Содержание страницы
Tessar — объектив века. Вряд ли что-либо сопоставимое доминировало в значительной части фототехнологий в 20-м веке так сильно, как Tessar. И не только как успешный продукт от одного производителя, но и как общий термин для конструкции объектива, которого вскоре не сможет избежать ни одна компания. Тип Tessar в виде полуцементированного триплета является одной из самых успешных конструкций всех времен. Сам факт того, что эта схема все еще используется (перекочевала в мобильную технику) и используется в сменных коммерческих объективах (Sony Vario-Tessar, к примеру), не уступая места вариациям схемы Planar, показатель практичности схемы.
Насколько очевидной может показаться нам сегодня характеристика Тессара как триплета, расширенного цементированием, и как бы нам не хотелось бы отнести его к группе современников Гелиара (Voigtlander, 1900) и Гектора (Leitz, 1928), это не соответствует его действительной исторической роли. Согласно литературе, подход к разработке Пола Рудольфа не основывался на идее улучшения характеристик триплета Кука путем разделения его линз на сцементированные группы в одной или нескольких точках, как это сделал Ганс Хартинг незадолго до этого со своим Гелиаром. Скорее, Тессар — это преднамеренная комбинация двух ахроматов – старого ахромата с новым ахроматом .
Ахроматы известны с 18 века (Джон Доллонд). В то время, конечно, было доступно лишь несколько типов стекла с низкой цветовой дисперсией и низким показателем преломления (крон) или высокой цветовой дисперсией с высоким показателем преломления (флинт). Понятно, что это сильно ограничивало возможности оптики. Однако грань между показателем преломления и дисперсией, постепенно была преодолена с середины 1880-х годов благодаря новаторской работе Отто Шотта в Jena Glaswerk.
Шотт создал новые высокопреломляющие стекла со сравнительно низкой цветовой дисперсией. В принципе, с этими новыми элементами путь к полной коррекции систем визуализации был открыт.
Тот факт, что анастигматы не просто так свалились с неба, а их разработка поначалу привела к нескольким техническим тупикам («Протар», «Унар»), свидетельствует о проблемах, связанных с поиском правильного подхода к совершенному объективу. Новые принципы проектирования, разработанные Полом Рудольфом за 15 лет работы оптическим расчетчиком на заводе Zeiss, также стали причиной появления его патента на Tessar.
Если поверхность воздушного зазора или склейки между линзами старого ахромата оказывает рассеивающее действие, то на новом ахромате она оказывает собирающее. С обычным альтахроматом можно было исправить только так называемую апертурную ошибку (сферическую аберрацию) и ошибку расположения цвета (хроматическое продольное отклонение), но не астигматизм и кривизну поля. [Handbuch der Fototechnik, 2-е издание, 1963 г., стр. 40.] Напротив, неоахромат корректирует астигматизм и кривизну при использовании в составных линзах. Условие использования его в составной линзе было необходимо, поскольку с такими новыми ахроматами коррекция сферической аберрации затруднена. Комбинируя новый и старый ахромат, сферическую аберрацию и астигматизм можно наконец сбалансировать друг с другом, что по условиям того времени позволяло достичь характеристик изображения, которые считались невозможными. Но путь к Тессару был гораздо более тернистым, чем может казаться.
Первая попытка распространить успех, вызванный новыми линзами в конструкции объективов микроскопов на объективы фотоаппаратов поначалу закончилась вопиющим провалом. Подход Аббе к проектированию представляет собой безнадежный тупик, несмотря на отличную сферическую и хроматическую коррекцию. Причина этому астигматизм. Рудольф, которому было всего 30 лет, нашел в жизни миссию, которая в конечном итоге не отпустит его в старости.
Его стремление контролировать расхождение двух оболочек изображения и их отклонение привело к первому успеху весной 1889 года, который был назван анастигматом [DRP № 56.109 от 3 апреля 1890 г.]. Основанием для этого послужило уже описанное выше увязывание новой и старой хроматики, т. е. принцип коррекции Рудольфа, встроить в обе половины линзы соседние поверхности, оказывающие, с одной стороны, собирающее действие, а с другой — рассеивающее. У первых анастигматов, которые переименовали в Protar две соседние области все были зацементированы. Однако оказалось, что это затрудняет исправление других ошибок изображения.
В частности, сферические остаточные ошибки, вновь возросшие по сравнению с триплетом Аббе, сделали невозможным увеличение силы света. Конкурирующие производители линз, которые также работали с новыми стеклами Schott, превзошли фабрику Zeiss, выпустив лучшую продукцию. Частично из-за плагиата принципа исправления Рудольфа. Но у Пола Рудольфа не было бы посмертной репутации выдающегося дизайнера схем, если бы он просто подражал своим конкурентам. Скорее, он отреагировал на эту ситуацию возобновлением научной работы, которая привела к промежуточной эволюционной ступени, объективу “Унар” [DRP № 134.408 от 3 ноября 1899 г.] . С этой линзой анастигматическая коррекция также была основана на основном принципе Рудольфа (противопоставления соседних поверхностей), за исключением того, что это были уже не цементированные поверхности, а воздушные линзы. При этом был создан еще один подход к исправлению аберраций, и сегодня ясно, что всего через два с половиной года оба подхода должны быть объединены в Tessar.
