Fotoportret na vetchine

Фотопортрет на ветчине

Интересная, хотя и немного трудная для восприятия современного читателя публикация из чехословацкого альманаха “Фотография 66

Однажды мы уже писали о приманках, которыми много лет назад фотографы привлекали клиентов. Были времена, когда фотоателье росли как грибы, а конкуренция брала за горло и нельзя было отказываться ни от одной остроумной находки, чтобы привлечь заказчика…

Fotoportret na vetchine

В 1898 году один из фотографов обещал, что, заказав у него дюжину карточек, дамы получат в подарок щипцы для завивки. Второй говорил, что сверх выполненного заказа он  изготовит 1б фотографий величиной с почтовую марку или увеличенный портрет в изящной рамке.
Позже фотография стала добычей и других предпринимателей. Например, в английских табачных лотках в 1890 г. каждому, кто купил пачку табаку, вручали боны. Если покупатель собирал таким образом достаточное количество бон, он мог с незначительной доплатой заказать две портретные фотографии.
Неожиданную конкуренцию встретили фотографы в нескольких магазинах. В 1898 году в Берлине в магазине Вилема Штейна открыли фотографическое ателье, и каждый купивший товаров на марку имел право получить у фотографа три визитные фотографии. Вероятно, господина Штейна вскоре постигло разочарование, потому что за два дня его посетили 2б тысяч покупателей, которых в течение трех недель нужно было обеспечить обещанными портретами. Это означало сделать каждый день 1500 снимков, что в те времена было невыполнимо.

Известны случаи ожесточенной конкуренции между фотографическими ателье во время всеобщей мобилизации… Всякий раз солдаты с огромным желанием фотографировались, чтобы оставить или переслать домой о себе память. Но одной фотографии было мало. Фотографию надо было поместить соответственно в рамку, чтобы память о военной службе была крепче. Эту солдатскую слабость использовал дрезденский издатель Куновский, который в 1882 году издал специальные клише в память о военной службе. За 75 крейцаров портрет бойца любого звания и чина не только помещался под портретом Его Величества, но и окружался веселыми и героическими картинками из фронтовой жизни.

Obraz iz prejskurant prazhskoj firmy Bratya Popper 1888 god
Образ из прейскурант пражской фирмы “Братья Поппер”, 1888 год

Ярким украшением любого домашнего очага были также написанные маслом полукартины, которые можно было легко скопировать с любой фотографии, учитывая при этом самые разнообразные требования клиентуры. Представители фирмы «Братья Поппер» разъезжали от городка к городку собирали фотографии, скромно брали аванс, и фирма через некоторое время присылала заказчику столь совершенные образцы искусства, с которыми едва ли что другое могло сравниться.
Оригинальная фотография (одна или несколько в самой что ни на есть художественной композиции) приклеивалась на картон и усердно раскрашивалась масляными красками, так что первоначально черно-белая среда превращалась в романтический пейзаж, пестреющий цветами. Иногда в картинку был вмонтирован лубочный цветной фотопейзаж или еще какая-нибудь пестрядь из плаката или путеводителя.

Maslyanaya polukartina s nakleenoj i raskrashennoj fotografiej
Масляная полукартина с наклееной и раскрашенной фотографией

В подавляющем большинстве случаев этими, так сказать, торговыми комбинациями, занимались не фотографы, а торговые фирмы, не имевшие с фотографией ничего общего. Их задача была совсем проста: обработать фотографию, а главное, убедить клиентуру в том, что изображение от этого выиграло. Но некий фотограф Тевелес из Опавы пошел еще дальше. Без ведома клиента, заказавшего у него фотокарточки, он делал для него портрет на эмалевой пластине и доставлял его по адресу. Клиент платил за него только в том случае, если хотел его приобрести. Некоторые фотографы предлагали сделать фотографии на трубке, на кофейных чашках и даже на могильных памятниках.

Пути торгового предпринимательства неисповедимы. Но, вероятно, ни одному фотографу не удалось обойти в находчивости колбасного короля Альвина Вигвега из Лейпцига, который в 1908 году в скромном объявлении в газете «Ланд унд Зе» предлагал своим клиентам для торжественных приемов ветчину с фотографиями выдающихся личностей, как например, немецкого императора, Бисмарка и др. — цена за шт в зависимости от веса 12—15 марок…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *