Meyer7

Meyer-Optik Görlitz в 1960 годы

1960-е годы были эпохой серьезной модернизации производственного предприятия Meyer-Optik Görlitz. С появлением Хуберта Ульбриха в отделах изготовления объективов произошла смена поколений. В конце концов, дизайнер в компании по производству линз — это примерно то же, что специалист по эмульсиям на пленочной фабрике: репутация и положение его компании на рынке зависят от его опыта.

Meyer6

Эти фотографии сделаны Хайнцем Вустом по случаю начала производства нового телеобъектива Orestegor 4/200 [Deutsche Fotothek, 71597151 и 71597152].

Meyer7

По словам очевидцев, человек в правом верхнем углу — Хуберт Ульбрих, который сконструировал этот объектив, как и многие другие того времени. Человек слева на обоих снимках — Вольфганг Краузе, отвечавший за автоматику объективов Meyer-Optik Görlitz. В конце концов, Хуберт Ульбрих — один из самых успешных дизайнеров объективов в истории ГДР, если взять за точку отсчета количество и время производства его объективов.

DSC 6860

С Oreston 1.8/50 пришел не только современный стандартный объектив, но и вскоре к нему был добавлен полный набор новых сменных объективов в широкоугольном и теле- исполнении. Помимо этого, механические конструкции были значительно улучшены. Внедрение автоматической диафрагмы на Orestegon 2.8/29 и Orestor 2.8/100 значительно упростило управление, а также повысило точность при фокусировке.

Естественно, производство должно было идти в ногу с уровнем разработчиков. С конца 1950-х годов происходили последовательные модернизации. В многостраничном отчете о производстве объективов Мейера в «Фото» от весны 1961 года можно увидеть, например, современные револьверные токарные автоматы [Fotografie 4/1961, стр. 150 и далее]. С другой стороны, многие работы по-прежнему кажутся довольно мелкосерийным производством. В последующие годы должна была происходить все большая и большая автоматизация, чтобы иметь возможность удовлетворять постоянно растущий запрос на количество объективов.

Meyer1a

Если в Дрездене с пуском второй сборочной линии в конце 1965 года Praktica сходила с конвейера каждые 90 секунд, то и нормальный объектив надо было выпускать каждые 90 секунд в Йене, Заальфельде и Гёрлице [Фотокино Журнал 1/1966, стр. 2] . Поскольку в изготовлении линз по-прежнему преобладает ручной труд, в 1963 году компания Feinoptikes Werk Görlitz уже разрослась до 900 рабочих.[Фотография 9/63, стр. 350.]

Meyer2

Эти фотографии, сделанные Хайнцем Вустом в начале 1960-х годов, дают довольно оживленное впечатление о производстве и сборке объективов на заводе Feinoptik Görlitz. [Записи Немецкой фототеки № 71597156 и 71597158]

Zwischen29

Процессы модернизации и концентрации, имевшие место в фотоиндустрии Германской Демократической Республики после 1945 года, временно прекратились в 1968 году с основанием комбината PENTACON. Фабрика точной оптики в Гёрлице теперь была включена в состав этого комбината как простое подразделение. В виду предстоящего выпуска нового поколения Praktica, которых вскоре должно было быть выпущено еще больше, это был, по-видимому, единственный способ обеспечить необходимый уровень кооперации. Кроме того, все более сложные системы управления камерой требовали специфической адаптации интерфейсов к сменным объективам.

Последняя крупная реструктуризация в фотоиндустрии ГДР произошла, когда в 1985 году комбинат снова был разделен, и каждое подразделение было переподчинено комбинату VEB Zeiss Jena. Однако, в отличие от 1985 г., реструктуризация 1968 г. имела позитивные предзнаменования. С открытием завода Feinoptik в Гёрлице производство камеры и объективов оказалось выгодным образом объединено под одной крышей. Для всей отрасли промышленности начался, наверное, самый инновационный и, прежде всего, наиболее экономически выгодный этап после Второй мировой войны, и он должен был длиться еще одно десятилетие.

