Интересная, хотя и немного трудная для восприятия современного читателя публикация из чехословацкого альманаха “Фотография 66“
В 1898 году один из фотографов обещал, что, заказав у него дюжину карточек, дамы получат в подарок щипцы для завивки. Второй говорил, что сверх выполненного заказа он изготовит 1б фотографий величиной с почтовую марку или увеличенный портрет в изящной рамке.
Позже фотография стала добычей и других предпринимателей. Например, в английских табачных лотках в 1890 г. каждому, кто купил пачку табаку, вручали боны. Если покупатель собирал таким образом достаточное количество бон, он мог с незначительной доплатой заказать две портретные фотографии.
Неожиданную конкуренцию встретили фотографы в нескольких магазинах. В 1898 году в Берлине в магазине Вилема Штейна открыли фотографическое ателье, и каждый купивший товаров на марку имел право получить у фотографа три визитные фотографии. Вероятно, господина Штейна вскоре постигло разочарование, потому что за два дня его посетили 2б тысяч покупателей, которых в течение трех недель нужно было обеспечить обещанными портретами. Это означало сделать каждый день 1500 снимков, что в те времена было невыполнимо.
Известны случаи ожесточенной конкуренции между фотографическими ателье во время всеобщей мобилизации… Всякий раз солдаты с огромным желанием фотографировались, чтобы оставить или переслать домой о себе память. Но одной фотографии было мало. Фотографию надо было поместить соответственно в рамку, чтобы память о военной службе была крепче. Эту солдатскую слабость использовал дрезденский издатель Куновский, который в 1882 году издал специальные клише в память о военной службе. За 75 крейцаров портрет бойца любого звания и чина не только помещался под портретом Его Величества, но и окружался веселыми и героическими картинками из фронтовой жизни.
Образ из прейскурант пражской фирмы “Братья Поппер”, 1888 год
Ярким украшением любого домашнего очага были также написанные маслом полукартины, которые можно было легко скопировать с любой фотографии, учитывая при этом самые разнообразные требования клиентуры. Представители фирмы «Братья Поппер» разъезжали от городка к городку собирали фотографии, скромно брали аванс, и фирма через некоторое время присылала заказчику столь совершенные образцы искусства, с которыми едва ли что другое могло сравниться.
Оригинальная фотография (одна или несколько в самой что ни на есть художественной композиции) приклеивалась на картон и усердно раскрашивалась масляными красками, так что первоначально черно-белая среда превращалась в романтический пейзаж, пестреющий цветами. Иногда в картинку был вмонтирован лубочный цветной фотопейзаж или еще какая-нибудь пестрядь из плаката или путеводителя.
Масляная полукартина с наклееной и раскрашенной фотографией
В подавляющем большинстве случаев этими, так сказать, торговыми комбинациями, занимались не фотографы, а торговые фирмы, не имевшие с фотографией ничего общего. Их задача была совсем проста: обработать фотографию, а главное, убедить клиентуру в том, что изображение от этого выиграло. Но некий фотограф Тевелес из Опавы пошел еще дальше. Без ведома клиента, заказавшего у него фотокарточки, он делал для него портрет на эмалевой пластине и доставлял его по адресу. Клиент платил за него только в том случае, если хотел его приобрести. Некоторые фотографы предлагали сделать фотографии на трубке, на кофейных чашках и даже на могильных памятниках.
Пути торгового предпринимательства неисповедимы. Но, вероятно, ни одному фотографу не удалось обойти в находчивости колбасного короля Альвина Вигвега из Лейпцига, который в 1908 году в скромном объявлении в газете «Ланд унд Зе» предлагал своим клиентам для торжественных приемов ветчину с фотографиями выдающихся личностей, как например, немецкого императора, Бисмарка и др. — цена за шт в зависимости от веса 12—15 марок…
- Автор: Красноярский фотограф Артур Миханев
- Фотограф, консультант, преподаватель
- http://mihanev.ru/