Содержание страницы
АГАТ-18К — шкальный полуформатный фотоаппарат объединения БелОМО, предназначены для начинающих фотолюбителей.
АГАТ-18К и его предшественник Агат 18 были произведены оптической организацией Белорусское оптико-механическое объединение, или сокращенно БелОМО. БелОМО на самом деле не производило сами фотоаппараты, а были больше похожи на управляющую организацию двух белорусских оптических заводов – ММЗ и Вилейского завода “Зенит”. На фотоаппарате из обзора присутствует логотип завода Вилейка г. Беларусь. Фотоаппарат «АГАТ-18К» это миниатюрная камера под распространенную пленку 135 типа (36х24мм), но снимающий на ее половину. Т.е., по факту, фотоаппарат дает оригинальный кинопленочный формат кадра. Даже чуть больше. По современным меркам, формат кадра Агат-18 и АГАТ-18К это кроп формата APS-C. Цифра в названии, думаю, как раз именно это и обозначает. Агат-36, по такой логике, был бы полнокадровым фотоаппаратом.
Концепция полуформатных фотоаппаратов позволяет не только уменьшить габариты и вес съемочной техники, но и экономить место на пленке, так как для распространенных форматов 9х12 и 10х15 размера кадра 24х18мм более, чем достаточно, если объектив способен обеспечить достаточную резкость на такой небольшой площади. А штатный Индустар-104 2.8/28 на такое вполне способен. Кстати, в пересчете на 35мм этот объектив не широкоугольный, а близок к 50мм фокусного расстояния, то есть, к нормальному объективу с соответствующим углом обзора. Объектив «Индустар-104» 2,8/28, несъёмный. Наводка на резкость по шкале расстояний от 0,9 м до бесконечности. Имеется шкала глубины резкости, а разрешающая способность : 40 лин/мм в центре кадра, 22 лин/мм по краям. Маленькие выступы на пластиковом кольце над дистанцией фокусировки – метки глубины резкости для 5 различных значений диафрагмы от 2,8 до 11. В руководстве не упоминается значение f/16, поскольку, по-видимому, при таком размере диапазон камеры будет в фокусе.
АГАТ-18К это камера, которую можно носить с собой и брать в путешествия. Управление камерой максимально упрощено – наведение на резкость, а также установка диафрагмы заменены на ситуативные пиктограммы. Наведение на резкость, в принципе, может быть неточным, так как объектив отображает резким максимально возможное пространство. Фотоаппарат предполагает также использование фотопленок разнообразных наборов светочувствительности, от ISO 25 до ISO 1600. При установке светочувствительности пленки в ISO 25 фотоаппарат блокирует установку пиктограмм “Грозовые тучи” и “Съемки у окна”, а при максимальной ISO1600 не будут работать режимы “ясное солнце” и “объект у моря”.
В АГАТ-18К мы не управляем напрямую диафрагмой или выдержкой камеры. Вокруг объектива расположено спаренное кольцо экспозиции с диафрагмой от 2,8 до 16 с одной стороны, а затем 7 значков, начиная с изображения парусника с одной стороны и окна – с другой. Чтобы получить правильно экспонированные изображения, мы должны сначала установить чувствительность пленки, вращая внутреннее кольцо вокруг объектива и совмещая его с маленькой белой выемкой на черном кольце. На Агате-18К это кольцо показывает чувствительность пленки ISO от 25 до 1600. На Агат-18 можно выбрать ASA 16–250. На Агате 18К, который у меня был для обзора, это кольцо было очень трудно поворачивать, и требовало много усилий.