Тогда, в 1960-х годах, молодые конструкторы с научной подготовкой, стремящиеся к экспериментам, разработали новые подходы, процессы и оборудование. ПРАКТИКА Electro  была первой в мире зеркальной камерой с электронным управлением затвором. Эти новшества через какое-то время сошли на нет, но все же они были выражением общего направления дальнейшего развития фотоиндустрии в ГДР. Никогда больше не было так много новых разработок от компании Görlitz.

Домигор 4/135 мм

Этот объектив также был создан специально для Pentina, и его постигла та же участь, что и Jena Cardinar 2.8/85mm – после быстрого прекращения производства Pentina, конструкция стала неинтересной, потому что ее специально проектировали под центральный затвор. Тем не менее Domigor с пятью отдельными линзами был очень современным для того времени. Перед Хьюбертом Ульбрихом и Отто-Вильгельмом Лобергом стояла задача создать относительно светосильный дополнительный объектив с большим фокусным расстоянием для довольно узкого тракта Prestor Reflex. Хитрость заключалась в том, чтобы видоизменить известный на протяжении десятилетий Telemegor таким образом, чтобы между передней, собирающей системной частью и задней (с рассеивающим эффектом) вставлялся положительный мениск большой толщины.

Domigor 1

В дополнение к задаче направления, которая уменьшает поперечное сечение светового луча, этот мениск также оказывает положительное влияние на коррекцию комы и астигматизма, если его центральная толщина составляет от 0,08 до 0,1 его фокусного расстояния, а вершинное расстояние от передней части системы составляет не менее 5% от общего фокусного расстояния мениска. На основании данных из патента также можно определить, что для этой средней линзы использовалась высокоиндексное стекло Schwerkron SK 24. Как и в случае с Telemegor 4,5/300 мм, ранее зацементированная передняя часть была разбита на две отдельные линзы, чтобы создать новые возможности оптимизации с переменным воздушным зазором.

DSC 3903

Этот объектив был запатентован в ГДР 25 февраля 1960 г. (№ 29 586), в ФРГ днем ​​позже (№ 1 120 735). Кстати, 260 марок для любительского объектива было не совсем дешево. Это, конечно, относится ко всей системе Pentina и могло быть основной причиной ее окончательного провала.

Одинокий орестор 200мм

Исследуя объективы, можно встретить еще один патент, которым Хуберт Ульбрих хотел завершить серию своих новых, светосильных телеобъективов [DD70.183 от 30 августа 1968]. Ими были Orestor 2.8/100 и 2.8/135, основанные на модели Sonnar, затем, последовал Orestor 2.8/200 мм с еще большим фокусным расстоянием.

Необычность этого объектива заключалась в том, что можно было использовать только бесцветные стекла (а именно баритовые BaF 4 и BaF 5 и тяжелые шверкроны SF 4 и SF 10). Причина этого указана в патенте: обычные тяжелые и сверхтяжелые кроны с их низкой цветовой дисперсией при высоких показателях преломления стоили в то время более чем в два раза дороже, чем большинство других стекол. В случае обычных и широкоугольных объективов с их маленькими линзами эта разница в цене все еще была в пределах допустимого. Но в случае светосильных телеобъективов с их большой массой стекла стоимость материалов быстро приводила к огромному росту цен. Выход был найден в использовании упомянутого баритового стекла, который при показателе преломления выше 1,6 демонстрирует цветовую дисперсию, близкую к сверхтяжелому стеклу.

DD70183

Однако, этот объектив не пошел в серийное производство, – положение диафрагмы было установлено таким образом, что никакой автоматической прыгающей диафрагмы реализовать было нельзя. Телеобъектив 2,8/200 мм без автоматической диафрагмы. Видимо, на рубеже 1970-х Pentacon уже не считал это разумным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *