Индустар-50 — это представитель семейства одних из самых массовых советких объективов как для дальномерных, так и для зеркальных фотокамер
В послевоенные годы СССР восстанавливал фотографическое производство и в 1948 году КМЗ выпустил объектив для дальномерных камер Индустар-22. Это был классический тессар с 8 лепестками диафрагмы. В 1953 году ему на смену пришел Индустар-50 (причем в сети есть утверждения, что самые первые экземпляры тоже насчитывали 8 лепестков диафрагмы). Индустар-50 выпускался помимо КМЗ в Казани и Лыткарино. Ниже приведены фото объективов с логотипами этих заводов:
По всей видимости, ко мне на тест попал один из самых первых экземпляров — во всяком случае, датируемый концом 1950-х годов. Нет, число лепестков у него классическое для Индустара-50, их всего семь. Но дело в том, что у моего экземпляра отсутствует серийный номер на передней оправе и нет красной буквы «П» (то есть, он еще не просветленный).
В сети пишут, что именно в 1952 году на тубусных объективах серийный номер стали писать на лицевой стороне, вместо обратной. Но у моего экземпляра (КМЗ) предыдущий владелец спилил рычажок фокусировки и вообще всю металлическую основу за ним (очевидно, для использования на фотоувеличителе). Поэтому объектив выглядит вот так:
И потому я предполагаю, что у данного объектива серийный номер был написан на нижней стороне, но увидеть я его, увы, не могу. Сразу отмечу, что я перерыл весь интернет и нашел всего два (!) снимка, на которых изображен объектив, подобный моему. Вот эти примеры:
Однако дальнейшие консультации показали, что объектив не так редок, как я подумал вначале — так, им часто комплектовались фотоаппараты “Зоркий” в конце 1950-х годов.
Оптически мой экземпляр оказался в полном порядке и ниже вы сможете увидеть примеры снимков. Цветопередача естественная, цвета достаточно легкие, правильные. Объектив крайне чувствителен к засветке поэтому бленда обязательна (см. пример ниже).
Сразу отмечу, что объектив отличается хорошей резкостью в центре кадра и на удивление низким уровнем хроматических аберраций. Характер размытия в зоне боке ровный, спокойный, сдержанный, характерный для оптический схемы тессар. Особого виньетирования не наблюдается, хотя нельзя сказать, что его вообще нет (во всяком случае владелец кропнутой камеры на нее жаловаться не будет). Геометрия рисунка правильная, практически без искажений.
- Автор: Красноярский фотограф Артур Миханев
- Фотограф, консультант, преподаватель, кандидат исторических наук
- http://mihanev.ru/