Длительный и настойчивый труд учёных, исследователей и конструкторов многих стран мира привёл к созданию современных фотоаппаратов. Существенную роль в усовершенствовании фотографического процесса и конструкций фотоаппаратов сыграли изобретения русских учёных.
Развитию изобретательской и конструкторской мысли в России способствовала организация фотокружков и отделов при ряде научных обществ. Так в 1872 году при Московском обществе по распространению знаний был организован фотографический отдел, а в 1878 году в Петербурге – V (фотографический) отдел Русского технического общества (РТО). Отдел РТО был основан на базе кружка фотографов-любителей, в который входили Д.И. Менделеев, известные профессионалы-фотографы С.Л. Левицкий и А.И.Деньер, пионер русской научной фотографии и фототехники В.И. Срезневский и другие. В отделе проводились исследования, обсуждались новинки отечественной и зарубежной фототехники, устраивались выставки, на которых, кроме фотографических произведений, демонстрировались новые фотоаппараты и принадлежности, изобретённые русскими фототехниками и знатоками фототехнического дела. Выставки свидетельствовали о прогрессивной роли V отдела РТО в налаживании отечественной фотопромышленности и организации фотографического просвещения.
Большой заслугой V отдела является издание журнала «Фотографъ» и «Трудовъ V отдела РТО», популяризировавших фотографические знания в России в течении двух с лишним десятилетий.
Переходя к обзору развития фототехники в России, необходимо вспомнить что ещё на заре развития фотографии, на второй год после её обнародования во Франции, московский гравёр и изобретатель, первый фотограф-портретист А.Ф. Греков сделал первый русский дагерротипный прибор. Кроме того А.Ф. Греков внёс существенный вклад в усовершенствование дагерротипии, сократив время обработки, добившись уничтожения зеркального блеска на дагерротипах и найдя способ получения прочного изображения не только на серебряных, но и на медных и латунных пластинках. Первым в России он наладил производство своих фотоаппаратов и принадлежностей и организовал их продажу.
В 1854 году, когда были распространены мокрый и сухой коллоидные процессы, талантливый живописец, фотограф, изобретатель морского вооружения И. Ф. Александровский получил привилегию на стереоскопический аппарат (см СФ 1961 №8 стр 30)
В 1864-1865 гг В.Ф. Павленков, независимо от француза Клоде, разработал и предложил упрощённый метод фотосъёмки скульптуры двумя или тремя аппаратами.
Царское правительство не было заинтересовано в развитии своей фотопромышленности и не поддерживало начинаний энтузиастов в этой области. Иностранным же предпринимателям и фирмам предоставлялись широкие возможности для организации торговли фототоварами, так как на ввозимых из-за границы аппаратах получали прибыль от пошлины.
Немногим изобретателям, трудившимся в атмосфере недоверия и угнетения технической мысли со стороны дворянско-бюрократических кругов царской России, удалось взять «привилегии» на свои изобретения. Многие изобретения, не будучи внедрены в производство, уходили за границу.
Однако, не смотря на такую неблагоприятную обстановку, в 80-х гг XlX века открывается ряд торговых складов и магазинов, принадлежащих русским предпринимателям, в которых продавались фотографические товары. При отдельных складах были организованы столярные и механические мастерские. Некоторыми из них руководили выдающиеся по тому времени русские фототехники и изобретатели. Они стремились получить патенты на свои фотоаппараты, что давало им право «открывать дело», то есть производство запатентованного прибора.
Все изготовлявшиеся в России во второй половине XlX века фотоаппараты, в которых использовались для съёмки сухие броможелатиновые пластинки, можно разделить на три основные группы: штативные, ручные и специальные.
Большая группа штативных камер включала: 1) дорожные, предназначенные для различного рода съёмок начинающими любителями; 2) павильонные, служащие для портретной фотографии, и 3) репродукционные, предназначенные для технической фотографии.
Ручные аппараты делились на ящичные (магазинные), универсальные (складные), зеркальные, стереоскопические.
Специальные аппараты были рассчитаны на путешественников, исследователей и т.д.
Рассмотрим подробнее некоторые из камер.
Штативные аппараты
В мастерских Н.К. Клячко и А.А. Поликарпова изготовляли камеры для начинающих любителей (рис 1 и 2). Аппара состоял из передней и задней частей, соединённых между собой светонепроницаемым мехом. Передняя часть неподвижная, на ней крепилась дощечка с объективом, перемещающаяся вверх и вниз. Наводка на резкость осуществлялась перемещением задней (кассетной) части. Размер камер 12х16 и 13х18 см. Камеры имели прочный корпус из полированного дерева, скреплённый металлическими деталями. Экспонирование производилось открыванием и закрыванием объектива крышечкой. В камере, изображённой на рис. 2, в объективе применялась диафрагма револьверного типа.
