Появление во второй половине 1930-х годов 35-мм однообъективного зеркального фотоаппарата дало толчок развитию объективов с максимальной светосилой. Одним из них стал Биотар 1.5/75
В отличие от видоискателей со спаренными дальномерами, появившихся в Leica II и Contax I примерно в 1930 году, новая 35-мм зеркальная камера упростила использование сменных объективов, фокусное расстояние которых отклонялось от нормального значения 50 мм. Известная проблема параллакса, решаемая дополнительными видоискателями для сменных объективов отпала, т.к. видоискатель зеркалки показывал именно то, что можно было в будущем увидеть на снимке.
Zeiss Ikon AG в Дрездене в 1926/27 году была создана специально для цели обеспечения продаж объективов Jena, путем создания современных камер. Большой успех нового типа 35-мм фотокамер (Exacta и Praktiflex) сделал Дрезден центром разработки 35-мм оптики на определенное время. В основном, благодаря чрезвычайно прогрессивным идеям Людвига Бертеле, который изначально работал на Ernemann Werke, и чьи соннары на несколько шагов опережали конкурентов по рынку.
Объективы, имеющие второстепенное экономическое значение для Zeiss Ikon, тогда производились в Йене (в частности, собственные разработки Йенского завода – Биотар, Ортометар и Герар). Но упор, все же, делался на более прогрессивные типы (Sonnar 1,5/5 см и 2/5 см, Olympia Sonnar 2,8/18 см, Biogon 2,8/3,5 см), полученные из дрезденского расчетного бюро Бертеле.
С такими камерами, как Exakta и Praktiflex, появился потенциал продаж для новых типов стандартных и сменных объективов высшего класса от сторонних компаний. У Zeiss Jena появилась возможность создания объективов независимо от дочерней компании в Дрездене, благодаря тому, что объективы от дальномерных камер к зеркалкам не подходили совсем. Уже в октябре 1936 года, всего через несколько месяцев после начала производства Exakta, появился Biotar 2/5,8 см. Впервые этот тип объектива был успешно внедрен в качестве стандартного, и утвердил себя на фоне большого засилья Соннаров Бертеле. Впоследствии, практически все светосильные нормальные объективы для зеркальных камер будут основаны на типе двойного Гаусса схемы Биотар.
Этот нормальный объектив из расчетного бюро Вилли Мерте имел большой успех – даже несмотря на то, что к концу войны было выпущено всего 4000 штук. Результаты этого объектива свидетельствовали о его высоких характеристиках, поэтому возникла идея вытащить из Биотара оставшийся потенциал силы света. В конце концов, патент Мерте Biotar № DE485,798 от 30 сентября 1927 года уже был рассчитан на максимальную диафрагму 1:1,4.
С таким светосильным объективом, для 35-мм фотоаппарата со складывающимся зеркалом, фокусное расстояние не удастся удержать в диапазоне, обычном для оптики. Одна только общая длина всей схемы привела бы к слишком короткому заднему отрезку. Таким образом, этот светосильный анастигмат был сконструирован с фокусным расстоянием на 50% больше, и вошел в группу специальных объективов, которые часто использовались для предметной и портретной фотографии из-за их эффекта сжатия пространства и выпрямления перспективы. Позднее, портретная фотография стала визитной карточкой Biotar 1,5/7,5 см.
Проектирование было завершено 20 апреля 1938 года, а запуск в серийное производство произошел в феврале 1939 года. Схема использовала пределы возможного с доступными в то время средствами. Напомню, что объектив из того времени, когда расчеты оптических систем должны были выполняться людьми. Никаких компьютеров, никаких программ. В лучшем случае механические калькуляторы. Результат, тем не менее, был настолько хорошим, что этот объектив продавался практически без изменений на протяжении десятилетий. Разве что, приобрел покрытие линз после 1945 года.
Biotar 1,5/75 мм основывался на принципах, которые были заложены Полом Рудольфом в конце 1890-х годов и усовершенствованы Мерте в конце 1920-х. Огромный потенциал планара в виде биотара, благодаря которому он остается столь актуальным и по сей день, заключается в способности устранять аберрации второго порядка. В этом контексте – ошибки Гаусса. Если вы хотите выйти далеко за пределы посредственности с фотографическими объективами, и увеличить светосилу до практически неосуществимых пределов, то уже недостаточно исправлять кардинальные ошибки изображения, типа сферической аберрации. При таких больших высотах падения, с которыми лучи проникают в оптическую систему ярких анастигматов, в результате получались бы совершенно непригодные изображения на выходе.
