Содержание страницы
Обзор Zeiss Otus 100mm F1.4 APO Sonnar Дастина Эбботта от 27 сентября 2019 г.
Есть вещи, которые просто не имеют смысла на бумаге. Попробуйте объяснить обычному фотографу, почему в современном цифровом мире кто-то будет платить тысячи долларов за объектив с фиксированным фокусным расстоянием и ручной фокусировкой, и они просто покачают головой, посчитав это глупым. Серия Zeiss Otus всегда сталкивалась с этой тяжелой борьбой, и все же, мы имеем дело с четвертым выпуском серии, начавшейся в 2013 году. Каждые несколько лет выпускается новый объектив Otus, поэтому очевидно, что для объективов Otus существует рынок. Почему? В тот момент, когда вы начинаете видеть фотографии, которые можно делать с таким объективом, как новый Zeiss Otus 100mm F1.4 APO Sonnar, в вашей голове гаснет свет, и вы начинаете делать две вещи: рационализировать странность его существования (мне вообще-то НРАВИТСЯ ручная фокусировка, не так ли?) и делать в уме вычисления (неужели вторая ипотека так уж плоха?)
Zeiss серии Otus по сути, позволяют получить изображения среднего формата без особых затрат на переход к среднему формату. С одной стороны, это способ рационализировать высокую цену объективов, но в этом есть и некоторая практическая правда.
Портреты
У меня была возможность познакомиться с каждым из трех предыдущих выпусков ( 1,4/55 мм , 1,4/85 мм и 1,4/28 мм ). Во многих отношениях Otus 100 мм наиболее логичен из серии Otus, поскольку он занимает самое уникальное место (объективов с таким сочетанием фокусного расстояния и максимальной диафрагмы мало) и имеет естественный смысл существования – это натуральный портретный монстр! Я снимал портреты на Otus 100mm вместе с тремя другими объективами. Otus был единственным объективом с ручной фокусировкой в группе, поэтому он требовал более взвешенного подхода, чем другие (без автофокусировки по глазам, которая выполняла бы всю работу по фокусировке!). Но когда я посмотрел на сами фотографии, то кадры, сделанные на Отус (при прочих равных), просто не имели себе равных. Фактически, внешний вид изображений сразу же напомнил мне фотографии, сделанные Лизой Холлоуэй (одной из моих любимых современных фотографов-портретистов) на Canon EF 200mm F2L IS . Это чрезвычайно малая глубина резкости с великолепным спадом в зону расфокусировки, но, помимо этого, это невероятно уникальная цветовая подпись лучшего стекла Zeiss.
Хотя это не сравнение яблок с яблоками, один из тех объективов, на которые я снимал во время этой портретной сессии, был, по крайней мере, чем-то похож. У меня был Fujifilm X-T3 вместе с Fujinon XF 56mm F1.2 . Это любимая портретная комбинация для фотографов Fuji, так как 1,5-кратный кроп-фактор системы Fuji X позволяет получить портретно-ориентированный объектив с фокусным расстоянием 85 мм (приблизительно) и большой максимальной диафрагмой. Если вы сравните похожие фотографии, сделанные с помощью этой комбинации, с фотографиями, сделанными с помощью Otus, результаты будут одинаковыми днем и ночью. Результаты комбинации Fuji приятны; результаты от Otus превосходны (название Otus не зарегистрировано должным образом из-за адаптера для его использования на Sony).
Взгляните на еще один из этих снимков Отуса; сочетание контраста, и светотени просто потрясающее.
Как я уже сказал, Otus 100 мм во многих отношениях лучше всего подходит для серии Otus, потому что это уникальный специализированный инструмент. Обозреватель Брайан Карнатан иногда делает обоснованное замечание, рассматривая дорогие широкоугольные и средние телеобъективы. Он отмечает, что фотографы готовы тратить большие деньги на объективы, ориентированные на дикую природу, но фотографии людей, возможно, важнее. При этом все еще будет много работающих профессионалов, которые либо а) не хотят фокусироваться вручную, либо б) считают стоимость Otus 100 мм слишком высокой.
