Обзор Nikon Df

Сегодня у нас на обзоре самая, пожалуй, неоднозначная камера от Nikon – Nikon Df. Камера была представлена достаточно давно и обзоров в сети уже немало, как и мнений. Попробую и я донести свое видение этой камеры, а заодно и протестировать ее в разных условиях.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Nikon всегда придерживались традиций. В свое время, в середине 80-х годов XX-го столетия, основные конкуренты – Minolta и Canon обновили свои байонеты, внедрив полностью электронное взаимодействие между камерой и объективом. Естественно, не обошлось без радикальных мер. Как следствие, несовместимость старой оптики с новыми камерами. Можно “ломать копья” о правильности или неправильности таких решений и рассуждать о том, что понимают производители под заботой о потребителях, но всегда найдутся аргументы как за так и против.

Cтоит упомянуть, что кроме Nikon, по пути сохранения “старых связей” пошел еще и Pentax со своим байонетом – K.

Байонет F, с момента разработки и до сегодня, не менялся и формально все совместимо, но как обычно не без тонкостей. Все современные камеры Nikon, кроме Df, поддерживают оптику, которая выпускалась после 1979 года. Df – особая камера уже хотя бы потому, что она единственная поддерживает абсолютно всю линейку оптики с 1959 года, не оснащенную считывателем диафрагмы (более подробное объяснение есть в видеообзоре):

Собственно, само название Df – Digital Fusion, цифровое слияние – если дословно, и намекает, что это сплав цифровых и аналоговых технологий. Если честно, у меня больше ассоциаций со стим-панком. Эдакая смесь дирижабля и космического корабля, где стилизация ставится во главу угла, иногда отодвигая на второй план здравый смысл.

ОПИСАНИЕ Nikon DF

Внешность камеры – один из ее основных козырей. Она очень эффектная и однозначно притягивает взгляды на улице. Корпус – комбинация магниевого сплава и пластика, при чем – комбинация странная и не поддающаяся логике. Я не хочу сказать, что пластик это плохо – пластик пластику рознь. Да и ни для кого не секрет, что даже определенные детали для танков производятся из пластика, но в данном случае, реализована эта комбинация – топОрно. Потому, когда берешь камеру в руки и рассматриваешь поближе – ощущение «дороговизны и стильности» несколько нивелируется…в общем, к стим-панку лучше слишком пристально не приглядываться).

Органов управления очень много – это просто праздник для «тактильщика». Все основные параметры можно регулировать механически. Диски экспокоррекции и ISO на левой грани. Оба диска снабжены клавишами блокировки. Обратите внимание, что нанесены ВСЕ значения – всё выставляется механикой.

Колесо выдержек и выбора режима протяжки на правой грани. Естественно, все значения выдержек нанести нереально, так что если нужно отличное от тех что есть – выбираем 1/3 step и пальчиком докручиваем то, что нужно с помощью управляющего колесика (того, которое под малым дополнительным дисплеем сзади камеры). Колесико тоже снабжено блокировкой, но блокируются только значения 1/3 step, X и T. Выдержка ограничена значением 1/4000 секунды, так что на ярком солнце со светосильной оптикой могут быть “нюансы”.

Рядом – рычаг включения камеры, совмещенный со спуском затвора и разъемом для архаичного дистанционного управления, колесо выбора режимов и маленький вспомогательный экран, который при необходимости можно подсветить.

Именно реализация включения камеры мне показалась не очень удобной. Быстро одним пальцем камеру не включишь – только двумя, при этим я иногда задеваю находящийся рядом рычаг управления протяжкой.

Зато переключение творческих режимов M A S P – просто супер. Чуть приподняли и выбрали нужный режим. Случайно – вы его не переключите.

Хотя зачем его вообще переключать…камера всем своим героическим видом настраивает только на использование Мануала, какой техноман ищет легкие пути – только хардкор).

Колесо выбора диафрагмы под указательным пальцем. Много видел отзывов о том, что оно не удобное. Если пробовать его крутить мокрыми или жирными руками – да, будет неудобно. Не исключено, что и в перчатках не очень удобно. Но у меня руки чистые, а еще холодный рассудок и горячее сердце, так что – всё все тут удобно)). Ход достаточно тугой, но не настолько, чтобы не осилить, зато случайная прокрутка исключена.

