Во многих случаях съемки фотоаппарат справляется сам, действуя по определенной программе. Как же нам внести изменения в эту программу, чтобы дать понять фотоаппарату, что мы не хотим доверяться его логике, и сами знаем, как надо?

Я уже писал ранее, что у фотоаппарата есть датчики, на которые он опирается при работе, чтобы выставлять, по его мнению, корректные параметры съемки. Эти датчики называются датчиками замера экспозиции. Эти датчики есть в той или иной мере у всей фототехники, или устройств, которые преобразовывают поступающий в них свет в изображение. Даже у регистратора и видеокамеры охранного предприятия эти датчики, в той или иной реализации присутствуют. В каких-то устройствах это реализовывается аппаратно, в каких-то программно. Режим работы датчиков можно корректировать. Можно переключать режимы экспозамера, в зависимости от потребности. Режимы имеют различную реализацию, но в основном называются примерно одинаково:

  • замер по точке (точечный)
  • замер по площади матрицы (матричный)
  • частичный
  • замер по площади с акцентом на точке
  • и так далее

Наиболее продвинутые фотокамеры имеют замер, который работает вместе с точкой автофокусировки. Наиболее простые — регулируют параметры программно, опираясь на показания с матрицы камеры.

  • Точечный замер — это замер в указанной точке. Это замер общей температуры по больнице, взяв за основу выборку с отдельной кровати в палате.
  • Замер по площади (матричный) — классический пример усредненной температуры по больнице.
  • Замер центральный (точка в центре площадью в среднем 9%) — взяли палату в центре госпиталя и по ней прикинули общую температуру по больнице.

Такие сравнения. Только вместо температуры по больнице в фотоаппарате измеряется уровень освещения выбранной зоны кадра, по которой будут устанавливаться параметры экспозиции (выдержка, диафрагма, светочувствительность матрицы).

  • Самый старый и самый простой замер — матричный (усредненный). Им замеряется интенсивность света по всей площади кадра усредненно. На практике выходит так, что на выставленные параметры мало влияют минимальное смещение объектов в кадре, или посторонние предметы, внезапно попавшие в угол кадра. С таким уровнем замера большинство кадров в пасмурную погоду выходят хорошими, но в сложных условиях внезапно можно получить неожиданный результат (особенно, если ярких объектов в кадре достаточно много).
  • Точечным замером мы можем воспользоваться в случае, если очень необходимо замерить яркость определенной точки в кадре, и выставить параметры будущей фотографии согласно этой точки. Например, замерить яркость лица человека и по нему выставить параметры так, чтобы лицо получалось хорошо экспонированным, а окружение — по остаточному принципу.
  • Средне-взвешенный замер можно использовать для более точного выставления экспозиции, опираясь на данные из центра кадра.
  • Вдобавок, замеренную экспозицию можно зафиксировать, и перекадрировать изображение перед съемкой.

Вообще, если стоит в камере усредненный или матричный, то можно не переживать и снимать большинство сюжетов не вникая в настройки. Для поправки замера обычно используется функция компенсации экспозиции. С помощью нее мы просто сами делаем светлее, или темнее.

Можно вообще не пользоваться никаким замером, ориентируясь на свой опыт и выставляя настройки вручную. Например, в 60-е годы далеко не все фотоаппараты оснащались устройством для замера экспозиции, и можно было фотографировать на механическую камеру, используя заранее приготовленную таблицу, выставляя параметры в зависимости от погоды. Итак,

  • Экспозиция — набор параметров для корректного экспонирования кадра.
  • Экспонирование — процесс, который засвечивает нашу матрицу во время съемки.
  • Пересвет — пересвеченное, переэкспонированное изображение.
  • Недосвет — недосвеченное, или недоэкспонированное изображение.
  • Экспозамер — замер параметров освещения для корректной экспозиции и настроек последующего экспонирования кадра.
  • Экспонометр — приблуда для замера экспозиции (датчики или ПО в камере)
  • Фиксация экспозиции — фиксация параметров экспозиции в сложных условиях.

Задача всех этих непонятных терминов едина — корректно снять кадр, предварительно замерив уровень света в кадре и выставив настройки.

Стоит отметить, что экспозицию необходимо научиться выставлять корректно, т.к. из-за некорректных настроек впоследствии при обработке можно получить цветовые искажения. Фотоаппараты Canon, например, принципиально недосвечивают на полступени, чтобы избежать пересветов изображения. Не все, но встречаются.

Однако, в фотографии, все-таки, преобладает важность момента и эмоций, а не техническое превосходство камеры или ее настроек. Поэтому… больше снимаем и меньше думаем.

Поиграйтесь с экспозицией и параметрами замера света. Посмотрите, на какие параметры влияет тот или иной уровень освещения, направляя фотоаппарат попеременно на светлые, темные и участки со средним освещением. Посмотрите, какие параметры изменяются и запишите результат на листок. Найдите описания параметров в инструкции к фотоаппарату и ознакомьтесь с ними (подсказка — выдержка, диафрагма, светочувствительность ISO).

Курсы для фотографа:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.