-за чего объектив кажется нерезким
  • Нет автофокуса
  • Углы никогда не становятся резкими как в центре
  • Мыло на бесконечности
  • Чрезвычайно склонен к засветкам

—————

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *