Взяв в руки фотоаппарат, в первую очередь обратим внимание, как он ведет себя в различных условиях. Тоже самое можно проделать со смартфоном. Снимая в помещении, напротив окна, можно заметить, что объект съемки будет темнее, чем свет за окном. В идеале, фотоаппарат должен выставить такие параметры, что все, что за окном будет засвечено, а снимаемый объект будет возможно рассмотреть.
Именно так работает замер света фотоаппаратом, и именно такая программа в него заложена. Фотоаппарат всегда старается (как и камера в смартфоне) выставить такие параметры, чтобы усреднить света и тени, и вывести картинку в программный ноль – когда участки света и тени равномерно распределены по изображению. Картинка получается плоской, но ведь получается. Когда мы пытаемся снять темный объект на более светлом фоне, фон этот будет засвечен, чтобы получить правильную картинку по мнению фотоаппарата. Однако, если камеру сместить в сторону, мы обнаружим, что фон приобретает детали, и не засвечивается больше, а объект съемки, который остася у нас немного вы стороне – стал слишком темным.
Все дело в том, что современные фотоаппараты понятия не имеют, что мы от них хотим когда снимаем то или иное фото. Они ориентируются на показания своих датчиков, тем самым выставляя параметры согласно регистрируемой интенсивности освещения. Логика проста: если вокруг слишком ярко, я постараюсь сделать так, чтобы выстроить ноль, используя все доступные мне механизмы. Тем самым, фотоаппарат будет пытаться выровнять прогнозируемый свет, поступающий на матрицу до определенного “нулевого” значения, и сделает фото темнее, если вокруг освещение слишком яркое, чтобы получить нормально освещенный кадр.
В том случае, если вокруг слишком темно, то фотоаппарат наоборот будет пытаться высветлить картинку так, чтобы приблизить ее к нулю. Как-то не совсем гибко. Для этого придумали множество компенсационных настроек, и о них, мы, естественно, поговорим дальше. А пока – поупражняйтесь.
Поставьте напротив окна своего друга, товарища, или кота. Попробуйте сделать фотографию так, чтобы получить одновременно больше деталей за окном, при этом не затемнив лицо друга. А затем попробуйте от обратного – встаньте спиной к окну и сфотографируйте объект, используя свет от окна. Сравните результаты.