Руки помнят «Phenix» и «Seagull»? Почему в Китае нет отечественной цифровой камеры.
В 1955 году Пекинский завод точного машиностроения «Далай» успешно скопировал 12 советских дальномерных камер, которые были первыми 35-мм дальномерными камерами с момента основания Нового Китая. В 1957 году фото-фабрика «Dalai» сменила название на Завод фотоаппаратов «Beijing», а название фотокамер поменяли с «Dalai» на «Changhong». В то время в сложных условиях она произвела более 7600 камер «Changhong» за год.
Двух-объективная зеркальная камера бренда «Changhong» была переименована в бренд «Tiantan» и выпускалась до 1961 года.
В апреле того же 1956 года, когда была основана фабрика камер «Dalai», заработала и фабрика фотокамер в Тяньцзине. Её управляющий в то время с большим энтузиазмом выбрал камеру «Mamiya 6» в качестве образца и привлёк дюжину сотрудников к этому проекту. Всего за 54 дня были изготовлены два опытных образца для испытаний и названы камерами «семь-один» (1 июля — день рождения Армии КНР). Это первая в Китае складная дальномерная камера 120-го типа. Кроме объектива из импортных материалов, остальная часть корпуса была сделана своими рабочими. Было действительно удивительно что собрали «с нуля» две камеры всего за 54 дня.
камера «Семь-Один»
Однако из-за ограниченных производственных мощностей было выпущено только более 40 камер «Qiyi» (семь-один). Затем на фото-фабрике «Tianjin» скопировали простейшую немецкую камеру Altissa и под именем «Счастье-1» с низкой ценой и более простую в производстве. Поскольку её форма очень похожа на велосипедный фонарь в то время, ее также называли «осветительная камера».
В том же году была основана Шеньянская фабрика фотоаппаратов, которая, как и Далай, в течение следующих трех лет производила TLR- камеру марки Шэньян, имитируя TLR- камеру Ricoh. Но, из-за возникших в этот период трудностей, Шеньянская фабрика фотокамер была закрыта. Оборудование фабрики было перевезено в Тиелинг, где была основана Фабрика оптических инструментов Тиелинг. На ней стали выпускать переименованную TLR- камеру.
Годом позже в Сиане был создан Северо-Западный завод оптических приборов. С помощью советских специалистов там был налажен выпуск фотоаппаратов (南京) «Нанкин» (ФЭД-2) и (长乐) «Changle» (Любитель). В это время Чунцине также захотели производить фотоаппараты. Поэтому, при помощи Северо-Западного завода, там подготовили производственную линию для изготовления клона камеры «Смена», под названием (长江) «Ханг джанг». Так звучит на местном диалекте «Река Янцзы».
На следующий год, увидев камеру марки «Река Янцзы», Северо-Западном заводе подумали: «у них есть своя марка, и мы должны получить имя бренда», поэтому в 1959 году сделали копию камеры «Смена» с названием «Хуашань» (поскольку Завод расположен в Сиане, недалеко от горы Хуашань).
В 1957 году в Шанхае решили, что лучшая камера это Leica и решили копировать «Лейку». К ноябрю был изготовлен прототип и пройдены все этапы от опытной группы до производства камеры на Шанхайской фабрике фотоаппаратов. Так изготовили дальномерную камеру «Shanghai 58» 1-го типа, которая была не хуже «Leica». Также приступили к работам по копированию TLR- камеры «Rollеi», которая имела объективы типа 58-1. Так же решили, что камера Minolta SR-1 была неплоха и сразу начали подготовку к копированию.
К 1958 году пример Государственных предприятий в Нанкине, Тяньцзине и Шанхайской фабрики фотоаппаратов вдохновил опытных мастеров в других местах. Не желая отставать, в этом году были созданы фабрики фотоаппаратов, где на основе иностранных камер было выпущено большое количество копированных моделей. Например, «Голубое небо», «Дружба», «Павлин», «Труд» и другие простые камеры 120-го типа.
