Цианотипия. Как сделать в домашних условиях

Цианотипия – способ фотографической печати с характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях, открытый в XIX веке Джоном Гершелем. В наше время цианотипию называют «альтернативным процессом» в фотографии, это необычный и редкий, почти «живописный» способ ручной печати, дающий удивительные ретро-отпечатки голубого оттенка.

Цианотипия – это самый простой и недорогой процесс: для него нужно всего два недорогих реактива и ультрафиолетовый свет. А развитие цифровых технологий создания и обработки изображений сделало процесс цианотипии широко доступным, так как позволило создавать «цифровые» негативы для контактной печати. В качестве подложки можно использовать бумагу, ткань, дерево, керамику. Цианотипией можно заниматься в домашних условиях, не имея для этого специальных устройств, и экспонировать прямо на улице, изображение будет проявляться под воздействием солнечных лучей.

Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию:

1. Сделать снимок, например, цветка, как указано на фото, используя естественный дневной свет из окна. Для темного фона используйте лист из черного бархата, который поглотит в себя лишний свет и уберет нежелательные отражения.

Обратите внимание:

  • При цианотипии детали и полутона будут частично потеряны, поэтому рекомендуется снимать крупные планы. Должен быть четкий, хорошо прочитываемый сюжет.
  • При съемке пейзажа – передний план должен быть отчетливым, выразительным и хорошо проработанным. На цианотипах хорошо получаются горные пейзажи, деревья причудливой формы, цветы. Естественные природные формы гармонируют с текстурой бумаги и ее «природным» синим или коричневым тоном.
  • Можно снимать также архитектуру, скульптуру, ню, портрет, натюрморт.

2. Превратить ваше изображение в цифровой негатив с помощью Photoshop (или любого другого графического редактора) и подготовить к печати.

Для этого (сделано на примере Photoshop):

  • открываем изображение;
  • задаем размеры (Image > Image Size) – ориентируясь на формат А4 или А3 в зависимости от возможностей Вашего принтера и размера исходного изображения, выставляем разрешение (300 dpi) для печати, выставляем резкость;
  • цветное изображение переводим в черно-белое (Image > Adjustments > Black&White);
  • Инвертируем изображение в негатив (Image > Adjustments > Invert или сочетание клавиш Ctrl+I);
  • Задаем необходимую яркость/контраст. Помним, что контраст заметно понизится, поэтому делаем негатив плотнее.
  • Переворачиваем зеркально фотографию (Image> RotateCanvas > FlipHorizontal), чтобы изображение было правильным.

3. Распечатать изображение на прозрачной пленке (бывает как для струйных, так и для лазерных принтеров). Это пленка со специально разработанной поверхностью с одной стороны, немного шероховатая на ощупь, которая не позволит чернилам протекать. После печати, оставьте негатив на несколько минут для высыхания.

4. Подготовка светочувствительной эмульсии. В цианотипии используется эмульсия на основе солей железа, которые при облучении ультрафиолетовым светом дают особое вещество интенсивно голубого цвета – берлинскую лазурь. Для получения эмульсии необходимы всего два исходных вещества:

  • лимонноамиачнокислое зеленое железо  ферроцитрат аммония (III) – (25 г. на 100 мл. дистилированной воды)
  • красная (кровяная) соль – ферроцианида калия – (10 г. на 100 мл. дистилированной воды)

При таком соотношении реактивов, на отпечатке получается насыщенный темно-голубой или синий цвет.

Если взять не 10, а 23 грамма ферроцианида калия на 100 мл дистиллированной воды, получиться темно-синий цвет.

Увеличение концентрации ферроцитрата аммония сдвинет тональность отпечатка к голубому, а преобладание ферроцианида калия даст более темно-синий тон.

Растворяя каждое из веществ в указанном количестве в воде получают два запасных раствора “А” и “Б”, для получение разных цветовых решений. Растворы долгое время могут храниться в коричневых стеклянных бутылках в темном прохладном месте. В холодильник растворы ставить не надо – возможно выпадение осадка солей.