Серия Zeiss Otus всегда отличалась крайностями: сначала Otus 1,4/55 мм, объектив, который полностью разорвал потолок того, что может сделать объектив для SLR (и сколько он может стоить), затем последовал Otus 1.4/85mm, – объектив, который впечатлил меня так, как ни один другой. 1.4/55 продавался по цене менее 4000 долларов США, за ним следовал 1.4/85 мм по цене менее 4500 долларов США. Объектив 1,4/55 мм был самым большим 50-мм объективом, а затем Otus 1,4/85 мм был еще больше и был самым большим 85-мм объективом. Otus 28 мм же, еще крупнее, и имел исключительную цену почти в 5000 долларов США. К счастью, эта тенденция не сохраняется, и Otus 100 мм не больше и не дороже, чем 28 мм, хотя теперь он станет самым дорогим объективом в серии почти за 5000 долларов США.
Зритель на моем канале YouTube назвал объективы Otus «объективами для домашнего рефинансирования», и я подумал, что это подходящее описание для среднего фотографа. Но этот объектив не для среднего фотографа, даже чуть-чуть.
Качество сборки Otus 100 мм и удобство использования
Серия Otus построена в соответствии с самыми строгими стандартами среди объективов Zeiss в истории, а Zeiss давно уже известна интересной конструкцией своих объективов. Конструктивные допуски очень и очень жесткие, и когда вы берёте в руки объектив Otus, вы понимаете, что он сделан изысканно. Конструкция полностью выполнена из металла и стекла. Черная атласная анодированная отделка с несколькими дискретными синими значками Zeiss тут и там (очень стильно). Вытравленная печать на оправе и бленде залита довольно яркой желтой краской, которая была выбрана из-за хорошей видимости при слабом освещении (где хорошо себя чувствуют объективы Otus). Есть окно расстояния с метками, а также гиперфокальная шкала на f/4, f/8 и f/16. Корпус объективов Otus очень устойчив к царапинам или отпечаткам пальцев, благодаря чему линзы продолжают выглядеть красиво даже во время использования.
Otus 100 мм весит больше всего в серии (на небольшую величину) — 1405 г, но это также самое экзотическое фокусное расстояние/максимальная диафрагма. Otus 28 мм весит почти 1,4 кг по сравнению с 1,03 кг 1,4/55 и 1,2 кг 1,4/85 мм. Однако Otus 100 мм не является физически самым большим, его диаметр составляет 101 мм и 129 мм. Otus 28 мм шире в диаметре, а объективы Otus 28 мм и 55 мм немного длиннее.
Кольцо фокусировки широкое (3 см) и имеет прорезиненную поверхность, которая обеспечивает хороший захват. Серия Milvus имеет шкалу расстояний на кольце (сочетание прорезиненной и металлической отделки), и я предпочитаю более простой и функциональный дизайн объективов Otus. Проще говоря, действие фокуса — это совершенство. Идеальное демпфирование, фокусировка одним пальцем, достаточное трение, чтобы найти и удерживать точное положение фокусировки, это совершенство фокусировки. Некоторым фотографам может показаться, что ход фокусировки на 300 градусов несколько длинный, и для прохождения всего диапазона фокусировки потребуется обычное вращение фокуса.
Когда вы посмотрите на байонетное крепление, вы заметите, что серия Milvus отличается от линейки Otus дополнительной защитой от атмосферных воздействий, и, поскольку Otus 100mm был выпущен после введения серии Milvus, я несколько удивлен (и разочарован), что Zeiss настаивает на том, чтобы не включать сюда защиту от непогоды. Некоторые предполагают, что благодаря этому фокусировка остается плавной (и действие фокусировки лучше, чем на моем Milvus 135 мм), но на деле кажется любопытным упущением для объектива премиум-класса, выпущенного в 2019 году.
В версии объективов для Nikon вы найдете кольцо ручной диафрагмы, но версия Canon, которую я здесь рассматриваю, имеет полностью электронную диафрагму, которая управляется из камеры. В любой версии объектива имеется полностью электронная связь, и все режимы замера работают идеально, плюс передаются полные данные EXIF. Единственная разница между этим объективом и большинством других заключается в том, что он требует ручной фокусировки. Включен чип подтверждения фокусировки, который издает звуковой сигнал и подсвечивает соответствующую точку фокусировки, когда камера считает, что фокусировка достигнута. Однако не придавайте этому слишком большого значения. В большинстве случаев увеличение в режиме Live View является наиболее корректным способом достижения точной фокусировки.