Квинтэссенцию патента Рудольфа на Tessar можно резюмировать следующим образом: в период с 1889 по 1902 год Пол Рудольф, благодаря систематической работе, преуспел в разработке составных оптических систем, в которых как ошибки изображения, возникающие из-за сферической формы линз, таки аберрации косых пучков (особенно астигматизм и выпуклость) одновременно можно исправить. Он смог сделать это, используя корректирующие устройства, которые имели противоположную преломляющую силу в обеих половинах системы. У Anastigmat и Protar было две склееные поверхности, у Unar две воздушные линзы, каждая с противоположным эффектом. Теперь тессар можно представить как слияние собирающей склейки Протара с рассеивающей воздушной линзой Унара.
Основываясь на принципах современной оптики, Tessar является прекрасным примером — ошибки изображения нельзя просто «устранить», а можно лишь сопоставить друг с другом в той мере, до какой необходимо. Если одна половина линзы позволяет исправить проблемный астигматизм и изгиб, но не сферическую ошибку, то другая половина должна выполнять последнюю работу, не слишком негативно влияя на астигматизм. Tessar явно выигрывает от того, что обе части системы уже ахроматизированы, что оставляет больше свободы действий при коррекции ошибок изображения.
На изображении выше показана оригинальная линза, вырезанная из патента Рудольфа 1902 г. Он объяснил свое изобретательское достижение (краеугольный камень любой патентной заявки) следующим образом:
«Этот успех основан на том, что в объективе, состоящем из четырех простых линз, разделенных диафрагмой на две группы, линзы одной группы имеют воздушный зазор, который ограничен парой соседних поверхностей с отрицательным знаком силы, а линзы другой группы имеют цементированную поверхность, сочетаются с собирающим эффектом.
Благодаря этому объективу конструктивная концепция объектива по патенту 56109 [т. е. «Анастигмат» 1890 г.] и объектива по патенту 134408 [т. е. «Унар» 1899 г.] была доведена до определенной унификации. В то время как в первом случае ограничиваются склеенными группами линз, разделенными диафрагмой, а противоречие, вызывающее астигматическую коррекцию, распространяется только на преломляющий эффект склеенных поверхностей, во втором предполагается наличие воздушного зазора в каждой группе, две противоположные по преломлению действующие на соседние поверхности эффективные, т. е. две воздушные линзы разного знака силы.
В новой линзе полярность, ведущая к коррекции астигматизма, создается тем фактом, что склеенные линзы одной склеенной группы имеют противоположный знак прочности, чем соседняя пара поверхностей другой группы, содержащей воздушный зазор».
Далее Рудольф поясняет, что для своего Тессара он выбрал одно из двух возможных решений, в котором положительно действующая поверхность с цементированием противопоставляется отрицательной воздушной линзе. Правда, в прошлом часто противопоставлялись сцементированные поверхности и воздушные линзы, но и в объективе Петцваля, и Штейнхейля сцементированная поверхность всегда имела тот же знак, что и линза с воздушным зазором.
В патенте Рудольфа Тессар имеет светосилу 1:5,5 и используется в качестве основы для приведенного примерного итогового варианта. Представляется интересным, что в этом документе открыто выражено, что приведенный пример годится только для оценки базовой эффективности его изобретения, и что она еще не рассчитана до оптимума. Несмотря на большое экономическое значение этого непревзойденного в мире типа линз, Рудольф передал задачу по оптимизации, своему помощнику Эрнсту Вандерслебу, не смотря на то, что Вандерслеб в 22 года, только-только был нанят Zeiss.
Пол Рудольф летом 1889 года, когда ему было всего 30 лет, подписал с фабрикой Цейса то, что сегодня понимается как “настоящий шуточный контракт”, который первоначально, казалось, обеспечил ему хорошее будущее и, прежде всего, обеспечит средства к существованию. Впоследствии он оказался клеткой, отказавшей ему в доле во все возрастающей экономической отдаче, и в то же время не позволившей ему уйти и стать хозяином собственных изобретений. Полу Рудольфу должно было быть за 60 лет, чтобы, наконец, получить возможность расторгнуть этот контракт.
Это чувство обмана со стороны своего работодателя, должно быть, возникло у Пола Рудольфа после того, как он впервые смог заработать действительно хорошие деньги своим Планаром 1896 года, но из-за своего трудового договора от 1889 года он не участвовал в дележе доходов. Участие в патентных лицензиях, упомянутых в трудовом договоре, относилось исключительно к его более позднему Протару (известные анастигматы 1889/90 гг). Однако по мере того, как Рудольф изобретал все более и более совершенные конструкции, которые все больше вытесняли с рынка устаревший Protar, дополнительный доход был все меньше. Так сложилась для Рудольфа почти кафкианская ситуация: он все больше становился жертвой собственного успеха.
Поэтому его описание патента на Tessar можно прочитать таким образом, что он отчаянно пытался возродить основную идею своего изобретения Protar от 1889 года, с помощью которого ему впервые удалось исправить астигматизм в изображении. Но именно эта надежда не оправдалась. Вместо того, чтобы разделить большой коммерческой успех Tessar, Рудольфу пришлось наблюдать, как завод Zeiss, выросший до крупной корпорации после смерти Аббе, пожинала плоды. И без того непростая ситуация усугублялась смелой его попыткой увеличить свой доход за счет частного занятия камеростроением.
