ФОТОИСТОРИЯ: Камера обскура

Нельзя сказать, что фотографию изобрел один человек в какой то момент, в это изобретение вложен труд многих поколений ученых в разных странах мира.

Еще в глубокой древности люди знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, меняется вкус продуктов – это химическая предыстория фотографии.  А вот оптическая насчитывает примерно тысячу лет. Это «комната, часть которой освещена солнцем» – камера обскура. Луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на противоположной стене световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде.

Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо-цзы описали возникновение перевёрнутого изображения на стене затемнённой комнаты. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры. на латыни «camera» — комната, а «obscurа» — тёмная, вместе — «тёмная комната») было известно еще и древнегреческому мыслителю Аристотелю.

Но детально описал принцип ее работы арабский математик и ученый Х века Ибн аль-Хайсам (Альхазен) из Басры, который изучал поведение света и заметил природный феномен перевернутого изображения. Альхазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

На фото ниже – Ибн аль-Хайсам, увековеченный на иракской банкноте 1982 г.:

Принцип работы камеры-обскуры описал в своём «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи, который использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры.

Фото ниже: 1646г. Большая камера-обскура, сооруженная в Киме Атанасиусом Кирчером, показана без верхней и боковой стенок:

В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта активно использовал камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование и написал об этом эссе. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Живой интерес к оптике в шестнадцатом веке заложил основы научных открытий следующего века.

1604 г.  Иоганн Кеплер определил физические и математические законы отражения зеркал.

1609 г. Галилео Галилей изобрел сложный телескоп.

1611 г. Иоганн Кеплер разработал теорию линз, которые стали надежными научными инструментами. В 1620 году Кеплер, великий астроном и физик-оптик, устанавливал линзу в прорезь палатки и наблюдал за изображением, которое появлялось на белой бумаге, прикрепленной к противоположной стенке напротив линзы. С помощью оптических инструментов – линз и зеркал – размеры камеры-обскуры существенно уменьшились: до 60 см в длину и меньше 30 см в высоту.

В 1685 году Иоганн Цан создал рефлексный тип камеры-обскуры. Его камера имела то преимущество, что зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика. Там он помещал матовое стекло, покрытое калькой, и легко мог обводить изображение.

Для художников XVII, XVII и начала XIX веков камера-обскура стала приносить большую практическую пользу, а размер камеры все время уменьшался. Стало возможным пользоваться камерой-обскурой на природе, и для этой цели в семнадцатом веке были модифицированы закрытые кресла и тенты.

Фото ниже: закрытое кресло – камера-обскура. 1711 год.

…и переносная камера-обскура начала XIX века:

Таким образом, в XVII веке удалось получить устойчивое изображение, но зафиксировать его в то время так и не смогли…