Глядя на переднюю часть, вы обнаружите, что бленда объектива специально спроектирована как часть конструкции. Я действительно ценю то, как Zeiss возглавил новое движение, в котором бленды объективов выглядят частью общего дизайна, а не как дополнительный аксессуар. Бочкообразная конструкция переходит в бленду объектива и выглядит завершенной. Бленда также цельнометаллическая (и прочная – ее с трудом можно сжать) и имеет флокированную внутреннюю часть, чтобы не допустить отражения рассеянного света. Otus 100 мм — это объектив с полностью внутренней фокусировкой, поэтому общая длина остается неизменной на любом расстоянии фокусировки.
Спереди имеется большая 86-миллиметровая резьба для переднего фильтра. Я настоятельно рекомендую иметь по крайней мере фильтр нейтральной плотности, так как f/1.4 — это очень светлая диафрагма, а некоторые условия освещения могут превышать максимальную скорость затвора вашей камеры. Если вы хотите использовать f/1.4 на ярком свету, вам нужно будет ограничить количество света, попадающего на датчик камеры, с помощью фильтра нейтральной плотности.
В целом, это объектив высочайшего уровня мастерства, которое редко встретишь в объективах фотокамер. Он физически большой и тяжелый, но только тактильные ощущения от него доставляют удовольствие. Он настолько плотно сбит, что кажется, если его уронить, пострадает поверхность а не объектив. Для полевых условий он немного тяжеловат, но управляемость почти идеальна. Если у меня есть какие-либо придирки (помимо отсутствия защиты от атмосферных воздействий), так это то, что на корпусах Canon я вынужден в основном использовать Live View для фокусировки, а такой тяжелый объектив сложнее поддерживать, когда его держат вдали от тела. Современные зеркальные фотокамеры на самом деле не рассчитаны на объективы с ручной фокусировкой.
Оптически
Это апохроматический объектив, и в нем исправлены хроматические и сферические аберрации. В схеме используются девять элементов из стекла с аномальной частичной дисперсией, которые почти полностью устраняют хроматические аберрации, обеспечивая большую резкость и более точную цветопередачу. Мой опыт работы с объективами APO в целом подсказывает мне, что они создают уникальные изображения с насыщенными, контрастными цветами, которые имеют невероятную выразительность… вроде этого:
Это классическая оптическая схема Zeiss Sonnar, состоящая из 14 элементов в 11 группах, включая девять элементов с аномальной частичной дисперсией и один асферический элемент. В Otus 100mm также используется система плавающих элементов, которая позволяет объективу быть стабильно резким на любом расстоянии фокусировки.
Объектив также имеет знаменитое покрытие Zeiss T* на каждой поверхности объектива, помогающее свести к минимуму отражения, чтобы обеспечить большую четкость изображения, контрастность и точность цветопередачи.
Одна область, в которой Otus 100 мм не преуспевает, — это максимальное увеличение. Объектив может фокусироваться только до одного метра, а получаемое в результате увеличение составляет всего 0,116x. Справедливости ради, однако, Sigma 105mm F1.4 (ближайший конкурент) имеет такую же МДФ и имеет почти идентичное увеличение 0,12x. Ясно, что эти объективы не заменят нормальный макро-набор.
Качество изображения Otus 100 мм
Otus 100 мм демонстрирует незначительную подушкообразную дисторсию. Такая дисторсия имеет тенденцию увеличивать заметные черты ближе к камере (например, носы), но небольшое искажение часто заставляет лица выглядеть немного стройнее. В углах имеется виньетирование.
Это линейный характер виньетки, которая может быть полезной (на самом деле инсайдер Zeiss сказал мне, что я должен рассматривать виньетку как особенность, а не как ошибку). Во многих портретных ситуациях внешний вид изображений прямо из камеры практически не требует дальнейшей обработки, например:
Однако в других ситуациях эта виньетка, безусловно, является пассивом, а не активом.