В 1959 году заводы по производству фотоаппаратов по всей стране добились новых достижений. Фабрика фотокамер в Тяньцзине представила красивую камеру «Счастье-2», «Шанхайская фото-фабрика №2» разработала складную камеру среднего формата «Shanghai 201», и «Северо-Западный оптический завод» выпустил двух-объективную зеркальную камеру «Changle».
Также появилась первая китайская 35-мм зеркальная камера. Она была разработка Нанкинского завода фото-приборов, на основе советской камеры «Зенит», и ее название «Жи ин шан»- «Фиолетовая гора».
Впоследствии Тяньцзиньская Фабрика фото-аппараов использовала «Зенит» и «Contax D» для разработки зеркальных фотокамер «Chenguang». «Kонтакс» послужил прототипом не только для Тяньцзиньской Фабрики. На заводе «Оптики и прецизионного оборудования» в Чанчуне изготовили зеркальную фотокамеру марки «Tianchi», которая превзошла «Contax- S». В Интернете есть хорошая поговорка: «Когда вам подражают, вас могут превзойти без спроса»(ученик лучше учителя).
С другой стороны, также развиваются 35-мм дальномерные камеры. В эпоху «одного бедного и двух белых» развитие отечественных камер постепенно продвигалось методом проб и ошибок.
Национальная конференция по обмену опытом производства фотоаппаратов, состоявшаяся в Пекине в феврале 1960 года, ознаменовала собой первый этап становление традиционной индустрии фототехники в Китае. Однако в том же году большое количество фотофабрик либо закрылось, либо были переданы на этап ограниченного производства.
«Упорство — это победа» — первая дилемма с которой столкнулась Шанхайская фабрика фотоаппаратов. После «корректировки» Шанхайская фотофабрика первой усовершенствовала производственную систему. Затем была проведена необходимая технологическая перестройка для производства фотоаппаратов с учетом экономического спада того времени.
При условии обеспечения необходимого качества, стоимость была значительно снижена, и появилась серия камер, которые могли производится массово и продаваться по приемлемой цене.
Так появилась двух-объективная зеркальная камера «Shanghai -4» и складная камера среднего формата «Shanghai 203», которая была также лучшей камерой в то время, и зеркальная 35 мм камера «Shanghai DF». Появление этих камер заполнило вакуум на внутреннем рынке фотоаппаратов камер того времени. Полученная Шанхайской фото-фабрикой прибыль, от производства этих моделей, пошла на поддержку, развитие и восстановление отечественной индустрии фотоаппаратов.
В 1964 году, в соответствии с нормативами о том, что в названии торговой марки не может быть использовано географическое название, на Шанхайской фабрике переименовали выпускаемые фотоаппараты. Широко известны камеры «Чайка», особенно камерой «Seagull 4», которая доминировала долгое время. На внутреннем рынке камер в этом же году в Тяньцзине была выпущена 35-мм дальномерная камера «Dongfang S1» (Oriental S1).
Наступил 1969 год. Министерство промышленности Китая поставило перед фабрикой задачу по производству фотоаппаратов мирового уровня. Задача состояла в том, чтобы имитировать иностранные высококачественные камеры. Завод приступил к «выполнению планов партии» с прототипа «Rolleiflex 3.5F TLR». Разработанная камера представляла собой передовую среднеформатную TLR-камеру «Pearl River-Vll». Вершиной имитации того времени была 35-мм дальномерной камеры «Red Flag 20», известная как «китайская «Лейка»». Другим продуктом шанхайской фабрики, был «Dongfeng» — аналог камеры среднего формата «Hasselblad 500C».
Три камеры, упомянутые выше, не смогли поставить на серийное производство из-за высокой цены и стоимости: «Хонг Цы 20» было выпущено в районе 200 штук, а камера «Dongfeng» меньше сотни. На самом деле, характеристики «Red Flag 20» и «Dongfeng» несколько отличается от подлинных «Leica» и «Hasselblad», но и этого было достаточно, чтобы доказать, что уровень производства камер в Китае действительно не отставал.