Для таких высокоинтенсивных систем необходимо исправлять не только сферическую ошибку как таковую. Важную роль играет то, что степень этой сферической ошибки зависит от длины волны света. Это, так называемый сферохроматизм, и есть настоящая ошибка Гаусса. Однако, ошибки типы комы также зависят от длины световой волны, и термин “ошибка Гаусса” должен быть расширен, чтобы включить ошибки поперечной цветовой комы светосильных анастигматов. Корректировка системы с 1:1,5 из-за таких зависимостей чрезвычайно затруднена. Поскольку ничего принципиального в отношении упомянутых проблем не изменилось, достижениями конструкторского бюро Мерте более 80 лет назад можно только восхищаться. Подход к дальнейшему расширению коррекционного потенциала цемента, первоначально введенного Рудольфом во внутренние линзы двойного Гаусса, обеспечил постоянный успех схемы Биотар. Тот факт, Biotar 1,5/75 мм всегда производился на основании документа от 20 апреля 1938 года, пока он не был снят с производства в 1969 году – яркое тому свидетельство.
В 1950-х годах Biotar 1.5/75 стоил колоссальные 472 марки. До первого значительного снижения цен в четвертом квартале 1953 г. цена составляла 527 марок. Последняя каталожная цена 1970 года на оставшиеся экземпляры под Exakta составляла 395 марок. Возможно, это были те самые редкие модели с черной рамкой. Однако, большинство объективов этого этапа, во второй половине 1960-х годов, поставлялись под крепление для установки в кинотеатре, либо для промышленного телевидения. Как фотообъектив Биотар 1.5/75 с его диафрагмой предварительной установки сейчас явно устарел.
С учетом довоенных объективов за 30 лет производства было изготовлено почти 20 000 штук Биотар 1.5/75. Даже в лучшие времена размер партии производственного заказа почти всегда составлял всего 100 – 300 экземпляров. По этой причине этот объектив, несмотря на долгое время производства, было трудно достать даже тогда. Очевидно, что производство этого Биотара для Zeiss Jena представляло собой гораздо большую нагрузку, чем обычные фотообъективы. Для светосильных объективов такого фокусного расстояния всегда нужны были большие куски абсолютно безупречного стекла.
Этот объектив сегодня ценится потому, что он еще не был исправлен так идеально, как современные компьютерно-расчитанные системы, а оставшиеся аберрации приводят к весьма своеобразной характеристике изображения, которую невозможно описать словами (необыкновенный трехмерный эффект, который может производить Biotar 1.5/75).
Геометрия фигур может указывать на остатки бесточечности и кривизны. Эти геометрические изменения здесь очень приветствовались, так как они позволили, например молодоженам, выделиться из чрезвычайно пестрого фона. По сравнению со снимками, сделанными цифровыми камерами с зум-объективами, где пара кажется приклеенной к фону, экстраординарный эффект Biotar выбивается из серии. Однако, сфокусировать такой светосильный объектив на старой камере непросто.
Летом 1948 года было выпущено всего несколько экземпляров Biotar 1,5/7,5см для резьбы M39. Можно только догадываться, почему это произошло. Больше непонятен тот факт, зачем их выпустили в таком малом количестве.
В конце концов, объективы для Leica имели бы наибольший потенциал продаж, так как завод в Ветцларе был самым оперативно восстановленным после Второй мировой Войны. Ежемесячно его стены покидало 1400 Leica, из которых от 50 до 70 процентов шло в армию США, пять процентов (!) оставалось для рынка Германии, а остальное предназначалось для экспорта. В то время ни один из дрезденских заводов даже отдаленно не достиг этих мощностей.
Biotar 1,5/75 мм был доступен для всех трех зеркальных систем 1950-х годов: резьбовое соединение M42 для Spiegelcontax и Praktica, байонетное соединение для Exakta и сменный адаптер для Praktina.
Неисторическая комбинация с Praktina предназначена для того, чтобы напомнить о незаслуженно забытой системе камер. Японская компания Topcon использовала байонетное соединение Exakta, но последовательно модернизировала его, внедрив некоторые изменения, и с моделью RE Super (1963 года) Topcon опередил мировых конкурентов почти на десять лет.
- Использованы материалы zeissikonveb