Период после выхода патента на Тессар был омрачен почти полным параличом творческой деятельности Рудольфа, хотя формально он оставался главой фотоотдела Zeiss. В патентной литературе есть свидетельства того, что он «возился» только со своими старыми изобретениями 1890-х годов. Рудольф не должен был работать ни в одной конкурирующей фирме в течение десяти лет после ухода из Zeiss, поэтому увольнение означало полную потерю средств к существованию.
Zeiss, с другой стороны, по контракту имел не подлежащий расторжению контракт с Рудольфом. И нет дела, изобретает ли Пол Рудольф схему века или суетится за письменным столом, перекладывая бумажки, положение крайне неудовлетворительное для обоих. Об этой почти смехотворной предыстории нужно было упомянуть заранее, чтобы было понятно, почему фактически появившиеся на рынке Тессары были не продуктами его изобретателя и начальника фотоотдела Zeiss, а де-факто изделиями его помощника Эрнста Вандерслеб. Вилли Мерте писал об этом в 1929 году:
«В патенте, Тессар был скорректирован П. Рудольфом […] для диафрагмы 1:5,6, при этом анастигматическое уплощение изображения и свобода от искажений еще не были похожи даже на аналогичные Протара того времени. Этот патентный образец не был изготовлен, а были изготовлены две другие формы, которые П. Рудольф немедленно разработал из типа Tessar 1:6.3, как универсальный объектив […] и репродукционный объектив с начальной светосилой от 1:10 до 1:15, получивший название ‘Апохроматессар’.
Дальнейшее развитие Tessar для различных областей применения, особенно в направлении увеличения светосилы, в качестве универсального объектива для астрофотографии, для портретной фотографии, для киносъемок, для проекции эпископа (позже для пилотных камер и т.д.), в основном основан на работах Э. Вандерслеба примерно до 1915 г. (в 1904 г. – Astrotessar 1:5, в 1905 г. – Universaltessar 1:4,5, в 1906 г. – Tessar 1:3,5 с полем зрения около 35 – 40° для кинозаписей и специальных целей, позднее для первых пилотных камер в 1908 г., а также относительно широкоугольный Тессар с светосилой 1:9 и полем зрения около 80°.) […]
Кроме того, с 1905 года в Tessar f/6.3 и f/4.5 были внесены важные изменения. Так как эти схемы, как и большинство упомянутых выше, в значительной степени были созданы в срок действия основного патента, то не было оснований оформлять на них новые имущественные права и поэтому большинство из них не были опубликованы в печатном виде [.. .]. Учитывая то, что автор должен сослаться на работу Э. Вандерслеба» . [Том I, Фотообъектив, Вена, 1932, стр. 283/284.]
Рудольф разработал Tessar 1:6,3 и Apo-Tessar только в 1902 и 1903 годах, но с 1904 года все дальнейшие разработки были взяты на себя помощником Рудольфа Эрнстом Вандерслебом. Вдобавок к этому можно узнать, что великие достижения Эрнста Вандерслеба как выдающегося конструктора всегда оставались незамеченными, потому что, в отличие от Мерте или Бертеле, он особо не фигурирует в патентной литературе. Его описывают как скромного человека и филантропа, который, очевидно, не проявлял особых амбиций, чтобы сделать себе имя. И несмотря на это, в 1911 году он дослужился до начальника фотоотдела на заводе Цейсс, как преемник Рудольфа.
Когда к власти стали приходить национал-социалисты, этого интересного человека, женатого на женщине еврейского происхождения, постепенно вытеснили с руководящей должности. Не ясно, в какой степени его преемник Вилли Мерте был лично вовлечен в это дело. Дело в том, что последний берет на себя должность Вандерслеба в фотоотделе, и дальнейшее развитие Tessar.
Вилли Мерте – элегантный и очень талантливый, что не вызывает сомнений, учитывая его ключевую должность в Zeiss Jena в эпоху нацизма. В качестве ведущего специалиста по использованию асферических поверхностей он был завербован в США после Второй мировой войны и работал в Бостоне и Дейтоне, где неожиданно, не дожив до 60 лет, скончался в 1948 году, так и не завершив своих новаторских исследований в этой области.
Tessar 1:4,5 с фокусным расстоянием от 50 до 360 мм производился до конца 1980-х годов. Первоначально созданная Эрнстом Вандерслебом примерно в 1906/07 году и усовершенствованная за несколько лет до Первой мировой войны (ок. 1911–1913), эта серия была переработана Вилли Мерте в конце 1920-х годов (ок. 1927–1930). Схема была обновлена до современного состояния стекольной технологии. Интересно, что некоторые из этих Tessar 1:4.5 были снова пересчитаны примерно в 1948 году профессором Г. Цёлльнером, но через несколько лет частично вернулись старые версиии межвоенного периода. Так произошло, например, с Tessar 4,5/50 мм, который был пересчитан 26 июня 1948 года и таким выпускался до 1953 года.
Большое достижение Эрнста Вандерслеба, Tessare 1:3.5, долгое время были самыми светосильными универсальными объективами. Пример выше был построен незадолго до Первой мировой войны. Его утопленное крепление предполагает, что он, возможно, изначально предназначался для студийной зеркальной фотокамеры 13×18 см.