Более усовершенствованную модель аппарата 13х18 см изготовлял в своей мастерской А. Михайлов. В этом аппарате кассетная часть переставлялась как по длинной, так и по короткой стороне пластинки, для чего имелись специальные пазы на основной доске. При перестановке кассетной части передняя часть меха могла поворачиваться
В мастерской И.И. Карпова довольно большими партиями выпускалась камера «Ученикъ» (рис. 3). В отличии от предыдущих моделей, эта камера имела пневматический спуск затвора, отрабатывавшего длинную и короткую выдержку
Мастерская И.К. Акимова для начинающих любителей выпускала деревянный складной,на распорках, аппарат «Дружокъ», под пластинки 13х18 см (рис. 4). В аппрарате применяли затвор системы И. К. Акимова. Для съёмки на длинной и короткой стороне пластинки камера крепилась с помощью штативных гаек, выполненных в корпусе аппарата. Объективная доска подвижна, перемещалась по направляющим откидной доски (крышки) камеры. Аппараты комплектовались объективами Цейса и Герца.
Ручные аппараты
Ящичные или магазинные камеры изготовлялись в форме ящиков на размер пластинок 4.5х6, 6.5х9 и 9х12 см. В них устанавливали простейшие объективы- мениски, перископы, ахроматы (ландшафтные линзы). Матового стекла для наводки не было.
В более дорогих камерах ставили объективы в оправе, со шкалой расстояний.
Затвор в ящичных камерах представлял собой либо сектор, либо диск с отверстиями, который приводился в движение пружиной. Выдержка затвора обозначалась выдержками Z (длинная) и M (моментальная), обычно равнявшаяся 1.30 или 1.60 сек. Затвор имел спусковой рычаг.
Для определения границ кадра имелось два зеркальных видоискателя: один – для вертикального снимка, другой- для горизонтального.
Внутри камеры помещалось 6 или 12 открытых металлических рамочек (кассеток) с пластинками. На внутренней стороне задней крышки камеры крепилась спиральная пружинка, которая прижимала пластинку к фокальной плоскости. Смена проэкспонированной пластинки производилась рычажком, который сбрасывал её на дно камеры.
На рис. 5 показана камера «Фотосъ» работы мастерской И.К. Акимова. Выпускалось четыре модели этого аппарата. Одна из них имела затвор с пневматическим спуском, другие отличались различными приспособлениями, делавшими камеру более удобной в работе.
Камеры работы И. Покорного «Любитель» и «Космосъ» (рис. 6 и 7) имели малый вес и размеры, регулируемую диафрагму, пневматический спуск затвора. Наводка на резкость производилась вращением передней линзы объектива. К аппарату «Космос» был выпущен футляр.
Среди ручных аппаратов обращал на себя внимание «Турист» конструкции Д.П. Езучевского. Работы мастерской Н.К. Клячко. Аппарат был рассчитан для съёмки на пластинки размером 9х12 и 12х16.5 см. Затвор имел выдержки от 1\60 до 1 сек. В камере устанавливались рамочный визир и уровни.
О высоком качестве фотоаппаратов Д.П. Езучевского свидетельствовали положительные отзыва прессы и посетителей выставок. Его аппараты отличались лёгкостью, простотой устройства и высоким качеством столярных работ.
Большим событием для того времени был выпуск ручной камеры «Россия» (рис. 8) конструкции и работы мастерской И.И. Карпова. Камера предназначалась для пластинок размером 9х12 см, которые заряжались в аппарат в магазине на 48 штук. Смена пластинок осуществлялась поворотом рычага, причём одновременно с этим взводился затвор. Счётчик кадров находился на верху камеры, он показывал количество отснятых пластинок.
В 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались аппараты И.И. Карпова. Они отличались оригинальной конструкцией и высоким качеством исполнения. Одна из газет сообщала: «Аппарата Карпова заслуживают внимания преимуществом в том отношении, что они не скопированы с иностранных образцов, а выполнены в мастерской экспонентно его мысли». Камерам И.И. Карпова на этой выставке были присуждены две золотые медали.
В том же году на состоявшейся в Москве фотографической выставке, организованной Русским фотографическим обществом, так же экпонировались камеры И.И. Карпова, обратившие на себя внимание «не только по изяществу работы, но и в отношении совершенствования русского производства и стремления к улучшению конструкции». Особый интерес вызвала камера «Россия». В 1897 году конструктору была выдана привилегия на один из узлов аппарата.
Павильонные и репродукционные камеры.
На рис.9 показана одна из павильонных камер фабрики Н.К. Клячко. На Всероссийской фотографической выставке 1889 года камерам работы Н.К. Клячко была присуждена большая золотая медаль.
Качество павильонных камер, выпускавшихся другими русскими мастерскими, так же было высокое.
Репродукционные аппараты отличались большими размерами ( до 50х60 см), массивными основаниями, в из комплект входила осветительная техника и принадлежности.
По своим техническим данным и уровню исполнения, по конструкторской мысли, они не уступали зарубежным образцам. Русские аппараты успешно конкурировали с иностранными моделями, продававшимися в России. Они занимали почётное место на зарубежных выставках фотоаппаратуры и фотопринадлежностей.
С другой стороны, когда спрос на фотоаппаратуру возрос, разрозненные предприниматели, не имея поддержки со стороны царского правительства, оказались не в состоянии развернуть массовое производство фотоаппаратуры, фотооптики и отчасти затворов (их экспортировали из Германии).
Однако многие изобретатели продолжали работу по усовершенствованию фотоаппаратов. Ряд конструкций имел важное прикладное значение. Их использовали путешественники и исследователи, учёные и инженеры.
Об этих фотоаппаратах можно рассказать в отдельных статьях.
- А.А. Сыров, кандидат технических наук.
- https://vk.com/fototoka (Владимир Зверев)