 

Далее необходимо смешать оба раствора в равных пропорциях, получится раствор желто-зеленого цвета. Полученная смесь светочувствительна, поэтому все операции с ней следует проводить в темном помещении при красном свете. Считается также, что в помещении допустим слабый рассеянный желтый свет. Растворы удобно смешивать в мерной конической колбе или аналогичной стеклянной посуде, после чего часть раствора лучше перелить в чашку или блюдце, куда удобнее макать кисть. Смешивать растворы следует на один раз из расчета примерно 5-7 мл на один лист бумаги А4, не стоит хранить смесь.

Обратите внимание:

Для того, чтобы цвет отпечатка был более интенсивным, можно немного подкислить смесь небольшим количеством слабого (примерно 5%) раствора пищевой лимонной кислоты. После смешивания раствор наносят на бумагу при безопасном свете.

Предупреждение:

  • используемые реактивы ядовиты.
  • Будьте осторожны.
  • Избегайте попадания реактивов на кожу и особенно в глаза.
  • Работайте в защитных очках и перчатках.
  • Реактивы оставляют следы на одежде.
  • Храните реактивы в недоступном для детей месте.

5. Нанесение эмульсии. Для цианотипии лучше всего подходит бумага, используемая для рисования акварелью, достаточно плотная (150-250 г/м2), имеющая хорошую текстуру, выдерживающая длительное намокание. Поверхность бумаги должна хорошо впитывать раствор и абсорбировать образующийся во время экспозиции пигмент. Очень важно суметь быстро нанести раствор равномерно и одним слоем, от этого во многом зависит качество отпечатка. Не стоит прокрашивать бумагу дважды и пытаться нанести слишком «жирный» слой.

6. Сушка. Сушить бумагу как и наносить раствор на нее следует в темноте при красном или слабом желтом свете. Просушка бумаги занимает около часа. Не желательно сушить бумагу холодным феном, нужно дать раствору как следует впитаться. Просушенные листы можно сложить в стопку и положить в темное место и под пресс, если они покоробились. Бумагу можно подготовить про запас, листы с раствором пригодны примерно в течение недели или даже больше.

7. Экспозиция или светокопирование. Приложите ваш негатив к подготовленной акварельной бумаге чернилами вниз и поместите между двумя стеклами, закрепите конструкцию канцелярскими зажимами по периметру. Теперь необходимо экспонировать наше фото, для этого понадобиться ультрафиолетовый свет. Самый простой источник – естественный свет.

На прямом солнечном свету экспозиция составит от 10 до 20 минут; если свет проходит через оконное стекло, то экспозиция увеличится до 20 – 40 минут. При пасмурной погоде экспозиция оставит 2—4 часа. Не бойтесь переэкспонировать отпечаток, передержку можно будет устранить дополнительной промывкой. Недодержка нежелательна.

 

8. Проявка. После экспонирования отпечаток следует сразу же промыть проточной водой. В процессе промывки, та часть эмульсии, которая не подверглась экспозиции вымывается. Отпечаток промывают до тех пор, пока вода в ванночке перестанет окрашиваться в салатный цвет. Как правило, на предварительную промывку уходит от 5 до 10 минут. Вода в ванночке должна быть обязательно проточной или ее необходимо менять несколько раз. Вы можете сушить отпечаток в горизонтальном положении или подвесить его на прищепках. После сушки переложите еще чуть влажный отпечаток чистой белой бумагой и положите под пресс досыхать и распрямляться.

9. Тонирование. Полученный фотоотпечаток можно тонировать при помощи специальных растворов в различные цвета. Лучше всего тонировать только что промытый еще влажный отпечаток, тонирование сухого отпечатка займет больше времени. Например, чай дает насыщенный красно-коричневый цвет (Заварите 50 гр чая в 1 литре воды, дайте настояться. В заварку добавьте чайную ложку соды – это усилит цвет и щелочность среды.) Можно тонировать в зеленом чае (или смеси черного и зеленого чая) с содой, тогда изображение будет в тенях черно-синим, а в светах приобретет слабый зеленовато-желтый тон.

Удачных экспериментов