Вилли Мерте и Тессар 1:2.8
В патенте Рейха 603.325 от 18 июля 1930 года указано, что Мерте удалось довести Tessar до максимальной диафрагмы 1:2,8 в версии стандартного объектива. В патенте в качестве основы для улучшения указываются определенные соотношения радиусов линз и расстояний между вершинами. В дополнение к этой работе по оптимизации, большую роль, безусловно, сыграло наличие улучшенных типов стекла. В частности, в обеих версиях выделяется новый баритовый флинт BaF 10. Иллюстрация из описания патента США, и рукописные подписи ясно показывают, что Вандерслеб в то время также участвовал в дальнейшем развитии Tessar вместе с Мерте.
Однако потенциал типа Tessar теперь был полностью исчерпан, если не чрезмерно перегружен. На открытой диафрагме тогдашний Tessar 1:2.8 рисовал довольно мягко. Поэтому фотоотдел Zeiss был не очень доволен этим типом схемы объектива. Tessar 5 см/1:3,5 1930 года пересчитали на новые типы стекла, и он стал популярным объективом для многих 35-мм камер в 1930-х годах. Tessar 7,5 см/3,5 см стал сменным для пленочных камер, таких как Rolleiflex. Из-за своей очень простой конструкции Tessar было очень легко освоить в производстве, и поэтому его можно было производить в больших количествах по сравнительно низкой цене.
Выше показана копия первого Tessar 2.8/5 см для Contax I. О том, что у расчетного бюро Вилли Мерте поначалу было много трудностей с исправлением ошибок изображения этого объектива, свидетельствует тот факт, что было выпущено три версии объектива, первые два из которых выпускались недолго. Первый датирован 2 апреля 1931 г. и относится только к одной производственной партии. После того, как для нового Contax стал необходим светосильный нормальный объектив, цена которого была значительно ниже Sonnar 2/5cm и 1,5/5cm, к 8 октября 1931 года (и всего за 19 месяцев) было изготовлено более 10 000 штук. Это была солидная партия для того времени. Уже 8 мая 1933 года произошла очередная модернизация, которая в том же месяце пошла в серийное производство и оставалась актуальной до конца войны.
Ниже приводится сводка исторической эволюции поперечных аберраций (конгломерат сферической аберрации и меридиональной комы) разных поколений Тессара; от первой серии 1:6,3 с 1902 г. до Tessar 2,8/50 с 1947 г. [Fotografie 4/1972, стр. 33.] Тангенс половины угла изображения со стороны изображения δ’ (= малая дельта) дается по оси x и Δy’ по оси y как боковое отклонение в лучшем случае. Все числовые значения относятся к фокусному расстоянию 100 мм. Для Tessar 4.5 если что, должен быть 1929 год, а не 1939 год.
Асферика в Тессарах
Для маленького изображения требовалась большая сила света. 60…80 лет назад запас светосилы был нужен, если, например, хотелось фотографировать на пленку Kodachrome или Agfacolor с их чувствительностью 12…15 DIN.
С середины 1930-х годов Вилли Мерте работал над увеличением силы света Tessar с фокусным расстоянием 5см до 1:2,0 и выше, за счет введения асферических поверхностей в различных положениях. С 1934 по 35 годы в Тиле было сделано несколько пробных Tessar 2.8; 2,0 и даже 1,5/5 см, и все они имели асферически деформированные поверхности. Мерте, по-видимому, ранее интенсивно занимался деформированными поверхностями линз, о чем свидетельствует первый патент № DE645.202 от 31 января 1934 года. Однако есть еще и патент, относящийся непосредственно к этим асферическим Тессарам, который был зарегистрирован только 6 декабря 1940 года и опубликован только 23 июля 1954 года в ГДР под номером 2675, уже смерти Мерте. Ниже – два примера изображений из указанного патента.
Эта работа по использованию деформированных поверхностей в конструкции объектива, должно быть, была полностью забыта; ибо в специальной литературе упоминаний об этом нет. Но Мерте, должно быть, проделал долгий путь в этом отношении, потому что из его собственной записи можно узнать, что существовал «Zeiss Magnar 4x» для Rolleiflex, который оснащался асферикой еще в 1939 году. [Справочник по научной и прикладной фотографии, дополнительная работа, том I, Вена, 1943, стр. 12.] Таким образом, этот телескоп для макросъемки следует рассматривать как первую в мире серийный асферический объектив. А между тем бушевала война и производство товаров народного потребления быстро отошло на второй план. Ранняя смерть Мерте весной 1948 года, вероятно, довершила дело.
От асферических экспериментов Tessar 1930-х годов на немецкой земле ничего не осталось, потому что все прототипы были конфискованы вооруженными силами США в 1945 году и вывезены в Америку. Интересно, однако, что Гарри Цёльнер, новый глава фотоотдела Jena Zeisswerk, по-видимому, продолжил работу над асферическими Tessar и завершил проекты, прерванные во время войны. Целльнер и его помощник Фриц Дисеп (известный как создатель Апо-герминаров) рассчитал тестовый объектив Тессар 2/5 см 10 августа 1948 г. Однако тот факт, что на этот тестовый образец 1949 года не было нанесено антибликовое покрытие, предполагает, что здесь использовался стеклянный материал из экспериментов Мерте, которые были прекращены в 1940г..
