Далеко не сразу я осознал тот факт, что дорогое и качественное стекло может не быть твоим. Поначалу мне казалось, что стоит купить знаменитую линзу, и ты получишь все, что надо для творчества…
Первый серьезный объектив, который оказался в моих руках – это Sigma DC 17-70 mm f/ 2.8-4.5 Macro. Тогда мне еще не было с чем сравнивать, я просто снимал и радовался.
Потом у меня появился Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor и я впервые увидел в деле работу фикса. Но у меня по-прежнему не было осознания индивидуальности объектива. Снимает резче, контрастнее, сочнее – чего еще желать?
И лишь затем, плотно занявшись фотографией, я начал чувствовать, что политика вкладывания денег в расхваленные стекла себя не оправдывает. Оказалось, что дорогой и качественный объектив может не вызвать у тебя эмоционального отклика и взаимопонимания.
Гелиос-81Н по своему характеру напоминает Canon EF 50mm f/1.4
Возьмем, для примера, серию полтинников Canon. Объектив со светосилой f/1.8 прост, бесхитростен и предсказуем. Он добросовестно делает свою работу, но вряд ли может удивлять. Объектив со светосилой f/1.4 пластичен, художественен, мягок, самобытен, имеет свой, узнаваемый почерк. Объектив со светосилой f/1.2 легок, имеет «прозрачный», порой фантастический рисунок, отличается замечательными цветами. Но… именно он и не вызвал у меня душевного отклика. Стекло само по себе, а я – сам по себе.
Именно тогда, погрузившись в интернет, я впервые открыл для себя такое понятие, как совпадение темпераментов фотографа и объектива. Звучит немного картинно, согласен. Но, тем не менее, если не гнаться за точностью формулировок, так оно и есть. Есть объективы твои и есть объективы “не твои”.
В разряд последних у меня попал отличный Гелиос-77М-4 с его светосилой, резкостью, цветопередачей и «крученым» боке. Увы – отсняв несколько десятков кадров, я так и не почувствовал это стекло. Не возникло чувства сопричастности действию. Не появилось ощущения, что мы вместе делаем одно дело…
Тот самый Гелиос-77М-4
А вот другие объективы словно бы «звали» меня к себе, даже не попав еще в мои руки. Так, увидев тестовые фотографии Canon EF 85 mm f/ 1.2 L II USM, я буквально «заболел» этим стеклом. Вновь и вновь просматривал тестовые снимки, лихорадочно сравнивал ценники и вот наконец-то объектив оказался у меня…
Взаимная любовь с первого взгляда – вот что я могу сказать об этом стекле. Я его чувствую, я знаю, как он себя поведет, я понимаю, чего могу добиться с его помощью.
Canon EF 85 mm f/ 1.2 L II USM
Тоже самое можно сказать про мануальный объектив Юпитер-8. Вообще-то, я к зоннарам отношусь сдержанно – по характеру боке мне больше нравятся планары. Но вот Юпитер-8 стал единственным зоннаром, который я часто беру с собой на прогулки. Зная это стекло, я иду отрабатывать конкретный сюжет – именно тот, где Юпитер-8 проявит себя по всей красе.
Таким образом, фотографу очень важно найти именно свой объектив. Формируя парк оптики, важно прислушиваться к внутренним ощущениям – нравится или не нравится конкретное стекло? И если в душе шевельнулось хоть малейшее сомнение, я советую не торопиться с покупкой. Лучше тогда взять объектив на тест, пощелкать им самому, не доверяя одним лишь обзорам в сети. И вот тогда станет окончательно ясно – твой объектив или нет.
Еще один критерий «не твоего» объектива – это время, в течение которого он лежит без дела на полке. Я для себя вывел четкое правило – если я не пользовался объективом в течение полугода, его нужно продавать. Именно так, я, например, распрощался со знаменитым Pentacon auto 50 mm f/ 1.8 MC. И вот в итоге, именно он и остался у меня в коллекции – хотя Pancolar рисовал, безусловно, хорошо.
Было время, когда моя коллекция автофокусных и мануальных объективов загромождала всю полку. Но постепенно объективов становилось все меньше и меньше, пока не остались лишь те, которыми я действительно пользуюсь.
Из этого правила есть только одно исключение — Canon FD 55 mm f/1.2 S.S.C. Вот тот шедевр оптикостроения, который я вряд ли когда продам, невзирая на то, что редко пользуюсь. В этом стекле совместилось все – оптические характеристики, неповторимый рисунок, характер, атмосферность.
Canon FD 55 mm f/1.2 S.S.C
Подведем итоги
Самое главное заблуждение моего читателя – если он тут же начнет копить деньги на Canon EF 85 mm f/ 1.2 L II USM. Кто знает – быть может вашим стеклом является как раз-таки Canon EF 50 mm f/ 1.2 L USM, который мне не понравился?
Обзоры в сети и мнения других фотографов – это очень важно и полезно. Но окончательный выбор должны сделать именно вы сами. И торопиться в выборе не стоит. Если стекло нравится, им можно сделать хорошие снимки невзирая на то, что у него низкая светосила и простая оптическая схема.
***
В заключение я перечислю те объективы, которые у меня остались в постоянном использовании
Canon EF 85mm f/1.2L
Прекрасный легкий, нежный, воздушный рисунок
Canon EF 24-70 f/2.8L
Создает кинематографическую картинку, отличается ощущением “жизни” от бесстрастного Canon EF 24-70 f/2.8L II
Canon EF 135mm f/2.0L
Рисует конкретно, чуть жестко — использую для мужских портретов
Canon FD 55mm f/1.2 S.S.C
Объектив для души
Canon FD 200mm f/2.8
Светосильный творческий телевик для души
Canon EF 70-200mm f/4.0L IS
Рисует достаточно пластично, использую как в художественной, так и в репортажной съемке (иногда в связке с экстендером третьего поколения)
Tokina AT-X 16-28mm f/2.8 Pro FX
Великолепный ширик с отличной резкостью и мягким рисунком
Tokina AF AT-X PRO 100 mm f/ 2.8 D Macro M100
Не только отличный макрик, но и хороший портретник
Canon EF 28-105 mm f/3.5-4.5 USM II
Штатник для Sony A7 Mark II
Гелиос-103
Объектив, который отлично работает с контровым светом и к тому же имеет особенный, чуть жесткий и конкретный характер
- Автор: Красноярский фотограф Артур Миханев
- Фотограф, консультант, преподаватель, кандидат исторических наук
- http://mihanev.ru/