С 1972 по 1979 годы, на основе «независимых исследований» или «совместных разработок», на разных заводах по всей стране были созданы различные модели TLR-камеры с различными названиями.
Первой 35-мм зеркальной камерой собственной разработки, считается «Pearl River S201», выпущенный в КНР в 1978 году. Камера отличалась профессиональными характеристиками, комплектом аксессуаров и объективов, а также была единственной отечественной 135-зеркальной фотокамерой со съёмным видоискателем. Можно сказать, что это «босс» отечественных зеркальных камер.
В 1983 году завод по производству оптических инструментов Цзянси получил разрешение от фабрики фотоаппаратов Сучжоу Байян на использование торговой марки «Феникс». Предыдущая камера «Seagull 203» также была переименована в «Phenix 203».
Как отличная домашняя камера «Две птицы», Фениксы воспарили. В это время Китай вступил в новую эру реформ и открытости. Наступил золотой период 35-мм камер со встроенной фотовспышкой, но среднеформатная камера постепенно исчезала с рынка. Нет другой причины, почему 35-мм камеры для цветной фотографии стали популярнее камер среднего формата, которые в то время тоже делали цветные фотографии, кро ме той, что отвечает за цену. Средний формат был значительно дороже.
В 1985 году отечественные камеры среднего формата, которые использовало целое поколение фотографов, были сняты с производства. Однако 35-мм иностранные камеры, появившиеся в стране в этот период, также начали влиять на внутренний рынок. Хотя на рынке камер все еще преобладали знакомые «Чайки», «Циндао», «Феникс» и другие бюджетные камеры. Более того, отечественные камеры, экспортируемые в зарубежные страны, оставили глубокое впечатление на потребителей как по форме, так и по качеству. В частности, мощные имитационные возможности крупных отечественных заводов фотоаппаратов привлекают внимание японских компаний-производителей. В это время обмены и сотрудничество между отечественными производителями фотоаппаратов становятся все меньше и меньше и постепенно переходя в конкуренцию.
В 1990-х годах в результате реформы и дальнейшего развития Китая уровень жизни людей улучшился, а потребительские запросы возросли.
В страну по-прежнему поступало большое количество иностранных камер, которые имели передовые функции и новые формы, что оказало беспрецедентное влияние на отечественные камеры.
Для того чтобы выжить, отечественные фотофабрики начали создавать совместные предприятия и совместные производства с иностранными компаниями, а также хотят внедрять передовые зарубежные технологии.
Но результат был очень удручающий и жестокий по достижении цели.
Большинство отечественных производителей камер прекратили разработку отечественных камер. После внедрения зарубежного передового сборочного оборудования и производственной линии, большинство произведенных камер были типа «наведи и снимай».
Реальные базовые технологии не были освоены вообще. Таким образом, конкуренция между отечественными производителями фотоаппаратов и зарубежными производителями провалилась, вызвав крах и банкротства.
Система отечественной индустрии камер, которая когда-то имела тесные связи и частые обмены и сотрудничество, также распалась.
В конце концов, выжили только две большие птицы «Чайка» и «Феникс», которые настояли на разработке высококачественных отечественных камер.
В первые дни цифровой эры, в августе 1988 года, «Seagull» разработала первую в Китае цифровую камеру «Seagull DC-33». Хотя он имеет только 300 000 пикселей и максимальное разрешение 640×480, он также является началом цифровых камер в Китае, но он действительно вступил в эру цифровых камер. Проблема отечественной камеры не является проблемой качества в традиционной пленке в прошлом. Это проблема базовой технологии, то есть ядра цифровой камеры — светочувствительного элемента.
Вступая в новое тысячелетие, у отечественных цифровых камер был очень оживленный период. В компании к «Чайке», были такие компании, как BenQ, Founder, Haier и т.д., которые не начинали с фотокамер, но все пришли на рынок цифровых фотоаппаратов, чтобы попробовать «наварить бульончик». Это были, в основном, устройства с маленьким экраном менее 1 дюйма, и все пиксели находятся на уровне 1 млн. Импортные камеры в то время также были на этом уровне. Внутренние камеры также могут быть на одном уровне с импортными товарами.