Tessar в современный универсальный объектив
После войны, когда стало ясно, что немецкая фотоиндустрия снова сможет продавать большое количество фотоаппаратов из-за огромного международного спроса, Tessar снова стал интересен из-за его пригодности для массового производства. В компании Zeiss в Йене в тот же год, в который его и демонтировали, Tessar был пересчитан на основе технологии стекла, разработанной во время войны Гарри Цёлльнером. Эта разработка была запатентована в ГДР под номером 8721 от 17 марта 1951 года.
Таким образом, Tessar 2.8/50 с датой производства 29 октября 1947 года считается новым началом Jena Zeisswerk после 1946/47 года. В то время Цёлльнеру удалось оптимизировать Tessar так, что он производился без каких-либо оптических изменений до 1987 года, аж в течение четырех десятилетий. В эссе 1972 года Цёлльнер отмечает, что даже с помощью компьютерных программ оптимизации, которые сейчас доступны, вряд ли возможно значительно улучшить качество изображения Tessar. Его одноименные четыре линзы, четыре разных типа стекла, четыре толщины линз, два воздушных пространства и (из-за цементирования), – в общей сложности семь свободно выбираемых радиусов оставили мало места для дальнейших улучшений.[Фотография 4/1972, стр. 33.]. Тем выше достижение Пауля Рудольфа и его преемников в то время, когда не было автоматики.
В первой половине 1950-х новый Tessar 2.8/50 рекламировался сравнительно интенсивно – для нормальных объективов это не так уж характерно. Отсюда можно было сделать вывод, что Йена стремилась избавиться от довольно сомнительной репутации предыдущего Tessar 2,8/5 см.
Tessar 2.8/50 широко использовался в 1950–1980-х годах (!) в качестве обычного объектива для зеркальных фотоаппаратов. В нем светосила f/2.8 продемонстрировала большие преимущества с точки зрения яркости изображения в видоискателе и, следовательно, для съемки, даже если в большинстве случаев картинка была довольно сильно приглушена.
На рисунке выше показаны кривые аберраций объектива Tessar 2.8/50 мм в версии 1947 года [по Финке]. Немного потренировавшись, по ним можно понять, почему этот Tessar не лучший объектив в мире по сегодняшним меркам на открытой, но почему эти недостатки в значительной степени исчезают даже при небольшом прикрытии.
Кривая а) показывает сферическую аберрацию и (пунктирная линия) отклонение от синусоидальности. Обе кривые находятся друг над другом, это неплохо. Пусть вас не смущает тот факт, что все числа здесь относятся к фокусному расстоянию 100 мм, что является просто условным. Так называемая высота падения, которая составляет около 17,5 мм по обе стороны от оси Y, т. е. всего около 35 мм, теперь примерно в 2,8 раза превышает фокусное расстояние 100 мм. что приводит к известной силе света нашего Tessar. Заметно, что кривые в а) показывают большую выпуклость, которую фотооптик называет зонами. Точка самого резкого изображения находится не точно на плоскости изображения (= ось y), как в случае с падением света вдоль оптической оси (= ось x), но точка фокусировки достаточна при падении с высоты 15 мм и 0,5% ПЕРЕД плоскостью изображения. Поскольку фокусное расстояние рассчитано как 100 мм, это хорошее отклонение на 0,25 мм по отношению к фактическому фокусному расстоянию Tessar, равному 50 мм.
Если вам нравится работать с формулами, вы можете рассчитать размер круга размытия, возникающего в результате такого смещения точки фокусировки. Хотя это не превышает значение, разрешенное для 35 мм, но оно довольно близко. Однако важно, что это наложение резкого «изображения ядра» вызвано только теми световыми лучами, которые проходят через Тессар в самых дальних областях диаметра линзы. При диафрагмировании до 1:5,6 (что соответствует высоте падения около 9 мм) сферическая аберрация незначительна. Как видно, кривая начинает пробиваться только выше отметки 10 мм. Весьма заметная остаточная ошибка диафрагмы этого Tessar 2.8/50, конечно, по-настоящему ощущалась только в тех редких случаях, когда фотография была сделана с широко открытой диафрагмой. Не позднее середины 1960-х годов Tessar 2.8/50 был отнесен к любительским объективам, его особенность при этом, стала совершенно беспроблемной.
Природа резкого увеличения качества изображения при поджатии диафрагмы также очевидна на двух диаграммах MTF, которые можно использовать для прямого сравнения Tessar и современного ему Meritar 2,9/50 мм от Ludwig. Значимость таких диаграмм всегда ограничена. Уже можете видеть, что Meritar едва превышает «критерий резкости» в 40 линий на миллиметр при 40-процентной контрастности, даже при закрытой диафрагме. Однако, если вы сравните кривые Tessar с кривыми, например, на соответствующей странице для Oreston 50mm f/1.8, вы можете видеть, что Гауссов тип значительно лучше при диафрагмировании, чем Tessar 1:2,8, который был доведен до предела своих возможностей. Близкие друг к другу кривые Тессара для центра и края положительны, и на практике можно ожидать равномерного распределения резкости по полю изображения.
