В этой статье расскажу как и зачем надо разбирать Тессар 2.8 50.
Издревле так повелось, что я весьма скептически отношусь к немецкой механике. Она слишком сложная. И это, похоже, национальная черта инженерии, так как там, где можно сделать проще, немцы обязательно нагородят флюгегехаймен. Возьмите и сравните, например, шасси танка Т-34 и PzIV. На сколько сложнее сделана немецкая техника. И даже в современности – немецкий автопром изобилует странными не только на мой взгляд, решениями в двигателях и механике коробок, подвеске. Я думаю, это типичная черта инженерии при капитализме, когда усложняют конструкцию на столько, что без сервисного обслуживания не обойтись. Хочется верить, что немецкая техника может быть простой и надежной. Но… Взять немецкие объективы – там нагорожено такого, что каждый раз хватаешься за голову. Как вам диафрагма на ниточке, натянутая пружинкой? Такое могут еще и японцы).
Так и с этим Тессаром – стоит снять заднюю крышку с резьбовым соединением, так сразу не понимаешь, что происходит. Система рычагов, плюс несколько пружин. Взять Гелиос – там все просто и понятно. Один механизм, прикручен к крышке. Одна пружина и пластина с регулировкой. Все. Мать его, что так сложно сделать простой толкатель диафрагмы? И ведь все хорошо, пока объектив новый. Но, сейчас далеко уже от того времени, когда они были новыми. Смазка высохла, остались проблемы. Диафрагма на этих объективах если работает нормально, – значит, кто-то не так давно его уже ковырял. Подавляющее большинство этих стекол имеет неадекватно работающий механизм. Все почему? Потому что надо обслуживать вовремя). Хорошо хоть, что разборка и регулировки производятся с одной стороны.
Итак, чтобы обслужить механизм диафрагмы, необходимо:
- Снять заднюю крышку
- Снять кольцо диафрагмы, постаравшись не потерять кусочек металла трещетки с обратной стороны. Упоры находятся по обе стороны кольца.
- Вытащить ось рычажка нажимного механизма
- Снять рычажок
- Вытащить, если не вылетел после предыдущей операции, штырь нажимного механизма и выкинуть его (если работать предполагается на цифре)
- Диафрагма переходит в ручной режим работы после установки рычажка с осью обратно
- Проверить натяжение пружины диафрагмы. Если ослаблена, подтянуть.
- Промыть и очистить все поверхности механизма от старой смазки
- Собрать в обратном порядке так, чтобы ничего не погнуть. Кривая поверхность рычажка ходит по кольцу управления диафрагмой, если что-то пошло не так, то можно отрегулировать ее изгиб.
Важно. Механизм должен ходить свободно. Смазку лучше вообще можно не укладывать после промывки, если нет выработки. Или использовать приборное силиконовое масло самой легкой текучести, чтобы просто создать пленку на поверхности. Теперь можно собрать обратно. Главное, ничего не погнуть, что очень просто сделать.
В моем случае потребовалось еще ремонтировать кольцо фокусировки. Для того, чтобы добраться до кольца фокусировки необходимо отцепить пружину диафрагмы, открутить стопор (длинный такой винт), выкрутить направляющую, и избавиться от остатков механизма прыгалки диафрагмы (снять нажимную лопатку, она на двух винтах и подпружинена), раскрутить геликоид.
Кольцо фокусировки двухслойное, и обе его плоскости фиксируются центральным кольцом. Оно разбалтывается и фокусировка невозможна – кольцо привода крутится свободно, а фокусировка не производится. В общем, подкручиваем кольцо и собираем геликоид обратно. Необходимо убедиться в том, что оба конца шкалы фокусных расстояний соответствуют реальности (на дальнем конце есть бесконечность, или легкий перелет за нее, а на ближнем конце кольцо упирается в ограничитель на МДФ). В первый раз у меня совпала бесконечность, а на МДФ объектив превратился в макрик, и геликоид разваливался. Кстати, за счет таких разбегов объектив относительно легко адаптировать на системы типа Никон.
В общем, все. Удач.