После выбора подходящей чувствительности пленки вращаем внешнее кольцо, и выравниваем одну из 7 иконок с черной линией в верхней части внутреннего кольца (это линия между темным и светлым). Каждая из 7 пиктограмм представляет различные ситуации освещения, которые камера будет использовать для выбора заранее определенной скорости затвора и диафрагмы. Затвор АГАТ-18К выполняет функцию и диафрагмы, имеет всего два лепестка. Установка диафрагмы жестко связана с выдержкой, и не предполагает корректировки. Экпокоррекцию, как таковую, можно внести путем вращения кольца со светочувствительностью пленки. Но это для опытных. Вообще, в этом фотоаппарате можно устанавливать выдержку и диафрагму используя внешний экспонометр, так как диапазон отрабатываемых выдержек достаточно широк.
Минимальная отрабатываемая выдержка АГАТ-18К – 1/130 при диафрагме 2.8, максимальная – 1/540 (f16). АГАТ-18К также имеет возможность экспокоррекции в 1 стоп (2 раза) в большую и меньшую сторону, для этого на фотоаппарате размещены пиктограммы “светлый” и “темный”. Для работоспособности этого механизма предусмотрены промежуточные, не выставляемые основным кольцом параметры выдержки и диафрагмы. При использовании кольца “светлый” на f/2.8 будет отрабатываться выдержка 1/65, а при использовании “темный” – значение диафрагмы и скорости затвора поменяется на 3,4/144. Даже в таком простом шкальнике умудрились нагородить дополнительных инструментов для продвинутых пользователей. Очень примечательно.
Взвод затвора АГАТ-18К совмещен с протяжкой пленки, активируется широким диском на корпусе, и возможен только при наличии пленки. Сама пленка устанавливается под прижимной металлический столик. Не совсем очевидная загрузка пленки для тех, кто первый раз держит фотоаппарат в руках. Пленка загружается в нижний отсек со стороны затвора, натягивается через заслонку для пленки и прикрепляется к съемной приемной катушке. Когда я впервые взял эту камеру, я не знал, что приемная катушка съемная. Она немного шаталась, пока я его не повернул ее, оторвав. Оказывается, правильный способ установить приемную катушку — вращать ее по часовой стрелке, нажимая на нее до тех пор, пока она не перестанет вращаться дальше. Есть замки, которые не дают ей проворачиваться, когда она правильно установлена. Если вы обнаружите, что приемная катушка в вашем АГАТ действительно шатается, возможно, она установлена неправильно. Наконец, есть шарнирная прижимная пластина, которую необходимо откинуть в сторону, прежде чем натягивать пленку.
Закрытие АГАТ-18К требует тщательного совмещения двух половин камеры, при этом необходимо убедиться, что прижимная пластина остается закрытой, кассета с пленкой или приемная катушка не выпадают, а все, что находится между двумя половинками, идеально выровнено. Допуски на Агате довольно жесткие, а цельнопластиковый корпус не внушает доверия, когда слышишь скрипы и стоны пластика при попытке мягко, но крепко прижать две половинки друг к другу. Если это сделано правильно, камера соединится. Можно наклеить ленту на центральный шов, для дополнительной защиты от света.
Когда камера собрана, пришло время продвинуть пленку, чтобы получить первый кадр. На большинстве полукадровых камер вы обычно делаете 3-4 холостых кадра, прежде чем остановиться на первом кадре, но у АГАТ-18К заслонка для пленки находится так близко к кончику кассеты, что, вероятно, достаточно 1 холостого кадра. С роликом на 12 кадров большинство полукадровых камер дадут вам 24 снимка, но с очень коротким расстоянием, которое пленка проходит после первой загрузки, вы можете очень легко получить и 28 кадров на самом мелком рулоне. Сам механизм протяжки предусматривает возможность использования двух катушек под пленку – приемную и отдающую. Для того, чтобы не возникало необходимости сматывать пленку, а просто вынуть катушки и вставить другие.
Видоискатель по умолчанию имеет альбомную ориентацию, в отличие от большинства полукадровых камер, которые по умолчанию имеют портретную ориентацию, что приятно, потому что вы можете снимать камерой, как любой другой полнокадровой 35-мм камерой, не забывая поворачивать ее, чтобы получить «нормальные» снимки. Видоискатель на удивление большой и яркий, с подсвеченными рамками для 28-мм, и метками параллакса для близкого фокуса.