Как и во всех старших камерах Nikon – есть разъем подключения внешнего освещения и рычаг управления фокусировкой. Вспышка не предусмотрена, что странно для Nikon, а вот дисплей с диагональю 3,2 дюйма, традиционно для Nikon – конечно же не поворотный и не сенсорный.

Разъемы USB 2.0 и HDMI присутствуют, также есть порт подключения дистанционного управления. Конечно выхода на наушники и микрофонного входа нет – так как камера видео снимать не умеет.

Батарейный отсек, вернее крышка – тоже некая особая фишка. Выглядит конечно стильно – но… вот под ней начинаются нюансы.

Первое, что бросается в глаза – так это то, что батарейный отсек совмещен с карточным слотом. Так что при установке на штатив, об удобном извлечении карты памяти, для просмотра отснятого материала на экране компьютера, можно забыть. Батарея не емкая, всего 1,23 mАh (8,9 Wh). Справедливости ради, на одном заряде Df способна была прожить около 1400 кадров (при этом – с периодическим пролистыванием меню), что не мало и уж точно значительно больше, чем у беззеркальных камер.

Понятно, что съемки видео нет, соответственно – самой энергоемкой операции, но что мешало разместить батарею как у того же D610, тем более место позволяет, для меня непонятно. Не то, чтобы время работы маленькое, но зачем его искусственно урезать?

Слот для карты памяти один – и это SD. Опять же, что мешало сделать два слота, как все в том-же D610 остается загадкой.

Хотя, можно предположить, что в этом есть некая философия. Одна карта памяти плюс не самый емкий аккумулятор…в общем искусственное ограничения количества снимков должно настраивать на вдумчивое нажатие спускового механизма. В общем, как во времена пленочных фотоаппаратов – думаем, что хотим снять и только потом снимаем, а не щелкаем затвором бездумно…но это лишь предположение, объясняющее столь странное решение.

И да, возможность присоединить дополнительную батарейную ручку – не предусмотрена. Так что, если планируете продолжительные съемки, обзаводитесь доп аккумуляторами.

Корпус пыле/влагозащищенный, так что если взять такой-же защищенный объектив, то можно не боясь снимать под моросящим дождем. И да, эргономика камеры, скажем так – “своеобразна”. Из-за такой маленькой батарейной ручки, с большим объективом работать не очень удобно – рука быстро устает.

ОСОБЕННОСТИ Nikon DF

В Df установлена 16-мегапиксельная CMOS-матрица, такая же как и у Nikon D4 – очень малошумная. Меньше мегапикселей – больше расстояние между пикселями, шире диапазон рабочих ISO. Рабочее значение ограничено ISO12800, все что меньше и больше – уже расширенные режимы. Напомню, что у той-же D810 как и у D750, ограничение рабочей чувствительности – ISO6400. Камера выдает прекрасную картинку до ISO6400, да и на ISO12800 вполне можно фотографировать (но конечно нужна будет постобработка), так что, можно смело использовать светочувствительность на всем рабочем диапазоне. Естественно – а что ожидать от топовой матрицы.

Скорость фокусировки тоже нареканий не вызывает. В камере используется автофокусировочный модуль с 39 точками фокусировки, включая 9 датчиков перекрестного типа. Главный минус – это очень узкая зона автофокуса, перекочевавшая сюда из кроп-сегмента. Все бы ничего, но по углам кадра, не изменяя положения камеры – не сфокусируешься.

А еще есть замечательная 3D-фокусировка в режиме AF-C. Она работает предельно корректно, прекрасно “отслеживая” движущийся объект съемки…но с учетом столь малой зоны покрытия автофокусных фазовых датчиков, функциональность ее – ОЧЕНЬ ограничена. (Чтобы “словить” бегающего ребенка, приходилось параллельно следить, не выбегает ли она за пределы зоны автофокуса и вовремя поворачивать камеру).

Нужно сказать, что и в условиях очень низкой освещенности – камера наводилась на резкость очень быстро. Для чистоты эксперимента я пробовал фокусироваться в режиме 3D, чтобы посмотреть как ведет себя автофокус. Идущий кот был  “словлен” моментально, а как только остановился – так еще и запечатлен). И это в полной темноте с бьющим в лицо фонарем – так что условия были для камеры достаточно сложные.

