В конце первой статьи я советовал попробовать съемку у окна со стороны света. Удалось получить фото такого плана, чтобы одновременно было удовлетворительно отображено лицо и детали в ярком фоне за окном? Скорее всего нет.
Когда вы встали с камерой спиной к свету, и сфотографировали лицо уже так, результат оказался намного интереснее. Почему так происходит? Современный фотоаппарат (ни цифровой, ни пленочный) на одной фотографии не может сделать так, чтобы у нас в таких условиях получилось достаточно деталей в темных и светлых участках кадра. Если в кадре будет что-то светлое и что-то темное, придется выбирать – или делать светлее темный объект, при этом выбивая детали светлого, либо делать фотографию темнее, но в таком случае темный объект станет черным, а светлый объект не потеряет детализацию. Какой бы вариант выбрали вы? Я, например, выбираю всегда второй. Почему?
Потому что, из недосвеченного изображения можно вытащить детали всегда, а из пересвеченного – почти никогда. Вот такая логика. Но, благо, такие ситуации случаются нечасто, так как я, например, не люблю высококонтрастные сцены, а в особенности, снимать людей в интенсивном солнечном свете. Фотоаппараты тоже такое не любят. Съемка в интенсивном солнечном свете требует и мастерства и задумки. Как мы знаем, лучшее время для съемки – это предрассветные и предзакатные, так называемые, золотые часы. Тогда и тени мягкие, и светотеневой рисунок весьма хорош в окружающем мире. Однако, ничего страшного нет и в съемке в яркий солнечный день. Бывает всякое и в практике, и в жизни. В случае, если мы снимаем в пасмурный день, или в золотые часы, интенсивность света позволяет нам немного расслабиться и контролировать процесс съемки общением с моделью, а не фотоаппаратом. Фотоаппарат также в этот момент будет чувствовать себя комфортно, ведь он сможет действовать по привычной программе, и его настройки не нужно будет поправлять на лету.
Количество информации о цвете и свете, которые могут быть переданы фотоаппаратом называются его динамическим диапазоном. Чем он выше, тем точнее передаются цвета, тем больше информации он в состоянии запасти в несжатом формате для последующей обработки, тем гибче и проще постобработка, и тем приятнее выглядит картинка.
У человеческого глаза есть свой динамический диапазон, и органы, которые регулируют поступление света в него. Однако, техника не настолько совершенна, а фотоаппарат, это вообще, одно из изобретений, которое пытается в точности повторить структуру человеческих органов зрения, но при этом, еще даже близко не подошло к их возможностям.
Поэтому не стоит переживать, если вы снимаете в помещении, а за окном все засвечено. Впоследствии можно будет научиться избегать подобных композиций, или вообще, перестать обращать на это внимание. Даже самый дорогой фотоаппарат в таких условиях все равно снимет также, как самый дешевый смартфон, так как логика у них примерно одинаковая. Однако, преимущество фотоаппарата в том, что он умеет сохранять в фотографию всю информацию, которую “видел” при текущих настройках, а ее оказывается чуть больше, чем видим мы. И, зачастую ее достаточно, чтобы обработать фотографию, и выровнять света и тени вручную, а также вытащить недостающую информацию (в разумных пределах!).
Кстати, режим HDR изобрели именно для того, чтобы отображать больше информации на получаемой картинке, сшивая, например, от 3 кадров в один. Для этого снимается три кадра с разными настройками: светлый, темный и средний. Затем, все сшивается в одно изображение и на фото мы можем наблюдать в разы больше информации, чем на каждом из отдельных фото. Для ручного получения трех разных кадров в фотоаппарате есть такая настройка, как брекетинг. Используя брекетинг экспозиции, мы можем последовательно получить необходимые кадры с различным шагом освещенности.
Для того, чтобы нивелировать разницу в освещении объектов, например, можно использовать вспышку. Но согласитесь, странно будет выглядеть человек, снимающий со вспышкой в солнечную погоду. Я так делаю периодически, кстати. Вспышка, в среднем, удобнее, когда ты работаешь без ассистента. Но обычно используют рефлекторы различных типов (золотистые или серебристые отражатели и различные рассеиватели). Это, правда, уже другая история.
Попробуйте поснимать в солнечную погоду, днем. Поснимайте в пасмурную погоду или в золотые часы. Сравните результаты.
Курсы для фотографа:
- Онлайн-курс фотографии для самостоятельного прохождения, Easy уровень
- Онлайн-курс фотографии для самостоятельного прохождения, Nightmare уровень
liveviewer.ru – ВК – Ютуп – Телега