«Чайка-3» — советский шкальный полуформатный фотоаппарат. Третья модель из одноимённого семейства. Выпускался в 1971—1973 годах Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова (Белорусское оптико-механическое объединение). В отличие от первой и второй модели имеет несопряжённый селеновый экспонометр. Также изменён внешний вид фотоаппарата. Чайка-3 выпущено 600.000 экз.
Вы смотрели немое кино? Например, “Огни большого города” с прекрасным и великим Чаплиным? А диафильмы помните? Полумрак, тёплый, гудящий проектор – и чудо на белой простыне? Зачем сейчас – об этом? Позвольте объяснить. Дело в том, что стороны кадра у диафильмов – 18 миллиметров на 24. И у немых кинокартин были такие же. Изобретая свою бессмертную “Лейку”, Оскар Барнак два смежных кадра объединил. И получил один фотографический, в 24 миллиметра на 36.
Но идею кадра маленького – отнюдь не забыли. Конструкторы пытались уменьшать: снимок, плёнку, камеру. Казалось: ещё немного – и канут в Лету привычная плёнка, стандартный кадр и большие аппараты. Не канули – не случилось. Но воплощённые надежды – камеры тех лет – остались с нами. Машинки под узенькую 16-миллиметровую плёнку, устройства с нестандартным снимком и, наконец, аппараты полукадровые. На последних и остановимся. Название говорящее – снимок у них половинный. На обычной плёнке помещается почти вдвое больше таких кадриков. Размером – в те самые 18 и 24 миллиметра, как в немом кино. Или как в диафильмах:)
Из советских полукадровых машинок, самые, наверно, массовые – это белорусские “Чайка” и “Агат”. Их и сейчас найти несложно. У меня – “Чайка-3”, последняя в семействе и самая “продвинутая”: со съёмным объективом, селеновым экспонометром и скобой для вспышки.
Камера хоть и небольшая – но солидная. Много серебристого металла, чёрный и светлый пластик, серьёзного вида рамки. Светомер и диск выдержек занимают верх справа – поэтому взвод у камеры внизу. Колёсико перемотки – почему-то тоже, как и счётчик кадров. Замок у крышки – основательный, как у старых “Зенитов”. Видоискатель темноватый, но с подсвеченными рамками. Объектив – “Индустар-69” – маленький и очень плоский. Оформлен тоже серьёзно – чёрно-серебристый “блинчик” с накатками на торцах. Вполне светосильный – максимальная диафрагма аж 2.8. И с весьма “широким углом” – 28 миллиметров фокусного расстояния.
Взвод длинный, градусов 270, и туговатый. Может, правда – только на моей “Чайке”. Спуск посажен неоптимально, спереди – зато мягкий и очень короткий. Выдержек – лишь четыре: от 1/30 до 1/250. Объектив вращается очень легко – буквально, одним пальцем, а кольцо диафрагмы – двумя. На объективе – много отметок. Расстояния до цели, дополненные значками: портрет, группа, пейзажи и здания. Ближе к камере, на неподвижном кольце – парные числа диафрагм. Дистанции внутри каждой пары обозначат глубину резкости. По-другому “Чайку” не навести – только по шкале расстояний. Отсюда – и название класса фотокамер: шкальные.
Экспонометр, увы, погублен не лучшим ремонтом. Но пока был “жив” – свет худо-бедно мерял. Забавные стрелочки и колёсики помогали подобрать экспопару. В остальном же камера – вполне рабочая. Отвлекусь на объектив: он съёмный, помните? Да, съёмный, на резьбе М39 – но с уникальным рабочим отрезком. И для ценителей старой оптики это – солидная ложка дёгтя. На современную камеру объектив, конечно, встанет. Но снимет только “макро” – говорят, правда, неплохое. Добиться полной совместимости, говорят, можно. Но – с различным “напилингом”: от разблокировки фокуса до токарных работ. О результатах в Сети пишут, что на “кропе” можно снять неплохо и “закрутить боке“, а вдаль будет бочковидная дисторсия. На “полном кадре” будет, вдобавок, сильная виньетка – вплоть до круглого снимка.
