Последний самурай

Английский фотограф Феличе Беато (Felice Beato) прибыл в Японию в 1863 году, в самый разгар гражданской войны. Проведя более двухсот лет в уединении, под давлением американцев Япония была вынуждена расширить свою торговлю с Западом.

Страна была разделена между Сегунатом Токугава в Эдо и Императорским дворцом в Киото. В течение следующего десятилетия длился смутный период в истории страны, известный как Бакумацу, когда власть в Японии постепенно перешла к императору. Переломным моментом было свержение Сегуната в 1867 году мятежными самураями из провинций Тёсю и Сацума и Тоса, что привело к восстановлению имперского правления. Последний сёгун Токугава Есинобу отказался отказался от власти и уступил трон молодому императору Муцухито.

Феличе Беато (Felice Beato) – британский подданный итальянского происхождения. Родился в Венеции в 1832 году, а вырос в британском протекторате Корфу. Фотографии он обучился, работая совместно с одним из первых британских военных фотографов Джеймсом Робертсоном, с которым он путешествовал и документировал многие британские войны – в Крыму, Индии и в Китае.

Феличе Беато был признан одним из ведущих фотожурналистов своей эпохи. Но, пожалуй, наибольший вклад Феликса Беато состоит в том, что с помощью его фоторепортажей европейцы получили возможность узнать о жизни людей совершенно другой культуры, других стран и континентов, а современное человечество имеет наглядное представление об обычаях и традициях своих предков.

В 1862 Феличе Беато продал большую часть своих работ и вложил деньги в Лондонскую фондовую биржу, где они быстро сгорели. В следующем году он решил бросить Англию и начать новое приключение, на этот раз в Японии. По прибытию в Йокогаму, Беато открыл бизнес-предприятие с английским художником Чарльзом Виргманом (Charles Wirgman), который рисовал эскизы и гравюры на основе фотографий Беато.

Феликс Беато и Сайго Цугумити (оба сидят впереди) с друзьями-иностранцами. Фотография французского фотографа Хьюго Крафта, 1882 год.

Путешествовать по Японии было очень опасно, поскольку самураи Сегуната убивали иностранцев – в Эдоони полностью сожгли здание американской миссии, а сотрудникам угрожали смертью. Однажды и самому Беато едва удалось избежать такой участи во время путешествия в город Камакура с двумя императорскими офицерами, которые были обезглавлены, столкнувшись с двумя вольными самураями (воины, не подчинявшиеся никому, их еще называли «ронин»). Тем не менее, благодаря своим военным связям, Беато удалось проехать по многим укромным местам страны, где он задокументировал последние годы феодальной Японии.

Среди его первых фотографий были портреты самураев Сацума, которые с удовольствием ему позировали. На одном таком групповом снимке, четыре самурая символически демонстрируют превосходство японских традиций над западными знаниями. Один из них небрежно держит книгу английской литературы в красной обложке, а другой сидит с оголенным ножом.

Поскольку передвижение иностранцев по стране стало ограниченным из-за гражданской войны, Беато вернулся и открыл студию в Йокогаме, где он снимал многих самураев и их куртизанок. Результатом его работы были два тома фотографий: “Национальные типы”, содержащие 100 портретных и жанровых работ, а также “Виды Японии”, содержащие 98 пейзажей и городских панорам.

Многие фотографии были раскрашены вручную с помощью японских техник – улучшенной акварельной и гравюры на дереве. Коллекция редких фотографий Феличе Беато, расписанных вручную, будет демонстрироваться на Фотографической выставке в Лондоне London Photographic Fair, которая пройдет в эти выходные с 23 по 24 мая.

В основном Феликс Беато работал с альбуминовой серебряной печатью, сделанной по стеклянным негативам, изготовленным по мокроколлодионному процессу. Также Беато один из первых освоил и применял технику цветной печати и тонирование.

Подробнее можно посмотреть – здесь.