Два примера Tessar с M42: сверху Tessar 3,5/50 с нормальной диафрагмой, снизу Tessar 2,8/50 с полуавтоматической пружинной диафрагмой, для Praktica FX2 и Contax F.
Если вы переместите кольцо диафрагмы за значение 2,8, диафрагма защелкнется полностью. Незадолго до спуска затвора толкатель привода вдавливается настолько, что стопор снимается, а диафрагма открывается до ранее установленного рабочего значения. Преимуществом этой системы было то, что спусковой крючок практически не нагружался дополнительным усилием. Недостатком, однако, было то, что диафрагму приходилось открывать вручную при каждом спуске затвора. Отсюда и “полуавтоматический пружинный затвор”.
Вверху: Один из первых объективов с резьбой М42 – это Tessar 3,5/5 см марта 1948 года. Стандарт М42, известный во всем мире как “резьба Praktica” или “Pentax”, на самом деле должен называться “след «Практифлекса».
Вверху : для многих фотографов-любителей типичным представителем Tessar’ов является Tessar 50mm f/2.8. В простую Белтику он устанавливался так же, как и в топовые модели серии Werra. Даже для Praktina IIa этот объектив был на требуемом уровне с точки зрения качества изображения. Важно, однако, то, что надо было двигаться в ногу со временем. Во второй половине 1950-х годов Tessar 2.8/50 был одним из первых в мире объективов, оснащенных полностью автоматической пружинной диафрагмой. Фиксирующее кольцо диафрагмы с постоянными расстояниями между значениями также было возмутительным нововведением, которое едва ли находится эффектным, но позже ставшее общеизвестным.
Показанный выше Prakticar – это Tessar, который сделал Гарри Цёлльнер в 1947 году. Но здесь он имеет многослойное покрытие. Prakticar 2.8/50, выпущенный в небольшом количестве, представляет собой наивысший уровень развития Jena Tessar 2.8/50, что, конечно же, отражается и на цене. Если Tessar 2.8/50 для Praktica MTL или Exa Ib стоил 140 марок, то его цена как Prakticar увеличилась более чем вдвое, до 320 марок. С выпуском серии “B” комбинат Pentacon достал было Prakticar 2.4/50, который лежал в ящике десять лет (цена этого объектива также могла быть снижена до 275 марок за счет контрактного производства на IOR в Бухаресте), но Saalfeld Praktikar 2.8/50 был быстро снят с производства. Уже когда начались поставки Praktica B100. К тому времени было изготовлено всего 2600 штук.
Долгая история Tessar 2.8/50 началась в 1932 году с Contax I. Первый объектив был завершен 2 апреля 1931 года, из них было изготовлено всего 1500 штук, которые удерживались в центральных замках камер. Однако в том же году Tessar 2,8/5 см был оптимизирован для нового Contax. После 8 октября 1931 года сразу же началось крупносерийное производство, что было весьма исключительным для того времени. Пример выше — один из тех ранних Tessar 2.8/5 см для Contax, производство которых, по-видимому, к тому времени уже началось (иначе не понадобилось бы несколько тысяч нормальных объективов за короткое время). В мае 1933 года его заменили новым, который просуществовал затем до конца Второй мировой войны.
Любопытно: Tessar для этого Contax использовался в качестве основы для широкоугольника с углом обзора 75 градусов в 1930-х годах. Не смотря на и без того низкую светосилу 1:8, каталог рекомендовал пользователю по возможности уменьшить диафрагму до 1:16, чтобы добиться достаточной резкости. Естественно, падение освещенности к краю картинки тоже было значительным.
При практическом использовании и диафрагме до 1:11 этот объектив по-прежнему дает абсолютно пригодные изображения, как видно из примера изображения ниже (Contax I, Agfapan APX 100).
После того, как Tessar 1: 2,8 был представлен для 35 мм камер, Вилли Мерте приступил к созданию этого типа в среднем формате (Tessar 2,8/8 см (документы от 27 января 1933 г.). Неблагоприятные коэффициенты глубины резкости, сильная кривизна рулона пленки, но не в последнюю очередь неоптимальные характеристики изображения этого Tessar, конечно, привели к тому, что он был установлен только в нескольких камерах (здесь Super Ikonta) . Франке и Хайдеке приложили много усилий в 1934 году для разработки Rolleiflex с этим Tessar 2.8 (в конце концов, необходимо было перейти на больший размер затвора), но серийное производство было прекращено из-за низкого качества этого Tessar. [Rollei Report, 1993, стр. 190].
Тессар 80-х годов был повторно пересчитан в 1950 году (7 июля), но почти одновременно (1948 и 1956 годы) был заменен пятилинзовым Биометаром, представлявшим собой упрощенную модификацию типа Гаусса и позволявшим гораздо лучше исправлять сферическую аберрацию и цветовую поперечную кома.
В приведенном выше примере отчетливо видны окислы на передней линзе, вызванные атмосферными воздействиями, из-за которых поверхности линз переливаются всеми цветами радуги. Практики сразу поняли, что такие объективы работают лучше, чем со свежеочищенными линзами, и предпочли снимать с такой пленкой в жестком свете. Антибликовое покрытие стеклянных поверхностей, разработанное Александр Смаклуа в Йене в 1930-х годах, основано на принципе интерференции тонких слоев оксидов.