Но в 2003 году количество пикселей в импортных цифровых камерах возросло до 8 миллионов, тогда как количество пикселей в цифровых камерах в Китае составляло всего 3 миллиона, а Canon и Kонтакс уже выпустили полнокадровые цифровые зеркальные камеры.
К 2005 году японские камеры с более мощными функциями и более низкими ценами полностью заняли внутренний рынок камер.
В суматохе, отечественные цифровые камеры, которые сражались друг с другом, пали в бою. Их подвели высокие цены и низкие цены на светочувствительные чипы японского производства. Они постепенно исчезли из поля зрения.
После исчезновения на десять лет, в 2014 году «Seagull» неожиданно анонсировала новость о возвращении и выпустила несколько новых цифровых камер. Некоторое время многие старые любители фотографии были взволнованы, но люди с небольшим здравым смыслом смогли разглядеть, что эти так называемые «новые цифровые продукты», особенно «Seagull CF100» и «Panasonic LX», очень похожи, даже параметры абсолютно одинаковы.
Наконец, кто-то узнал, что так называемое возвращение Чайки заключалось только в продаже аппаратов, собранных из OEM-комплектующих. Это очень разочаровало старых фотографов, которые были до этого обнадежены. Поэтому они насмехались над этим и говорили, что это не «возвращение камеры «Чайки», а «Чайка, спела прощальную песню».
Недавно, 19 сентября 2016 года, предприятие «Xiaomi Technology», официально выпустило первую в Китае цифровую микро-камеру, Micro-single Camera «Xiaoyi M1». Это пока единственная «отечественная» камера.
Три простых шага к выходу с рынка
Всего три шага. Первый шаг состоял в подражании. Вторым шагом было получение «передовых технологий» и сборочных линий из-за рубежа. Стали энергично производить «камеры для дурака». На последнем этапе просто собирали плохие вещи с OEM-комплектующих. Всего три ступени, которые направили «штык в землю».
Наконец, появилась искренняя надежда, что отечественные изготовители объективов, такие как «Lao Fang», «Zhongyi Optics», «Yongnuo» и «Seven Artisans», скоро вырастут! В мире фотокамер, где доминируют японские объективы, отечественным объективам нелегко конкурировать друг с другом в этом разрыве!
- Отказ от ответственности:
- Эта статья была подготовлена редактором портала Yingzhi.
- Источник: китайский
Copyright 2020, NetEase, Inc. All Rights Reserved
你用过凤凰、海鸥吗? 中国为什么没有国产数码相机 - текст переведен без изменений и комментариев.
Владимир Зверев
Примечания редакции портала [ПРО]ФОТО:
События в Китайской фотоиндустрии очень сильно напоминают события на рынке СССР.
Подражали, копировали, делали ставку на мелкие и косметические изменения. Однако, ближе к 90 годам, наши, все-таки, очнулись, и поняли, что теперь штамповать Зениты и Гелиосы уже недостаточно. Удивительно, что промышленность получала сигналы от профессионального сообщества начиная с 1970х, и даже предпринимались попытки отдельными личностями, выйти из тихой гавани в открытое море. Но увы. Рынок без конкуренции — застой в прогрессе. Ушла плановая экономика, провалились и отечественные камеры.
Конечно, еще бы чуть-чуть, и мир бы мог увидеть цифровые камеры Зенит или Зоркий, но… С разработками на момент развала Союза отставали примерно на 10 лет. Но стоит отметить то, что попытки КМЗ перезапустить производство все-таки радуют, ведь относительно недавно в продаже появились отечественные объективы Зенитар в новой оправе, с хвостовиками под различные системы. И реально, много кому хотелось бы увидеть не только классические объективы с ручной фокусировкой, пусть уже и на отживших свое М42 и Canon EF, но еще и с автофокусом.
Будем надеяться, что страждущие дождутся этого знаменательного события.