В то время, когда компания Meyer-Optik Görlitz была интегрирована в Pentacon Dresden, Вольфганг Грёгер и Отто-Вильгельм Лоберг работали над преемником Oreston/Pentacon 1.8/50. Интенсивность света увеличена до 1:1,7, но качество изображения должно было значительно улучшиться без необходимости использования дорогих типов стекла с высоким индексом преломления. В патенте № DD105.517 от 6 апреля 1973 г. новый объектив имеет в линзах 1,5 и 6 соответствие Schwerkron SK22 компании Jeaner Glaswerk. Этот тип стекла уже использовался в Zeiss Pancolar 1.8/50 с мая 1967 года.
DD105517 Прототип Pentacon 1.7/50
Теперь возникает вопрос, где же спрятан тот уровень изобретательности, который сделал эту модификацию типа Гаусса патентоспособной по сравнению с существующими нормальными линзами этого типа. Новшество заключается в том, что вогнутая сторона третьей линзы (т.е. радиус № 6) может быть выполнена асферически «при необходимости» (пункт защиты 2) для улучшения контрастности. Деформация этой поверхности связана с
O = z – 0,03388z² – 0,827u – 0,00012u² + 0,000067u³
где термин z обозначает высоту стрелки, а u представляет параметр, определяемый как u = (0,2h)², где h обозначает расстояние от оптической оси.
Конечно, это был очень современный подход, который опередил бы свое время. В то время асферика в серийно выпускаемых объективах была необычна для всего мира. Чуть позже японские компании вывели на рынок обычные объективы со светосилой 1:1,2, которые фактически были доступны со сферической, и в асферической в схемах. В результате эти объективы, которые и без того были дорогими, стали еще дороже, но на практике не всегда была заметна разница. Широкое использование деформированных поверхностей линз стало применяться в 1990-х годах; и что удивительно, в недорогих массовых зумах.
- Использованы материалы zeissikonveb
- Адаптация машинного перевода Алексей Гвоздев