АГАТ-18К получился неплохой камерой, которая, несмотря на невысокую цену и в основном пластиковый корпус, имеет довольно много функций. Если бы только у него был разъем для вспышки. Да, у АГАТ-18К даже есть горячий башмак для вспышки, который синхронизируется на всех скоростях. На самом деле я пытался использовать горячий башмак с одной из многочисленных зеркальных вспышек, но так и не смог ее подогнать. Для того, чтобы спрятать башмак под пластиковой пластиной, нужно было утопить его в корпус камеры. Это мешает установить и Nikon, и Canon Speedlite. Так что, хотя у меня не было возможности опробовать вспышку на АГАТ-18К, предположу, как глупо камера должна выглядеть, подключенная к большой старой вспышке, такой как SB-600, например.
В целом, АГАТ-18К — довольно мощная маленькая камера со всеми функциями, которые обычно у значительно более дорогих камер. Если учесть, что эта камера продавалась по цене, которая сегодня эквивалентна примерно 70 долларам, то у нас есть камера с очень приличным стеклянным 4-элементным объективом, механической системой программируемой экспозиции, ярким и простым в использовании видоискателем, горячим башмаком для вспышки (синхронизация на всех выдержках), шкала глубины резкости, крепление для штатива и кнопку спуска затвора с резьбой под трос – все это вместе делает очень функциональной такую маленькую камеру.
Корпус камеры – пластиковый, не бакелит. Фактурирован. В этом плане камера, конечно, менее надежна, чем металлические малоформатники Вега, Киев, Чайка и т.п. Кнопка спуска затвора имеет отверстие в центре с резьбой для троса, если хочется снимать с самой длинной выдержкой. Длинные выдержки затвора обычно требуют какой-либо стабилизации, например, штативного крепления, но у «Агата», похоже, его нет. Или это не так? На самом деле, штативное гнездо является одной из тех функций, которые не совсем очевидны, потому что оно служит еще и точкой крепления шнура крышки объектива. Отвинтив маленькое кольцо где шнур крепится к камере, мы обнаружим штативное гнездо 1/8 дюйма.
Подавляющее большинство «Агатов» было продано в Советском Союзе, но очень небольшое количество было создано на экспорт. В экспортных версиях Агата весь текст на камере написан английскими буквами. Они очень редки и вполне коллекционны.
Сегодня у «Агат 18» и «АГАТ-18К» мало поклонников среди энтузиастов. Даже в хорошем рабочем состоянии камеры, корпус скрипит, подвержен утечкам света, управление жесткое, а затвор некоторых камер сам решает, когда хочет работать. Эти характеристики наверняка отпугнут начинающих фотографов или коллекционеров, тем не менее, у камеры есть свои прелести. Фотоаппарат уникален своим амбициозным дизайном с функциями, которые не сразу бросаются в глаза, и не смотря на свой пластиковый корпус, способна делать качественные кадры.
Пример фото АГАТ-18К
АГАТ-18К (и, скорее всего, оригинальный Агат-18) — диковинка в истории советского фотоаппаратостроения. Большое количество советских фотоаппаратов было основано на существующих конструкциях или являлось их прямыми копиями. ФЭДы, Зоркие, Киевы, Москва – все он кому-то обязаны своими разработками. Что касается камер оригинальной конструкции, то большинство из них были ничем не примечательными шкальными камерами. Из тех немногих, что были амбициозными, – «Старты», «Ленинграды» и «Горизонты», – все они, казалось, появились в более раннее время, когда советская оптическая промышленность была в полном разгаре.
«Агат» дебютировал в начале 1980-х, когда в советской оптической промышленности было мало инноваций. Общий выпуск аппаратов семейства “Агат”, произведённых объединением БелОМО, с 1983 г. по 1991 г. включительно составил 1 422 000 экз. Стоимость фотоаппарата «Агат-18» в 1987 году — 19 рублей. АГАТ-18К выпускался предположительно с 1988 года. После развала СССР в Вилейке было произведено ещё около 197 000 аппаратов модели. Номера аппаратов кодированы.
