Дорогие читатели! Мне хочется немного отдохнуть от сжато-рубленого стиля. Поэтому сегодня — некие словесные кружева. Будет много, долго и плавно.

Здравствуйте!
Вы смотрели немое кино? Например, «Огни большого города» с прекрасным и великим Чаплиным? А диафильмы помните? Полумрак, тёплый, гудящий проектор — и чудо на белой простыне?

Зачем сейчас — об этом? Позвольте объяснить. Дело в том, что стороны кадра у диафильмов — 18 миллиметров на 24. И у немых кинокартин были такие же. Изобретая свою бессмертную «Лейку», Оскар Барнак два смежных кадра объединил. И получил один фотографический, в 24 миллиметра на 36.

Но идею кадра маленького — отнюдь не забыли. Конструкторы пытались уменьшать: снимок, плёнку, камеру. Казалось: ещё немного — и канут в Лету привычная плёнка, стандартный кадр и большие аппараты. Не канули — не случилось. Но воплощённые надежды — камеры тех лет — остались с нами. Машинки под узенькую 16-миллиметровую плёнку, устройства с нестандартным снимком и, наконец, аппараты полукадровые. На последних и остановимся.

Название говорящее — снимок у них половинный. На обычной плёнке помещается почти вдвое больше таких кадриков. Размером — в те самые 18 и 24 миллиметра, как в немом кино. Или как в диафильмах:)

Из советских полукадровых машинок, самые, наверно, массовые — это белорусские «Чайка» и «Агат». Их и сейчас найти несложно.

У меня — «Чайка-3», последняя в семействе и самая «продвинутая»: со съёмным объективом, селеновым экспонометром и скобой для вспышки.

Камера хоть и небольшая — но солидная. Много серебристого металла, чёрный и светлый пластик, серьёзного вида рамки. Светомер и диск выдержек занимают верх справа — поэтому взвод у камеры внизу. Колёсико перемотки — почему-то тоже, как и счётчик кадров. Замок у крышки — основательный, как у старых «Зенитов». Видоискатель темноватый, но с подсвеченными рамками. Объектив — «Индустар-69» — маленький и очень плоский. Оформлен тоже серьёзно — чёрно-серебристый «блинчик» с накатками на торцах. Вполне светосильный — максимальная диафрагма аж 2.8. И с весьма «широким углом» — 28 миллиметров фокусного расстояния.

Взвод длинный, градусов 270, и туговатый. Может, правда — только на моей «Чайке». Спуск посажен неоптимально, спереди — зато мягкий и очень короткий. Выдержек — лишь четыре: от 1/30 до 1/250. Объектив вращается очень легко — буквально, одним пальцем, а кольцо диафрагмы — двумя. На объективе — много отметок. Расстояния до цели, дополненные значками: портрет, группа, пейзажи и здания. Ближе к камере, на неподвижном кольце — парные числа диафрагм. Дистанции внутри каждой пары обозначат глубину резкости. По-другому «Чайку» не навести — только по шкале расстояний. Отсюда — и название класса фотокамер: шкальные.

Экспонометр, увы, погублен не лучшим ремонтом. Но пока был «жив» — свет худо-бедно мерял. Забавные стрелочки и колёсики помогали подобрать экспопару. В остальном же камера — вполне рабочая.

Отвлекусь на объектив: он съёмный, помните? Да, съёмный, на резьбе М39 — но с уникальным рабочим отрезком. И для ценителей старой оптики это — солидная ложка дёгтя. На современную камеру объектив, конечно, встанет. Но снимет только «макро» — говорят, правда, неплохое. Добиться полной совместимости, говорят, можно. Но — с различным «напилингом»: от разблокировки фокуса до токарных работ. О результатах в Сети пишут, что на «кропе» можно снять неплохо и «закрутить боке«, а вдаль будет бочковидная дисторсия. На «полном кадре» будет, вдобавок, сильная виньетка — вплоть до круглого снимка.

Перейду к моим ощущениям от «Чайки». И они — очень необычные. Да, это шкальный аппарат, не рассчитанный на сложные снимки. Кадры «половинные» и потому вертикальные. Для горизонтальных камеру нужно «ставить на попа». Снимок всё-таки маленький и «зерна» на фото получается много. Чувствительные и «крупноточечные» плёнки в «Чайку» лучше не заряжать. Лучше что-то единиц на сто-двести, и «тонкого помола», вроде «Илфорда».

Но при этом «Чайка» хорошо сделана. Дизайн и материалы выгодно отличают её от тех же «Смен». А хорошая оптика — от «ЛОМО-Компакта». Широкоугольный объектив искажает лица и «валит» здания — но зато прощает огрехи наводки. А с диафрагмой от 4 можно навести «гиперфокус», резкий дальше трёх метров — и снимать на ходу. Из-за склонности к «зерну» и коротких выдержек камера любит свет, дневной и солнечный. Иногда выручает вспышка.

А теперь — позвольте Вам напомнить, что снимков — очень много. И в этом — главное преимущество и неповторимый шарм «полукадра». «Чайка» — хорошая камера «на всякий случай», для простой, незатейливой съёмки день за днём. К концу плёнки Вы наверно забудете, что снимали в начале. А, проявив — вспомните и порадуетесь. По-моему, это хорошо.

Спасибо прочитавшим! Будьте здоровы.

Степан Василицын

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.