Содержание страницы
Иногда цифровой средний формат для некоторых пользователей является чем-то страшным и непонятным. Я подозреваю, что в первую очередь сложность заключается в модульной структуре некоторых среднеформатных камер, которые состоят из нескольких отдельных узлов, таких как цифровой задник, видоискатель, шасси/боди и разной специализированной периферии. Обычно внешне эти камеры имеют какой-то монстроподобный вид и внушают юным неофитам страх и ужас не только внешним видом, но и своей ценой.
Но в наше время уже начали появляться ‘простые’ не модульные цифровые среднеформатные камеры, которые очень и очень сильно напоминают обычные системные камеры. Они просты в понимании и управлении, а также имеют почти классический вид, свойственный обычным ЦЗК и БЗК.
Mamiya
Существует только одна цифровая среднеформатная зеркальная камера Mamiya ZD (не камера с задником, а монолитная камера).
- Mamiya ZD, 2004, 22 МП CCD
Размер сенсора 48 Х 36 мм (ровно в 2 раза больше по площади классического полного кадра 36 Х 24 мм). Единственная из списка с CCD сенсором. Физический сенсор больше, чем у FUJIFILM серии GFX, Hasselblad серии X, PENTAX 645D/645Z и Leica серии S. Под Mamiya ZD существует много автофокусной оптики и очень много мануальной оптики.
FUJIFILM GFX
Беззеркальные FUJIFILM GFX с сенсорами 43.8 X 32.9 мм (часто округляют до 44 X 33)
- FUJIFILM GFX 50R
- FUJIFILM GFX 50S
- FUJIFILM GFX 50S II
- FUJIFILM GFX 100 / FUJIFILM GFX 100 IR
- FUJIFILM GFX 100S
Все объективы серии FUJINON GF LENS
- 23mm 1:4 R LM WR
- 30mm 1:3.5 R WR
- 45mm 1:2.8 R WR
- 50mm 1:3.5 R LM WR
- 63mm 1:2.8 R WR
- 80mm 1:1.7 R WR
- 110mm 1:2 R LM WR
- 120mm 1:4 R LM WR OIS MACRO
- 250mm 1:4 R LM WR OIS
- 20-35mm 1:4 R WR
- 32-64mm 1:4 R LM WR
- 35-70mm 1:4.5-5.6 WR
- 45-100mm 1:4 R LM WR OIS
- 100-200mm 1:5.6 R LM WR OIS
- Teleconverter GF1.4X TC WR
Маркировка:
- R (Ring) – отдельное кольцо для управления диафрагмой
- LM (Linear Motor) – линейный мотор фокусировки
- WR (Weather Resistant) – всепогодозащищенный тип объективов
- OIS (Optical Image Stabilization) – встроенный оптический стабилизатор изображения
- Macro – объектив для макросъемки
- TC (Teleconverter) – телеконвертер
Также существуют мануальные решения от сторонних производителей:
- Irix 45/1.4
- TTArtisan 11/2.8 FISHEYE – 90/1.25
- Mitakon 65/1.4 – 85/1.2 – 135/2.5
- Laowa 15/4.5 Shift – 17/4 – 20/4 Shift
- Kipon IBERIT 75/2.4
- AstrHori 40/5.6, AstrHori 55/5.6, AstrHori 75/4
- + автофокусные адаптеры Viltrox EF->G – STEELSRING EF->G – Fringer EF->G – Techart EF->G
Pentax 645
Цифровые зеркальные Pentax 645 с сенсорами 43.8 X 32.8 мм (часто округляют до 44 X 33)
- Pentax 645Z
- Pentax 645D
Hasselblad X
Беззеркальные Hasselblad X с сенсорами 43.8 X 32.9 мм (часто округляют до 44 X 33)
- Hasselblad X1D 50C
- Hasselblad X1D II 50C
- Hasselblad X2D 100C
Все объективы Hasselblad XCD
- XCD 21mm F/4
- XCD 30mm F/3.5
- XCD 38mm F/2.5 V
- XCD 45mm F/3.5
- XCD 45mm F/4 P
- XCD 55mm F/2.5 V
- XCD 65mm F/2.8
- XCD 80mm F/1.9
- XCD 90mm F/3.2
- XCD 90mm F/2.5 V
- XCD 120mm F/3.5
- XCD 135mm F/2.8
- XCD 35-75mm F/3.5-4.5
Leica S
Цифровые зеркальные Leica S с сенсорами 45 Х 30
- Leica S (Typ 006)
- Leica S-E (Typ 006)
- Leica S (Typ 007)
- Leica S2
- Leica S3
Знаете еще какие-то подобные камеры?
Площадь кадра у Leica S с сенсорами 45 Х 30 составляет 1350 кв. мм и почти такая же, как у 43.8 X 32.8, которая равняется 1437 кв. мм. Единственным существенным отличием между 44 X 33 и 45 Х 30 является соотношение сторон кадра, в первом случае 4 к 3, во втором – классические 3 к 2.
Кроп фактор у сенсоров 44 X 33 составляет Kf=0.79X, а площадь кадра в 1.67 раза больше, нежели у кадра 36 X 24. Считается очень просто: (43.8*32.9)/(36*24).
Например, при переходе с кропнутых камер с Kf=1.6X у камер Canon с APS-C сенсором (22.3 X 14.9 мм) на полнокадровые камеры Canon (с сенсором 36 X 24) площадь сенсора увеличивается в 2.6 раза. Считается очень просто: (36*24)/(22.3*14.9).
Таким образом переход с кропа с APS-C сенсором на полный кадр 36 X 24 должен ощущаться куда больше, нежели переход с полного кадра на ‘средний формат’ с размером сенсора 44 X 33 мм.
Но на практике ощущений от среднего формата гораздо больше того, что показывают вычисления.
Очень много цифровых задников также используют сенсоры размером 44 X 33 мм. Но, конечно, есть и задники с бОльшим размером сенсора, например 53 X 40 от Phase One или Mamiya.
На самом деле 44 X 33 не совсем средний формат, а скорее является кропом от самого ‘маленького’ среднего формата 56 X 42 мм (формат 645). Но в наше время все, что больше классических 36 Х 24, уже называют средним форматом.
Мне очень нравится идея беззеркального среднего формата. Отсутствие гигантских среднеформатных зеркальных коробок позволяет в разы уменьшить размеры камеры. Да и короткий рабочий отрезок позволяет получить объективы с немного меньшими размерами. В итоге, например, FUJIFILM GFX 50r с объективом блинчиком FUJINON GF LENS 50mm 1:3.5 R LM WR (аналог 40/2.8) весит всего чуть больше 1 кг. И очень важно, что такой набор обойдется в районе 5.000 долларов, что уже сопоставимо с некоторыми ‘обычными’ полнокадровыми камерами.
Средний цифровой формат – это другой мир, мир другой фотографии и мир фотографов другого плана. Но с ростом современных технологий средний формат становится все ближе к обычному фотографу и фотолюбителю. Вопрос в том, стоит ли засматриваться на средний формат фотолюбителю или лучше оставить его профессионалам?