И «Агат», и «АГАТ-18К» предназначались для детей и студентов, а цена в 19 рублей отражала целевую аудиторию. Правильный коэффициент пересчета рублей в доллары США в 1987 году говорит о том, что 19 рублей были эквивалентны 31,66 долларам. Затем с помощью калькулятора инфляции Индекса потребительских цен выводим эквивалент 68,58 доллара на сегодняшний день.
Автор фото – mikeeckman
Технические характеристики АГАТ-18К
Тип | шкальный полуформатный фотоаппарат |
---|---|
Производитель | БелОМО |
Год выпуска | 1984-1989 |
Фотоматериал | плёнка типа 135 |
Размер кадра | 18×24 мм. |
Фокусировка | ручная |
Экспозиция | ручная, по символам погоды |
Затвор | центральный затвор – диафрагма |
Фотовспышка | центральный синхроконтакт «Х» |
Видоискатель | оптический, с кадроограничительной рамкой |
Размеры | 60 × 94 × 45 мм |
Вес | 190 г |
По каталогу 1200 фотоаппаратов СССР, имеет следующие модификации:
Спасибо за отличный обзор и хорошие фотографии!
На днях приобрел себе такую же камеру – практически в идеальном состоянии.
Думаю скоро отсниму свою первую фотопленку (не считая тех, что были отсняты мной в детстве в 2000-х на “мыльницу”).
Кстати, вспышка работает, результат конечно уже будет видно на проявленных фото, но это мягко говоря удивляет :)
отлично)
Тому, кто меня найдет….. люди добрые, подскажите. Я снимал на такой фотик в детстве. Купил сейчас. Хочу поснимать. Но не могу взять в толк как работает связь ИСО с экспопарой. Как пользоваться знаю. Пользуюсь, но не могу понять как это работает. В инструкции приведена таблица диафрагма/выдержка. Но при каком это исо, и что будет на других значениях? Ведь у Агата пиктограммы привязаны к диафрагме. Скажем “Пасмурно” это 5,6. Диафрагма по таблице привязана к выдержке ( при 5,6 будет 1/120). А если я ИСО 100 зарядил? А ИСО 200, 250? Ведь если пасмурно – я всегда ставлю “светлое облачко” , т. 5,6 и, значит фиксирую и выдержку на 1/120. А где учитывается ИСО? ПОМОГИИИТЕ
согласно таблице и работает.
там внутри лепестковый затвор-диафрагма на пружине. Ограничителем движения служит нижнее кольцо, упирающееся в штырь на корпусе недалеко от затвора. Как-то так. Разберите неисправный, удивитесь, на сколько просто и одновременно сложно.
Алексей, спасибо что ответили. Все ищу информацию по рунету но не могу найти. У всех все работает “просто” но не могу найти ответ по существу.
Я еще раз повторю вопрос.
Пусть у нас солнечный день. ИСО 100. Ставим солнышко. Снимаем. Понимаем что у нас F11. И по таблице из инструкции 1/200 (для Агата 18). ок.
Вспомнили, что пленка-то у нас не 100 а 200 ИСО. Исправили. И теперь нужно скорректировать пиктограмму погоды – изменить экспопрару!! Я опять поставлю солнышко. т.е f11. И что, опять будет 1/200? та-же экспопра при другом ИСО? так не может быть. А как тогда? Какую экспопару отработает аппарат в солнечную погоду при установке “солнышко” при ИСО 100, 200, 65, …??
Если диафрагму мы читаем на шкале, и она соответствет пиктограммам (яркое солнце – всегда f11 и т.д) – то тогда должна меняться выдержка. Разные ИСО – разные выдержки из фиксированного набора.
О да! Меня тоже мучает этот вопрос. Но походу никто не может дать ответ..