Фотография выше была сделана на Praktisix с Тессар 80 мм f/2.8, который был переработан в 1950 году на основе патента Целльнера. Однако он не был полностью удовлетворен этим объективом. Большой проблемой была ярко выраженная тенденция к разности светосилы, являющаяся следствием не идеально исправленной ошибки сферической формы. Это большой недостаток для камер с настройкой фокусировочного экрана, таких как Praktisix, поскольку настройка всегда производится визуально при самом широком открытии диафрагмы. Если краевые лучи теряются при диафрагмировании вниз, то фокус перемещается вдоль оптической оси; поэтому при фактической диафрагме экспозиции она находится где-то в другом месте, чем воспринималась при настройке фокусировочного экрана (фокус-шифтинг).
Конечно, эта ошибка в основном заметна на близком расстоянии. В случае «пейзажного снимка», как указано выше, когда диафрагма зажата до 1:8, эта ошибка, конечно, не имеет большого значения.
Внизу: Тот же Tessar 80mm f/2.8 в версии с линеаризованной диафрагмой, механизм которой впервые стал шарикоподшипниковым, чтобы обеспечить быстрое время закрытия диафрагмы. Датируется весной 1957 года. Praktisix экспортный, потому что на экспорт шли объективы как Jena T (или AusJena) из-за патентных трений.
Ввиду плохого изображения с Tessar 2.8/80, Tessar 3.5/105 мм был использован в качестве обычного объектива для Primarflex. Поскольку он рассчитан для формата 6×9, а камера 6х6, и эта версия была оптимизирована в 1936 году для Ikonta, подошел как нельзя кстати. Выше вы видите очень позднюю модель из последней производственной серии лета 1953 года, которая уже имеет устройство предварительного выбора диафрагмы.
Ниже вы можете увидеть величественный Tessar 3.5/165 в качестве портретного объектива для этой камеры. На самом деле это Tessar, произведенный в 1926 году для большого формата 9×12 или 10×15, который был поставлен в 1948 году для камеры Primarflex.
Тессар с автоматической диафрагмой для Rolleiflex; слева модель незадолго до Второй мировой войны, справа лишь слегка модифицированная модель ближайшего послевоенного периода. Оба оснащены Tessar 3,5/75 мм; слева Йенский, справа – из Оберкохена. Производитель фотоаппаратов Franke&Heidecke (не зависимая от группы Zeiss), дает понять, в каком сложном положении оказалась фотоиндустрия после Второй мировой войны. Компании по производству фотоаппаратов, которые зависели от давнего партнера Zeiss, теперь оказались обанкроченными.
Завод в Йене был почти полностью демонтирован Советским Союзом в конце 1946 года, и после того, как образовавшийся застой удалось постепенно преодолеть, Zeiss Jena в основном занималась ремонтными поставками. В Советский Союз. Тот факт, что в Оберкохене была создана конкурирующая компания, не имеет ничего общего с одной только холодной войной и войной систем. Поставки фотообъективов также были крайне необходимы производителям фотоаппаратов западной зоны. Поэтому в Оберкохене производство начали с проверенных типов.
В результате, в начале 1950-х годов, когда упали репарационные обязательства, у Цейсса накопились запасы, которые невозможно было продать, — тоже в районе фото [ср. CIA-RDP82-00457R014000020002-6 от 29 сентября 1952 г.]. “[…]поставки в Западную Германию и западные страны почти полностью прекратились. Это связано с торговыми ограничениями Восток-Запад и тем фактом, что Zeiss-Opton в Западной Германии достигла стадии, когда она находится в активной конкуренции с Zeiss Jena». [там же.]
Внизу: даже если этот 75 Tessar часто производит лишь скромное впечатление на диаграммах ЧКХ, на практике он по-прежнему является очень выдающимся универсальным среднеформатным объективом. Поскольку здесь диафрагма зажата до 5,6, его невозможно отличить от гораздо более сложных 5; 6- или даже 7-линзовых нормальных объективов более позднего времени.
Тессар для профессионального фотографа
Тессары в обычном исполнении оставались в производственной программе VEB Carl Zeiss Jena до конца ГДР. Наверное, они были одними из самых последних фотообъективов, вышедших из мастерских в Йене и Заальфельде. Tessar 4.5/135 был снят с производства в 1986 году, Tessar 4.5/360 — в конце 1985 года. Tessar 4.5/180, 210, 250 и 300 мм с апреля по июнь 1991 года все еще устанавливались в латунные рамки.
Одной из больших странностей периода воссоединения ГДР и ФРГ заключается в том, что на некоторых из этих крупноформатных тессаров в латунных оправах была выгравирована надпись «Meyer-Optik Germany». Сегодня мы должны рассматривать такие линзы как исторические пережитки того периода времени, который был быстро вытеснен последующими разработками, напоминая нам, что после 1985 года компания в Герлице была была отведена роль простой производственной площадки превосходящего всех комбината Цейсс в Йене.