А вот в режиме LiveView скорость контрастного автофокуса оставляет желать лучшего. Камера фокусируется медленно (особенно при недостаточной освещенности). Но если учесть, что LiveView востребован, в основном, при использовании старых мануальных объективов для удобства визуальной фокусировки, а также учесть отсутствие возможности видеозаписи (собственно ради которой эта возможность востребована, в первую очередь), использование того самого LiveView с современными  линзами выглядит сомнительным – разве что, если есть острая необходимость съемки с очень низкой точки со штатива, а вам не хочется ложиться на землю.

Скорость серийной съемки – 5,5 кадра в секунду. При съёмке в JPEG ёмкость буфера составляет около 30 кадров, но на практике значительно больше. После 30-го кадра скорость падает примерно до 2-3 кадров в секунду, но камера не останавливается и до полного заполнения буфера может “настрелять” еще около 30 снимков. При съёмке в не сжатый RAW и RAW+JPEG длительность серии до заполнения буфера составит 25 и 21 кадров соответственно. Кроме того, есть возможность снимать и в TIFF. При этом, серия, которая поместиться до заполнения буфера будет – 22 кадра.

Меню Df, фактически такое-же как и у всех профессиональных камер Nikon. Здесь никакой стилизации “под ретро” нет – все привычно и ближе к любительским камерам типа D610 и D750. Есть привычные HDR, Активный D-Lighting, мультиэкспозиция и автоматический контроль искажениями – то, чего в D4 и D4s вы не встретите. Современные функции помощи при ручной фокусировке, такие как Фокус-Пикинг или Зебра тут тоже отсутствуют. Из необычного – пункт “Сопряжение с экспонометром”, где можно установить возможность работы с Non-Ai линзами.

Надо ли говорить, что ни GPS ни WiFI в камере не реализованы, разве что – можно приобрести опциональные внешние адаптеры.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ c Nikon DF

 

ВЫВОДЫ:

У меня сложилось мнение, что в большей степени Df – камера для энтузиаста, будь то профессионального фотографа или для продвинутого любителя. Она неспешная и располагающая к вдумчивой съемке – чтобы получить удовольствие от процесса и от шикарного качества картинки на выходе. Как для профессионального решения, в ней многовато компромиссов, при чем как эргономических, так и функциональных. Это и отсутствие дополнительного батарейного бустера и  слот для одной карты памяти и малоемкий аккумулятор и ограничение выдержки значением в 1/4000 сек. Да и модули фокусировки и экспозамера, пусть и хорошо справляющиеся со своими задачами, но перекочевавшие из бюджетного сегмента.

Но вместе с тем, для любителя – энтузиаста есть то, чем профессиональные камеры обычно не “грешат”. Это и HDR и режимы коррекции геометрических искажений и функции расширения динамического диапазона D-Lighting и мультиэкспозиция. Да, и еще один момент ввел меня в ступор – нет функции сброса всех настроек «по умолчанию», что немного странно.

Тут как с музыкой. На ум приходят ассоциации с меломаном, который уже не готов возиться с виниловыми пластинками – все таки не удобно да и громоздко – а покупает качественный CD/DVD или Blue-Ray плеер, а в дополнение к нему ламповый усилитель. Как итог – современное и удобное решение, но с теплым и, насколько это возможно, аналоговым звучанием.

Как и музыка, фотография – это не набор из матрицы с определенным количеством мегапикселей и бритвенная резкость оптики. Это и эмоции, от процесса съемки до проявки пленки, ну в смысле – редактирования в фоторедакторе. Во главу угла ставятся не сухие характеристики – здесь что-то другое, иначе бы премиальные объективы Carl Zeiss и Leica уже никому не были бы нужны. Да и любителей снимать на пленку бы уже не было.

Так вот – Df, это тот самый «ламповый усилитель». Да, источник (матрица в данном случае) – цифровой, но все остальное – та самая теплая аналоговая классика. Сложно передать тактильные ощущения от пользования таким девайсом. Но не забывайте, что не только ими ограничиваются достоинства камеры. Все-таки, здесь установлена матрица топового D4.

  • Опубликовано: 21.09.2015
  • Автор: Кондратенко Андрей