Перейду к моим ощущениям от “Чайки”. И они – очень необычные. Да, это шкальный аппарат, не рассчитанный на сложные снимки. Кадры “половинные” и потому вертикальные. Для горизонтальных камеру нужно “ставить на попа”. Снимок всё-таки маленький и “зерна” на фото получается много. Чувствительные и “крупноточечные” плёнки в “Чайку” лучше не заряжать. Лучше что-то единиц на сто-двести, и “тонкого помола”, вроде “Илфорда”.
Но при этом “Чайка” хорошо сделана. Дизайн и материалы выгодно отличают её от тех же “Смен”. А хорошая оптика – от “ЛОМО-Компакта”. Широкоугольный объектив искажает лица и “валит” здания – но зато прощает огрехи наводки. А с диафрагмой от 4 можно навести “гиперфокус”, резкий дальше трёх метров – и снимать на ходу. Из-за склонности к “зерну” и коротких выдержек камера любит свет, дневной и солнечный. Иногда выручает вспышка. А теперь – позвольте Вам напомнить, что снимков – очень много. И в этом – главное преимущество и неповторимый шарм “полукадра”. “Чайка” – хорошая камера “на всякий случай”, для простой, незатейливой съёмки день за днём. К концу плёнки Вы наверно забудете, что снимали в начале. А, проявив – вспомните и порадуетесь. По-моему, это хорошо.
- Тип — шкальный полуформатный фотоаппарат.
- Тип применяемого фотоматериала — плёнка типа 135 в стандартных кассетах.
- Размер кадра — 18×24 мм.
- Корпус — металлический, с откидной задней стенкой.
- Взвод затвора и перемотка плёнки — головкой на нижней панели, с 1972 года выпускалась модификация с курковым взводом затвора на нижней панели. Несъёмная приёмная катушка.
- Спусковая кнопка на передней панели камеры, резьба под спусковой тросик отсутствует.
- Объектив — «Индустар-69» 2,8/28, съёмный, крепление резьбовое М39×1, однако рабочий отрезок 27,5 мм, а не 28,8 мм. Диаметр резьбы под светофильтр — М22,5×0,5 мм.
- Причина появления съёмного объектива на полуформатном фотоаппарате неизвестна, сменная оптика не выпускалась, планировалось ли производство — неизвестно.
- Объективы от дальномерных камер «ФЭД» и «Зоркий» к «Чайкам» (и наоборот) не подходят (кольцо толкателя рычага дальномера на объективе упирается в диск, за которым размещаются детали центрального затвора).
- Фотографический затвор — центральный залинзовый, пятилепестковый, значения выдержек от 1/30 до 1/250 с и ручная.
- Синхроконтакт «X», на «Чайке-3» появилась обойма для крепления фотовспышки.
- Наводка на резкость по шкале расстояний.
- Видоискатель оптический телескопический с увеличением 0,5×, подсвеченные кадроограничительные рамки с коррекцией параллакса.
- Обратная перемотка плёнки головкой на нижней панели, разблокировка транспортирующего зубчатого валика происходит отдельной кнопкой. Счётчик кадров самосбрасывающийся.
- Фотоаппарат «Чайка-3» имел встроенный несопряжённый экспонометр. Определение экспозиции производится с помощью двухстрелочного индикатора, причём в крайних положениях стрелок (све́та много или све́та мало) при попытке совместить обе стрелки происходит изменение значения установленной светочувствительности фотоплёнки; экспонометр «подсказывает», фотоплёнку какой светочувствительности (большей или меньшей) желательно применить. Головка установки выдержек совмещена с соответствующим диском калькулятора экспонометра, фотографу только остаётся установить значение диафрагмы на объективе.
- Резьба штативного гнезда 1/4 дюйма, выпускались фотоаппараты и без штативного гнезда.
- На верхней фотографии «Чайка-3» с бескурковым взводом затвора имеет скобу для крепления темляка, а «Чайка-3» с курковым взводом затвора имеет штативное гнездо.
Чайка-3 пример фото