Интересно, что некоторые Tessar 1:6.3 еще долго оставались в продаже после периода ГДР. Этот тип изначально был создан с такой светосилой еще в 1902 году. Строго говоря, моделей по-прежнему было две. Показанный выше Tessar относится к предпоследней производственной партии января 1961 года. Tessar 6,3/210 мм производился до октября 1975 года. Долгое время производства последней можно объяснить тем, что она нашла место при апертуре 1:6,3 в обычной версии N42 или в затворе размера 1, который по-прежнему допускает короткие выдержки до 1/400 секунды. Кроме того, эти два типа были пересчитаны в 1947 году и должны были обеспечить хорошие характеристики изображения. Также они имели больший угол обзора до 70 градусов. Tessar 6.3/135 покрывает даже формат 13×18 при диафрагмировании.
Ниже приведена таблица доступных Tessar 1987 года [Foto Optik; информация о продукте для профессиональных продавцов и фотолюбителей, 8-е издание, Лейпциг, 1987]. Однако к этой информации следует относиться с осторожностью, потому что книги Брауэра не были хорошо изучены или были небрежно обновлены. Как только что было объяснено, производство Tessar 6.3/135 было остановлено 25 лет назад. Спецификация массы в последнем столбце неверна ни спереди, ни сзади.
Ниже представлен проспект для западногерманского рынка от 1969 года. Название «Carl Zeiss Jena» было изменено на «Jena », а «Tessar» — на « JENA-T » .
Доминар
Наконец, я хотел бы указать на небольшую загадку: примерно в 1930 году камеры Zeiss Ikon были оснащены двумя разными типами Tessar. Это были Zeiss Tessar и «Доминар Анастигмат». Этот отрывок из каталога Zeiss-Ikon 1932 года показывает, что эти две линзы, рядом в каталоге.
Есть две теории для этого Доминара, о котором не найти информации. Один из них: это остатки бывшего «Эрнопласта», (Tessar компании-предшественника Ernemann), но которому больше не разрешалось так называться. После продажи Ernemann исчезает из каталогов и остается только Zeiss Tessar. Вторая теория, которая звучит не менее правдоподобно, основана на том, что в конце 1920-х годов все предыдущие Тессары, созданные Вандерслебом, были пересчитаны Вилли Мерте на основе новых технологий оптического дела.
Переход от старых тессаров, рассчитанных еще до Первой мировой войны, к новым, усовершенствованным Тессарам, прошел УСПЕШНО. Отчасти это было связано с тем, что, например, в пользующемся большим спросом Tessar 1:4.5 не было резкого перехода, поскольку каждая группа фокусных расстояний кропотливо пересчитывалась в отдельности. Таким образом, Tessar оптимизировался индивидуально, а не просто масштабировали существующую конструкцию до соответствующего фокусного расстояния. Таким образом, следует предположить, что через какое-то время ОБА ТЕССАРА— например, новый Tessar 4.5/135 и старый 4.5/135 — появились в магазинах одновременно или все еще были доступны у производителей камер. Вполне возможно, что Zeiss Ikon предложили старый Tessar по более низкой цене как «Dominar». Потому что в каталоге 1931 года можно прочитать: «Доминар уступает только всемирно известному Zeiss Tessar 1:4,5, уникальному по точности конструкции и тщательности в выборе объективов». Со второй половины 1930-х годов Доминар больше не упоминается в публикациях Zeiss-Ikon.
Tessar: серийные версии
Тессар 2.8/50
- 1: 02 апреля 1931 г. ок.1500 шт.
- 2: 08.10.1931 более 10 000
- 3: 08.05.1933 большая серия (особенно Contax)
- 4: 29.10.1947 Прекращение производства Весна 1988 г.
Тессар 2.8/80
- 1: 27.01.1933
- 2: 07.07.1950 последние штуки в феврале 1958 для Praktisix ASB
Тессар 3,5/50
- 1: 25.07.1929 Колибри
- 2: 27.02.1931 Эпоха Contax, производство до конца 1954 г. (Exakta)
Тессар 3,5/75
- 1: 20.02.1920 Всего несколько экземпляров
- 2: 01.06.1934
- 3: 28.05.1947 г. последняя крупная серия 3000 шт. Конец 1955 года для Weltax
Тессар 3,5/105
- 1: 31 марта 1926 г. Около 7000 шт. до 1936 г.
- 2: 26.05.1936 г. Производство закончилось в 1957 г. (Эркона)
Тессар 4,5/135
- 1: 18.07.1911
- 2: 28.05.1929
- 3: 10.02.1948 большая передняя линза
- 4: 07.03.1957 по 1986 г.
Тессар 4.5/180
- 1: 04.07.1911
- 2: с 28 мая 1929 г. по конец 1991 г. (латунные версии)
- 3: 09.02.1948 г. всего ок.300 шт. 1951/52, потом снова версия 2
Тессар 4.5/210
- 1: 05.08.1911
- 2: с 6 июня 1929 г. по конец 1991 г. (латунь)
Тессар 4.5/300
- 1: 16.09.1911
- 2: с 05.08.1928 г. по конец 1991 г. (латунные версии)
- 3: 04.06.1948 г. всего ок. 450 шт. 1948-52, затем заброшен
Тессар 4.5/360
- 1: 30.01.1912
- 2:08.10.1928 1985 последняя серия 500 шт.
- Использованы материалы zeissikonveb
- Адаптация машинного перевода Алексей Гвоздев