Виньетка на Otus 100 мм на самом деле не слишком значительна для светосильного объектива, а на F2 наблюдается значительное естественное ее растворение, которое почти полностью устраняется на F2.8. Вот аналогичный снимок с диафрагмой F2.8, где только немного затемнены крайние углы.
Если вы снимаете в формате RAW, виньетку в любом случае легко исправить после. Объектив Otus очень резкий по всему кадру. Он очень резкий в центре при F1.4 и почти такой же резкий и контрастный в крайних углах:
Природа апохроматической оптической схемы означает, что хроматические аберрации очень хорошо контролируются, – это приводит к превосходному контрасту даже при F1.4.
Цвета также невероятно богатые.
Я давно заметил, что объективы Zeiss (и объективы Otus в частности) показывают себя в реальном мире, в сложных ситуациях. Некоторые объективы хорошо тестируются в лаборатории, но плохо работают в сложных условиях освещения. Otus справляется со сложным освещением и высококонтрастными ситуациями:
На этом снимке вы можете увидеть невероятно красивый способ обработки расфокусированных цветов. В изображениях Otus 100 мм есть магия, с которой могут соперничать немногие объективы.
Ближайшим оптическим эталоном, который я могу собрать из своего набора, является другой объектив Zeiss — великолепный Milvus 135mm F2, который также является апохроматическим объективом. В центре кадра у Otus 100mm примерно такая же резкость при F1.4, как у Milvus при F2:
Однако Otus явно лучше в углах:
При диафрагмировании до F2 преимущество становится еще более заметным. Milvus 2/135 — один из лучших объективов в мире, но Otus 100 мм лучше его. Наблюдается небольшое улучшение резкости, особенно в углах при диафрагмировании до F2, и немного больше до F2,8, но к этому моменту разрешение уже зашкаливает. Уменьшение диафрагмы помогает с глубиной резкости, но резкость объектива фантастическая при любой диафрагме. Здесь, на F4, вы можете увидеть, как тонко прорисованы мельчайшие детали.
Пейзажные изображения имеют много деталей по всему кадру.
Великолепные цвета, контрастность и управление CA позволяют снимать практически любой объект и получать отличные результаты.
Мое наблюдение часто заключалось в том, что апохроматические объективы изумительны по цвету и контрасту, но часто имеют немного более загруженное боке из-за сильного контроля хроматических аберраций. Боке здесь на самом деле довольно хорошее, с красивым спадом в размытие, который особенно хорошо подходит для портретов.
Было несколько ситуаций, когда я обнаружил, что боке отвлекает больше, чем хотелось бы — в основном в ситуациях с сильно преломляющими объектами, такими как капли воды в сочетании с ярким светом.
В то время как блики в основном обрабатывались довольно хорошо, я смог ввести немного ореолов в экстремальных ситуациях.
Снимаете ли вы портреты или обычные снимки
Otus 100 мм дает великолепные результаты. Это также прекрасный пейзажный объектив:
Да, объективы серии Otus невероятно дорогие. Но да, они также невероятно особенные. Вы можете увидеть больше фотографий в галерее изображений здесь .
Вывод
Zeiss Otus 100mm F1.4 APO Sonnar присоединяется к 85mm F1.4 в качестве моих любимых объективов Otus.
Линзы Otus подходят всем? Очевидно нет. Не все хотят иметь дело с ручной фокусировкой. Мало кому интересно тратить 5000 долларов на средний телеобъектив с фиксированным фокусным расстоянием. Это экстремальный инструмент, который требует более осторожного, обдуманного подхода к использованию. Но он также создает невероятно особенные изображения (особенно портреты) и должен быть у тех, кто хочет, чтобы их портреты выделялись как уникальные и особенные.
Плюсы:
- Красивое произведение механического искусства
- Великолепные изображения
- Отличная детализация, цвет и микроконтраст
- Прекрасное кольцо фокусировки, очень точное, фокусироваться одно удовольствие
- Исключительная резкость даже при F1.4
- Отличный контроль хроматических аберраций
- Точный цвет, который также богато насыщен
- Отличное разрешение на любом расстоянии фокусировки
Минусы:
- Чрезвычайно дорого
- Большой и тяжелый
- Нет защиты от атмосферных воздействий
- Ручная фокусировка